Трансваль, Трансваль...

Отца своего я называл "батей". Тогда в нашем краю так было принято. В слове "батя" - ничего грубого. Батя - это отец.
Частенько, по выходным, батя брал в руки гармошку и "скрипел". Так в шутку называла игру бабушка. Нет, играл батя совсем недурно. Не то что некоторые в ту давнюю пору - слуха музыкального не имея, терзали гармони по пьянке, создавая вокруг себя только какофонию. Батя играл хорошо. Если бы не война, он смог бы и фортепиано осилить, и нотную грамоту... Но история не знает сослагательного наклонения. И пел батя тоже хорошо.
Сыграть и спеть он мог многое: и "Новоржевку", и "Галаголку", и "под драку"... Все эти народные наигрыши прочно теперь забыты. Забывчив наш народ. Всех-то на иностранные хиты тянет... А всё гениальное своё - выброшено за борт как ненужное. Теперь никто, поди, и не представляет, что такое игра "под драку". А это такая игра, которую гармониста на сельских сходках-вечерах (ярмаНках) очень просили сыграть люди, когда намечали мордобитие. К слову, ни одна ярмаНка в наших краях без этого, говорят, не проходила. "Эй, гармонист, а ну-ка резЬни-ка под драку!" - просили забияки, удалые молодцы, коим биться на кулаках была долгожданная потеха - развлечение не для слабых. Гармонист разворачивал меха так, что они аж выгибались подобно поезду на крутом повороте. Гармонь в руках умельца выдавала такие звуки и сочетания, что по телу всех слушающих невольно пробегали мурашки. Начинался невероятнейший подъём духа - духа боевого. Чем дольше такую музыку слушаешь, тем больше возникает у тебя желание (если ты, конечно, не женщина) кому-нибудь нехорошему припечатать неслабо, прямо в лыч! Никакие музыканты тяжёлого рока на подобное не способны. Вот это тяжёлый рок (на гармони), я вам скажу! Ну тут и начиналось светопредставление - биться выходили чуть ли не все, кто был. Женщины - врассыпную! Кто куда. С визгом и криком. Мужчины хватались за колья, которые вырывали из плетней... Такой кол в руках назывался "дрын". "Вот я дрыном тебя как дрЫзну!" - обещал зловеще какой-нибудь драчун. А ещё - "кагАлиной", при этом согласный звук "г" звучал на манер украинского "г", почти как "х". А гармонист знай себе наяривал, да всё круче и круче. Потом и сам входил от такой игры враж - и хвать гармошку об землю, так что та вдребезги.
Конечно, гармони стоили немалых денег. Но тогда все музыкальные инструменты были отечественные. В каждом почти сельповском или даже и в сельском продмаге можно было купить гармошку, гитару, а в районном городке ещё и выбор был...

Однако я хотел сказать о другом. Отец мой любил старые, довоенные (то есть до 1941 года) песни. Те песни, которые напевал его отец, артиллерист, мой дед, который погиб в самом конце войны, под Берлином. Батя очень любил отца и помнил все песни, которые тот пел, аккомпанируя на балалайке. В умелых руках балалаечка звучит очаровательно, не уступает и гитаре. Это позже, когда стали презирать и в народе русском всё русское, распространилось мнение, что балалайка годна только для частушек, более - ни на что другое.

Те песни, которые пел мой дед, были созданы ещё до революции, то есть до 1917 года. Это были песни ещё из царской России. Большевиками в них и не пахло. Одну из таких старых песен любил напевать под гармошку мой батя. Называлась она по первой строке "Трансваль, Трансваль..." Кстати, об этой замечательной песне есть стихи Михаила Исаковского. Но, думаю, что и он тоже прочно надёжно забыт новым, ничего не помнящим поколением, для которого мы все - просто "совки"...
Мотив песни "Трансваль" мне лично напоминает мелодию величественной песни "Среди долины ровныя..."  Как там дальше, знаете?... Но всё же в "Трансвале" не копия этой мелодии, а свой музыкальный рисунок. Но словами этого не расскажешь. Это надо слышать. А вот слова песни "Трансваль" - те, что помню, дожив до возраста отца и намного пережив возраст деда, это я вам могу передать... Итак...

Трансваль, Трансваль, Страна моя!
Ты вся горишь в огне!
Под деревцем развесистым
Задумчиво сижу...

Сынов всех девять у меня.
Троих уж нет в живых.
Но за свободу борятся
Все шестеро других.

Мой старший сын -
старик седой -
Лежит в земле сырой...
......................
......................

А младший сын
В двенадцать лет
Просился на войну.
Но я сказал:
"О, нет, нет, нет!
Ребёнка не возьму!"

Однажды при сражении
Отбит был наш обоз...
Малютка на позиции
Ползком патрон* принёс!

Молитесь же вы, женщины,
За сыновей своих.
За кривду Бог накажет их,
За правду наградит!

Война англичан с бурами в южноафриканской республике Трансвааль была в конце Х1Х века (точнее, тянулась с 1877 года по 1915-й). Она считалась первой империалистической войной нового времени. Вероятно в ту пору и была создана эта песня. Видимо, мой дедушка услышал её от своего бати. Конечно, слова здесь далеко не все. Но представление о том, какие песни были популярны тогда, ещё до войны с японцами, до балканских войн и до первой мировой, мой читатель, думаю, в какой-то мере получил.

И пост скриптум.
Читатель, конечно же, никогда и нигде не сможет теперь услышать музыку "под драку". Просто потому, что давно уже умерли те русские гармонисты, которые, как мой отец, могли эффектно проиграть эту душу раздирающую мелодию. Этих людей уже нет. Впрочем, сдаётся мне, что эта тяжёлая злая музыка, исполняемая преимущественно на басах, однако же, всё-таки оказалась увековеченной - навсегда - советским композитором Сергеем Прокофьевым, написавшим музыкальную партитуру к знаменитому на весь культурный мир, но крепко забытому у нас, фильму "Александр Невский" (1938 год). Я имею ввиду музыкальное сопровождение к эпизодам, передающим агрессию нашествия немецких псов-рыцарей на землю Псковскую. Тогда, в ту предвоенную пору, всё же ещё не было столь космического отрыва верхушки культурных деятелей от "простого" народа, поэтому незазорно было почерпнуть у этого народа нечто... А ссылок на то, что это взято у народа, разумеется, никто делать не собирался - ни тогда, ни тем более теперь.

___________________

*Патрон - в данном случае это множественное число, то бишь "патронов". Язык песни как-никак народный.
Снимок из семейного альбома автора; сделан в Опочецком фотоателье примерно в 1939 - 1941 году.


Рецензии