Паутина страха 14 глава

На заднем дворе мужик возился с лошадью. Он подтягивал ей подпругу и что-то приговаривал. Потреба проходила мимо и остановилась.

- Куда ж ты собрался? Здесь работы много. Кто тебе велел собираться?

Мужик посмотрел недовольно на Потребу.

- Да лошадь, видишь готовлю. Для Джубы. Ворон ему велел, сам Джуба сказывал.

- И куда он собрался? Надолго?

Мужик покосился недоверчиво на Потребу.

- А зачем тебе? Джуба сказал никому не говорить куда едет.

Потреба повернулась, собираясь уходить. И из-за плеча бросила.

- Не больно-то интересно мне. Вино вот немного скисло у меня. Вот не знаю, кого в помощники взять. Ворон вылить приказал.

Мужик сразу отложил работу и быстро подвинулся к Потребе.

- Дак это... Ты... Я это … Давай я помогу ...

Потреба повернулась и посмотрела искоса на мужика. Мужик поглядел на Потребу, и догадка озарила его лицо.

- Это, самое... Он в дальнюю деревню едет, там управляющий заболел. Сказывал, три дня не будет его. Вот к вечеру и поедет.

Потреба посмотрела на мужика, потом кивнула.

- После обеда зайдёшь в дворовую. Я там буду, ну после и поможешь с вином. Только про наш разговор никому. Понял?

Мужик закивал головой. И стал шевелиться быстрее. А что? Надо помочь Потребе. Может когда и она ему поможет.

После обеда, ближе к вечеру, когда чернокнижник Джуба уехал. Потреба направилась к дому чернокнижника. Уже возле дома она встретила Дария.

- Слушай, Дарий, ты знаешь, что Джуба уезжает на три дня?

- Ну да, знаю.

- Знаешь, что,займись-ка ты бричкой Ворона. Она должна быть всегда готова к выезду. Помыть её надо очень хорошо. Ты ведь знаешь, как Ворон порядок любит, – сказала Потреба строгим голосом.

Дарий начал хмуриться и морщиться, - ага, а почему я? Что больше некому?

Потреба посмотрела удивлённо на Дария, - ты почему недоволен? Мне что Ворону сказать, что ты отказываешься? Ты же сейчас свободен? Так? Ну вот! Иди и вымой бричку!

Дарий сжал губы и ушёл. И почему эта тётка им командует? Нет. В следующий раз не надо ей на глаза попадаться. Странная она, тоже что-то таит в себе, как и чернокнижник.

Потреба смотрела, как Дарий скрылся в воротах на задний двор. Там стояла бричка Ворона. А сама пошла к дому чернокнижника.

Уже возле дома, она быстро оглянулась по сторонам и вошла в дом. Она закрыла за собой дверь в сенки и подошла к комнате Джубы. Дверь была закрыта на большой замок. Она тщательно смотрела его. Никаких заметок вроде бы не видно. Хитрый чернокнижник, может и заметки поставить. Это чтобы понять, что кто-то был у него в комнате.

Потреба достала из матерчатого мешка, который был у неё на поясе, большую связку ключей и начала по одному вставлять в замок. Ни один ключ не подходил. Потреба убрала одну связку, достала вторую и снова попыталась открыть замок.

Во дворе послышался разговор. Потреба подбежала к двери и посмотрела через щель. Мимо дома прошли дворовые люди, они что-то горячо обсуждали. Она подождала пока они пройдут, и продолжила своё занятие. Наконец один из ключей подошёл. Потреба открыла замок и осторожно потянула дверь. Вновь осмотрела дверь, опять никаких заметок не обнаружила. И только тогда вошла в комнату. Замок она взяла с собой.

В комнате Потреба огляделась. У двух окон стояли большие столы. На них кувшины, медные чашки, лампа. На стенах висели шкафы. Она внимательно осмотрела пол, чернокнижник вполне мог и насыпать что-нибудь чтобы остались следы.

Потреба тихонько подошла к шкафам, открыла дверки, просмотрела все полки, и ничего интересного не нашла.

Также Потреба пошарилась под столами. Ничего интересного. Уже уходя, Потреба заметила над окном кончик чёрного шнурка. Она потянула за него, и в потолке открылась маленькая дверца. Потреба подставила табурет, взобралась на стол, поднялась и засунула руку в отверстие. Она нащупала и достала мешочек. Из мешочка она вынула медальон и бумагу. Она прочитала её вслух.

- Выпись из метрической книги о родившихся...

Потреба отложила бумагу и взяла медальон, она открыла и увидела женщину. Секунду Потреба раздумывала, потом аккуратно все сложила на место, и закрыла крышку в потолке.

