Её памятки...
Прочла книгу Фатиха Сибагатуллина «Татары и Евреи» и нашла его обозначение, что многие «заимствования» русских тесно связаны с тюркскими. Отрицать влияния одного языка на другой было бы мною опрометчиво, но и главенство тому или иному языку отдавать не стану. Но стоит отметить следующее: в русском языке множество слов с корнями и вайнахского круга и даже кельтского к которому восходит и ингушский, и чеченский язык… т.н. «Нохчийн Мотт». Иноязычие позволяет разъяснить непонятные значения. Пример: слово «север». Понятно, что север – холодная часть земли, направление по отношению к Полярной звезде. Уважаемая всеми народами часть света… В румынском и португальском лежит отгадка – «суровый». Так и в обиходе у нас «север – суровый край». Раз мы дотронулись до холодного, то и используем ещё один вариант сурового и хладного. Мы знаем слово «фригидная». Мы почти всегда используем его в связи с женщиной… «фригидная женщина». В португальском и румынском есть простое объяснение – «фриг»= «холод».
"ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ «УГАДАЙКА» НОРВЕЖСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ".
…. «Телевидение Норвегии прошедшим летом передавало
программу, пользовавшуюся огромной популярностью у населения.
Телезрителей просили ответить г д е именно в их стране
говорят на том или ином диалекте норвежского языка. При
чём, мало было указать в какой области или коммуне говорят
именно так, как диктор телевидения прочитал тот или иной
текст, а точно назвать, в какой именно горной долине, на
каком крошечном островке или в какой деревушке в языке
жителей встречаются такие окончания слов на «а», формы
родительного падежа, носовые звуки или твёрдое произношение «л».
Подобное соревнование, как подчёркивал автор программы, едва
ли было мыслимо в какой-нибудь другой скандинавской стране, но
оно вызвало большой интерес у норвежцев, которые по
историческим причинам, несмотря на владычество датчан и Унию со
Швецией, всё же сохранили свой собственный родной язык в
чистоте, как символ свободы и целостности нации. Важно, что и
молодёжь проявляет большой интерес к своему родному диалекту и
хранит и не засоряет его»
«ЗА РУБЕЖОМ» 1 НОЯБРЯ 1984 ГОД ПО «ДАГЕНС НЮХЕТЕР» (ШВЕЦИЯ)
Вот другой маленький пример из общности языков…
=Латинское преследование
A. d.= от такого-то числа или A dato
Ab captum vulgi = по понятиям толпы
Ab futuram memoriam = для будущей памяти
Ab oculos = перед глазами
Ab patres = к праотцам
Ab vocem = к слову
Alibi = в другом месте
Ars longa vita brevis! = искусство беспредельно, жизнь коротка
Ab ovo = сначала
Stadija = мера длины (лат.), степень чего-либо (др. греч.)
Statu Qvo = неизменяемость положения
Statu Qvo ante = прежнее положение
Status = положение вещей
Ab bestias = к зверям
Bis = дважды
Bonorum cession = добровольная уступка своего имущества
Cito citissime = скоро, чем скорее
Claris verbis = ясными словами
Ab versa fortuna = при неблагоприятном повороте судьбы
Sacra scriptura = священное писание
E.T.C.
=АМНИСТИЯ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА
Ab OCOLUS / перед взором; перед глазами/
Aurum = золото
Rapid = хватать (ср. Быстро быстрый – в каком-то языке)
Vita = жизнь /витамины, фито…. Повитуха… /
nostra = наша / «наш дом» = «каса ностра» «коза…»??? «Коза…»=
«наши» … «казаки»… «хозара» ?? /
bravis = быстро, скоро
brevis = короткий
finitur = ограничена
vinit = побеждает
venio = приходить
mors = смрт
vis = сила /Вис/з/*антия/ -?
si = если бы
video = видеть, замечать
nomino= именовать
nemini = никому
ubi sunt = где
in mundo| |= в мир
transeas = переселяться
Superus = верхний
gaudeo = радость
dum = пока
sum = быть, существовать
Senecta = старость
post = затем
nos habebit = нас заберёт
humus = земля
sino = допускать
omnis = совсем, весь, всякий
virgints = девушки
mulieres = женщины
tener = молодой, нежный
amabiles = достойный любви, любимый
res = дело
Respublica = республика
tristitia = грусть. печаль
dolor = боль, страдание
diabolus = двл, / обольститель -?/
Нужно быть слепым, чтобы не видеть латинский не мёртвый язык. Он ещё звучит, правда, изменив алфавитное на азбучное и слегка изменив «свой облик».
Как = тенор, гумус, транспорт – транспортировать и др.
=ВОЛЬНЫЙ СБРОС… ДРАМАТИКА ЯЗЫКОВ
Поиграемся в словотворчество?! ТАМ МАГИЯ ПРОБЕЛОВ!
И чего ж я не Пулежаев какой-то? Сейчас бы валялся на диване под ноутбуком, не болел за судьбы мира, а ковырялся в снах Гончарова, ИЩА ТАМ ЕГО ОБЛОМ.
А Маар? Маар – комар – Бусссенар… Словеслогия!
Липс – губы (по-английски)… «слиплись?» – по-русски.
Чико – мальчик (исп.) = Чиковани??? Чикотило!!!
Рассказ = до революции «РаЗсказ»…
КОТаЛОНИЯ = КОТоВАСИЯ? А и О играются? /от АЛАНия ???/
ТрИ угла, но «ТрЕугольник»… Одни знаки вопроса…
Почему «О» «педО -фил»?
Почему «А» «педА-гог»?
Почему из «ТЕЛе-видения» «телЕк» исправляют на «телИк»?
«тахта» – доска (фарси) + (тюркск.) = тахта – лежанка (деревянный настил?)
«куджо мерим?» «где был?» = «КУДа ходил?» (ходил=изМЕРял шагами… )
(укр.) З нами БОГ! З НАМИ? З НАМИ! = Знамя?
Юрмала = Юрт мала (мало) Пьезо = пьеса
Огурец = Gurke (нем.) /горький/ Elf =11
silberfux = серебряная лиса (Пауль ЗИЛЬБЕРт ?)
Fater = F(ate-r)… Muter!!!!!!! МУ терра!!! «МА?» (лезг.) = нет!
Возбуждать (ВАСбуждать) = HERvorgerufen werden
Одинокий = EinSAM (нем.)
Болгарин = (нем.) «Bulgare»
Волен (Волин) в устье Одера = король Август Прусс =?
Славяне = ободрите(ы) ? полабы – поляне(алане) – половцы – поляке - полония – полабыРУС=поЛободрите? / Б=В … полАбцы
ПОЛАВЦЫ - ПОЛОВЦЫ /
Кронокех (хроника?) Ливония = Тахтамыш !!!
халявЩИК=? красавЧИК=? Хаос=Хаус?
Гута Хутта Хутор (отар) отара =Отаров=Отарщик (пасёт ? кого ?)
С инды =из Индии! См. интернет = Синд
АТАман = отец тех, кто в ватаге (отряде) MAN = человек, люди
Le Sang = кровь (фр.) САНГРИ =?= назв. вина.
Aragosta = водка (итал.) /арака + гости??? Арак оста /
Кабал = бубен с колокольчиками Заданье… – «за данью»?
Вендинг … вендера =(италь.) « торговать, распространять»… /г.Бендеры?/
=Х О Д Ь Б А П О-П О Р Т У Г А Л Ь С К О М У:
НАШИ = OS ( ос*манны = наши люди ? осетин ?)
число= numero
знак= sinal (сигнал?)
задача= problema
пустой= vazio (ваза?)
дверь= porta (портал? порт?)
тайна= misterio? secredo
время= tempo
все= todos
карандаш= lapis
цифра= algarismos
тело= corpo (корпус?)
тема= tema
темы= ritmo
твёрдый= duro (упёртый-дурак-твёрдолобый …. дурость) ?
ноль= zero
конец= fim
птица= ave
против= contra
борьба= luta (лютая борьба?)
бороться= lutar (лыцарь-рыцарь?)
мир= paz (каждый в своём пазу? своя позиция ?)
точка= ponto (точка назначения- пункт?)
минута= minuta, momento
рубеж= fronteira (фронт?)
рот= boca (бага – чеченск.)
закон= lei (лей = раб – чеченск.)
ловить рыбу= pescar peixe (пескарь=рыбка?)
весёлый= alegre (Алегрова?)
список= lista, rol (листать, роль?)
спина= costas (кость, кости?)
родной брат= irmao germano
родная сестра= irma germana (родные – германцы? родственные племена?)
родной= materno (мой родной/матерный язык?)
дать= dar
далёкий= um longo
грязная, грязное= sujo (сажа, Сунжа?)
весна= prima vera
ветер= vento (вентиляция, вентилятор?)
газета= jornal (журнал…)
плохо= mal (маловат и плохо?)
пешком= a pe (пешка?)
свет= mundo (moon…)
солнечный свет= luz solar (луч?)
банка= vidro, lata (ведро, латы?)
открыть банку консервов= abrir umalata de conservas (Умалатова?)
чёрный= preto (Претория?)
честно= honesto (конеШно?)
шаг= passo
речь= discurso (дискуссия?)
мысль= ideia
родина= patria (патриот?)
дом= casa (касса? Наш Дом= коза ностра?)
крепкое= forte (fort…)
явление= fenomeno
юг= sul
восток= leste, oriente (ориентир всходящее солнце?)
шея= colo (вокруг?)
воротник= golo (горло?)
вперёд= avante (аванс – зарплата наперёд)
жизнь= vida (wita?)
дорогой= caro (царь, король, Каро?)