Затем Потреба провела взглядом по комнате, вроде бы всё на месте, ни одну вещь она не потревожила. Не должен чернокнижник заметить, что кто-то был у него дома. Потом Потреба вышла из комнаты. Аккуратно повесила замок и стала его закрывать. И вот тут-то замок заело. Ну никак не закрывался. Мало того она не могла вытащить ключ. Так она возилась уже минут десять и ничего не могла сделать. Незадача. Оставлять ключ в замке нельзя. Потреба достала из сумки большой ключ от погреба, вставила конец ключа в дужку другого ключа и стала поворачивать. И кое-как с большим усилием она-таки повернула ключ в замке. Там что-то заскрежетало и ключ с трудом вытянулся. Потреба тихонько выдохнула и поторопилась выйти из дома чернокнижника.

Потреба размышляла. Вот так новости! Откуда это всё у злодея. Явно задумал что-то. Надо бы упредить его. Но как? Его так просто не возьмёшь, скользкий больно. Всё надо хорошо обдумать. Очень опасный злодей. Может Ворону рассказать? Да нет. Рано ещё. Да и доказательств почти никаких нет. Отболтается, да ещё её же и обвинит.

В раздумье Потреба вошла к себе в дом и занялась своей работой, подсчётами товаров, которые она готовила в город.



После того как Дарий почистил и помыл бричку феодала Ворона, Дарий пошёл в дворовую. Он открыл дверь, осмотрелся и обратился к женщине.

- Скажите, где чистая одежда?

Женщина скомандовала, - снимай грязную и получишь чистую рубаху.

Дарий снял грязную и положил на лавку. Женщина дала ему чистую рубаху, и он начал её надевать. В это время в дворовую вошла Потреба и подошла к Дарию.

- Стой, стой, парень! Ну-ка, обратно сними.

Дарий подчинился и снял рубаху. Потреба посмотрела на шрамы на спине Дария, и обратила внимание на родимое пятно в виде ромбика у поясницы. Потом она разрешила ему надеть одежду и начала расспрашивать его.

- А сколько тебе лет? И как ты попал в деревню к барыне?

- Мне восемнадцать. А как попал? Не знаю. Мне никто не рассказывал. – Дарий нехотя отвечал.

Потреба внимательно его выслушала. Потом махнула рукой, всё хватит. Сделала пару замечаний женщине и ушла.

Дарий глубоко вздохнул. Опять ей на глаза попался. Вот до чего вредная тётка. И чего она к нему привязывается.

Дворовая женщина поглядела вслед Потребе, и сказала, - ходит, вынюхивает всё. А потом хозяину докладывает. Давеча наговорила про Кузёму, его Ворон и приказал выпороть. Вредная баба! Ты парень лучше ей на глаза не попадайся.

Потреба шла и думала. Как оно повернулось. Да-а-а. Придётся сильно подумать, прежде, чем действовать. Жаль, конечно, что парень несмышлёныш. Как-то его примет Ворон. Может и откажет ему. Не поверит, да и выбросит вон.

Ну а если всё-таки примет сына? Тогда что? Парень-то хороший, неиспорченный. Вот бы внучке такого! Он бы не обижал её. Да и детей бы любил. И место бы ей, Потребе нашёл на старость.

А что если? Потреба даже остановилась. Села на лавку, отмахнулась от дворовой девки, потом, потом. А что если, поженить их? Ну, Дария и Айку? Все вопросы сразу бы и решились. И ей бы никуда дёргаться не надо было бы. Хотя лавку в городе можно было бы иметь. Это никогда не помешает. Мало ли…

Новые мысли захватили Потребу. Всё разворачивалось так неожиданно. Ну конечно, всё не так просто, но это выход, это выход.

Два препятствия - это сам феодал Ворон, да Джуба чернокнижник. Ворон может и не принять сына Дария. А если примет, может не согласиться на женитьбу на Айке, внучке.

Опять же Джуба. Тот строит козни. Потреба прямо чувствует это. Против кого непонятно пока. Но то что он очень опасный человек, она это поняла. Интересно, знает чернокнижник о том, что Радий сын Ворона? Если знает, то что будет делать? А если не знает, то как скрыть Дария?

Хорошо, пока чернокнижника отставим в сторону. Не забудем, конечно, но подумаем о нём позже.

Сейчас надо хорошо распорядиться информацией о том, что Радий сын феодала. Попробовать намекнуть Ворону, что его сын может быть жив? Возможно. А может быть поговорить о том, что дети феодалов могут жениться и на простых крестьянках? Но как всё это сделать? Да. Трудная задача, но она, Потреба и не такие задачи решала.

Потреба нашла Дария, тот чистил и мыл коридор в доме чернокнижника.

- Дарий, ты в следующий раз рубаху, да и другую одежду, менять ко мне приходи. Нечего тебе в дворовой делать, - Потреба говорил, а сама разглядывала лицо и фигуру Дария. Вроде бы и похож немного. Глаза наверно больше похожи. И то что упрямый и настырный, так это сильно похоже на Ворона.

Дарий хмуро кивнул и продолжил свою работу.

- Тебя, как кормит Джуба? - неожиданно голос Потребы сделался ласковым. Дарий даже поднял голову. Что-то она от него хочет.

- Не переживай, это я так к слову. Хорошо ли тебя обучает чернокнижник? Не сильно обижает? А то видела давеча, как он тебя палкой охаживал.

- Нормально обучает. Ну и палкой иногда учит, - Дарий остановился и исподлобья смотрел на Потребу.

Потреба понимала, что вот так быстро, она не завоюет доверие Дария. Но она решила, что постепенно, понемногу, и всё получится. Да нет у Дария друзей здесь, нет. Придётся ему кому-нибудь да довериться. Вот пусть она и будет тем человеком.

Надо ещё узнать какие отношения у него с Айкой. Вроде бы нравится она ему. А как бы хорошо было! Все при деле. Да и она, Потреба, на старость была бы обеспечена.

Тёмная ночь покрывала своей пеленой все строения, все кусты и деревья. Полная луна жёлтым фонарём заливала своим светом притихшую землю. Ко входу в дворовую прокрадывалась высокая худая фигура. Вот она открыла двери, немного замешкалась, и наконец, проскользнула внутрь.

Свет луны освещал лавки, стол, полки на стенах. Фигура прошла вглубь помещения, оглянулась по сторонам, и достала с самой верхней полки узелок. Она прижимала его к груди и пошла на выход.

Из тени неожиданно выскочила другая тёмная фигура, её лицо было замотано чёрной тряпкой, и эта тёмная схватила худую высокую. Худая фигура попыталась закричать, но более крупная фигура зажимала ей рот. Тёмная фигура зашептала худой, - если пикнешь, убью. Поняла?

Худая фигура быстро-быстро закивала головой. Тогда тёмная фигура вывела худую из дворовой, и потащила в сторону.

Высокая служанка сидела на лавке, её трясло. На столе горела лампа. Перед высокой служанкой стоял Джуба, и снимал чёрную тряпку с головы. Потом Джуба взял со стола узелок, развернул его и показал высокой служанке.

- Смотри! Я тебя поймал на воровстве. Завтра же я доложу Ворону. И он тебя повесит. А может и сожжёт вместе с ведьмой. Сначала проведёт расследование. Что почём и почему, а потом повесит.

Высокая служанка упала на колени и начала тихо рыдать. - господин, смилуйся, это всё для детей. Маленькие они у меня. Мужа у меня нет. Погиб он.

Джуба слушал и молчал.

- Господин, дети у меня, помрут без меня, трое. Пожалей ты их, Христа ради, - высокая служанка начала рыдать в голос.

- Тише! Тише, я сказал, - чернокнижник начал нервничать, - сейчас все услышат, и ты сразу в подземелье угодишь.

Высокая служанка постаралась плакать потише, но всё равно рыдания сотрясали её тело.

- Я бы твоих детей пожалел. Но ты и меня пойми. Я тебя прощу, и что? Другие узнают, и тоже будут воровать. Порядка не будет. - Джуба как будто увещевал высокую служанку. Она стала немного успокаиваться. И заплаканные её глаза стали смотреть с надеждой на чернокнижника.

- Я никому не скажу, господин. И воровать больше не буду. Пожалей ты меня... ты ведь хороший человек.

Джуба усмехнулся. Хороший человек. Был когда-то. И с тех пор много воды утекло. И хорошего от него немного осталось.

- Ладно, я никому не скажу, но и ты помоги мне. – Джуба понизил голос.

- Что, что надо делать, господин? Я всё сделаю! - высокая служанка даже привстала, она на всё была готова.

Чернокнижник посмотрел на высокую служанку и проговорил.

- Хорошо, я запомню. Пока ничего делать не надо. Но в будущем ты мне пригодишься. Это первое. Второе. У тебя есть родственники в какой-нибудь дальней деревне?

- Да есть, господин.

- Ты мне скажешь, как их зовут и дашь мне какую-нибудь вещь свою, чтобы они поняли, что я от тебя. Поняла?

- Да, господин, поняла.

- И я забуду про твоё воровство. Но смотри, если кому-то скажешь о нашем разговоре, то ... Ворон и тебя повесит, и детей в город продаст.

Высокая служанка снова заплакала, опять склонилась перед Джубой, и наконец, согласилась.

- Хорошо, хорошо, господин.

Джуба посмотрел на высокую служанку, шумно вздохнул и махнул рукой, уходи. Когда высокая служанка ушла, Джуба развернул свёрток, посмотрел, подумал, что надо было отдать, дети у неё. Но нет, отдавать нельзя. Таких в строгости нужно держать. Но конечно не в такой строгости, как…

Джуба посмотрел на свои руки. На шрамы, которые покрывали кисти рук. Эти понятно, они от опытов, а вот эти он никогда не простит. Эх встретил бы он сейчас своего отчима, показал бы ему, что такое настоящая боль. Но… к сожалению это невозможно, разве, что на том свете. Так его и так там наверняка наказывают. И пусть он горит в геене огненной, пусть горит целую вечность.

Джуба лёг спать и долго ещё в темноте перед ним мелькали картины детства. Напрасно он отгонял их. Он даже встал и налил себе жидкости, перегнанной из крепчайшего настоя. В голове зашумело и спустя некоторое время чернокнижник уснул.

А в это время высокая служанка при свете луны перебирала одежду. Она откладывала то, что можно взять с собой. Вдруг она остановилась и тихонько заплакала, чтобы не разбудить детей. Куда она сбежит? Где ей рады? Да и как она с маленькими детьми будет жить?



Джуба сидел, развалившись на стуле, а высокая служанка стояла перед ним.

- Вот, что я тебе скажу. Ты молодец, никому не рассказала. Вот хочу, чтобы ты выполнила моё поручение. Выполнишь его, и я отстану от тебя. Больше того, отошлю тебя в дальнюю деревню. Найду тебе там работу чистую. И на дом даже денег дам, – Джуба говорил неторопливо и размеренно.

Высокая служанка подняла глаза от пола и смотрела жалостливо на Джубу.

- Ты знаешь, что наш хозяин сильно болеет. Болезнь у него тяжёлая неизлечимая. И ты должна ему помочь. – Джуба внимательно посмотрел на высокую служанку.

- А чем, чем я могу ему помочь. Я ведь не лекарь, – служанка стояла, сложив руки на груди.

- Есть у меня лекарство. Из-за моря привезённое. Вот только оно и поможет. Однако я не могу его дать. Придётся тебе помочь, – Джуба качнул головой в сторону служанки.

Высокая служанка сделала удивлённые глаза.

- Тебе надо вот это лекарство подлить ему в еду. И он начнет выздоравливать. Поняла? – Джуба сказал это с нажимом.

До высокой служанки начало доходить, что ей предлагает Джуба. Она стала смотреть по сторонам. Потом начала плакать.

- Но... Господин... Это же какой грех... Нет... Я не могу... Не могу... - высокая служанка залилась слезами.

Джуба поднялся с лавки, - ну тогда... Завтра Ворон узнает, кто украл вино из погреба, кто воровал на кухне. Что он с тобой сделает? Он милосердный господин. Он пороть тебя не будет. Зачем ему тебя позорить. Он тебя просто повесит. И детей продаст в город.

Высокая служанка упала на колени. Она начала захлёбываться в рыданиях.

- А если выполнишь моё распоряжение, – продолжал Джуба, - то получишь дом в дальней деревне и хорошую чистую работу там. И с детьми уедешь туда. Ну!

Высокая служанка ничего не могла сказать. Она рыдала. Джуба поднял её, посадил на стул, дал чашку с настоем. Она начала пить воду и слышно было, как ее зубы стучали о край кружки.

- Да успокойся, ты. Никто ничего не узнает. Сделаешь дело и всё, уедешь отсюда. Подумай о своих детях. У тебя девочки, мальчики?

Высокая служанка кивнула, - две девочки и один мальчик...

- Ну вот. Все будет хорошо. – Джуба улыбнулся, - Я тебе обещаю. Я даже тебе сейчас материи дам на одежду ребятам.

Джуба подошёл к сундуку, открыл его. Он стал перебирать ткань. Наконец нашёл неяркий ситец. Он вынул его из сундука и положил на колени высокой служанке, -рубашку мальчишке пошьёшь. Дочкам платьица. Ну? Соглашайся...

Высокая служанка перебирала ткань. Потом все-таки отодвинула её в сторону, - нет. Господин, не могу.

- Ну что. Ты сама выбрала. Хорошо. Готовься. Уходи! – голос Джубы стал грозным и грубым.

Высокая служанки побрела к дверям. У двери она вдруг упала на колени, - согласна я, господин, согласна. Скажи, что надо делать?

Джуба оживился. Он протёр ладонью лицо. Подошёл к высокой служанке и подвёл её к стулу. Посадил на него, и дал ей настой из трав.


Рецензии