голос= voz (возглас? Аза – вайн. = голос)
праздник= festa (фестиваль?)
лодка= barco (барк, Барков – лодочник?)
след= rasto, pista (расСТупись – следы затопчите?)
купаться= banho (баня?)
лес= mata
река= rio
древний= antigo (антико, античный, анти ГО…?)
глухой= surdo
полезно= util (неполезно=утиль?)
солнце= sol (соло=1, соль = то, что выступает от жары?)
способ= modo, forma (мода?)
сторона= lado (ладонь – одна сторона руки?)
столица= capital
строгий= severo (суровый край – Север?)
кожа= pele (пеленать, пелена?)
знамя= bandeira (отряд под знаменем? БАНДА под знаменем? Бандерас? Бандера?)
порядок= ordem (сравни нем.) (ОРДА?! Там, где порядок?)
озеро= lago (влага?) благо?
искать= procurar (искать и находить… впрок? Прокурор? Тот, кто ищет?)
сажать= plantar (плантатор, сажающий?)
бедный= pobre (поборы? оброк; обры = баскаки ?)
куст= arbusto (!)
основной= fundamental
главное= principal (принципиальное)
откуда= donde (дондеже?)
перерыв= intervalo
запомнить= fixsar (фиксировать?)
занять= tomar, ocupar (оккупация? завтра ? англ.)
хозяйство= ecnomia
холодно= esta frio (frig – рум.)
цель= objectivo (объект, объективный взгляд?...)
несколько= alguns, varios (Алкуны? гунны– союз? варианты?)
группа= turma
дёшево= barato(брать, бери – дёшево отдам…)
долгий= longo
последний= ultimo (ультиматум – последнее предупреждение?)
А я свои MEMORI тоже собираю «до кучи»… и на эту статью сразу «клюнул».
СКУДНО О СЛОВЕ…
ПОПЫТКА ПОНЯТЬ СТАТЬЮ М. АУШЕВА ИЗ ГАЗЕТЫ «ГРОЗНЕНСКИЙ РАБОЧИЙ» (ОТ 31 ЯНВАРЯ 1990 ГОДА)
Принимать или не принимать? Вступить в дискуссию или промолчать?
…Всё началось с того, что любопытный сурхахинский учитель Муса Аушев начал читать «Ветхий Завет» и задумался… «Откуда столько слов с нахскими звучаниями?»
Долгий путь человечества надолго прервал живую нить мысли. Человек, обретая знания, вновь утрачивал их.
Одни прометейчиво хранили знания, другие те знания низвергали в забвение. РаЗсмотрим Страсти Общего Двора!
Нас сегодня удивляет ФСЁ! И это ФСЁ ведёт себя неадекватно, это мы так думаем! А Неадекватное Фсё, делая своё дело, уводит нас, как тот «золоторогий… орёл» к входу на бойню.
Общие Страсти не задевают и краешком Вопросы:
= Правильно ли ведёт себя радуга?
= Бесполезно ли быть самим собой?
= Далеко ли мы ушли по дороге заблуждений и разобщения?
Муса назвал статью: «Живой Свидетель биографии человечества…» «Кто Он – этот Свидетель? Безусловно – СЛОВО!»
Вероятно, что Муса пришёл к своим выводам путём логического входа в Храм Мысли.
Чеченский язык – наследник древних нахских языков. Он несёт в себе много того, что уже потеряно в русском…
…«Профессор Николс изучает чеченский язык. (см. «Грозненский рабочий» 1 янв. 1990г. и статью в журн. «Советский Союз» № 11-1989г.)
Большинство исследователей понимают опасность исчезновения языков малочисленных народов. Это может происходить не только по прямому уничтожению такового народа, но и по косвенным изменениям в его быте и культуре поведения. Профессор Калифорнийского университета из города Беркли Джоханна Николс в 1979 году открыла для себя язык чеченцев и ингушей. Она узнала, что эти народы имеют бесчисленные диалекты, отличающиеся богатым вокализмом и своеобразными выразительными особенностями. Она поняла, что эти языки уходят далеко в палеолит. Д. Николс несколько раз была в Советском Союзе. Чечено – Ингушский университет им. Л.Н. Толстого предоставил ей много материала для дальнейшего открытия древнего языка».
Прочитав строчку Аушева: «… обладающие способностью не только раскрыть смысловое значение слова, но и его подтекст, «биографию» каждой буквы алфавита. Ведь каждая фонема – как человек – имеет своих «предков» и «потомков», я вспомнил слова Велимира Хлебникова: «Скотоводство надоело! ЗНАЙТЕ!
Управлять светилами – это больше, чем управлять людьми!
Что же касается до второй преграды на нашем пути – многоязыка, то нужно помнить, что было п р и с т у п л е н о к пересмотру о с н о в я з ы к а и найдено было, что звуковым с т а н к о м языков является а з б у к а, КАЖДЫЙ ЗВУК скрывает вполне точный ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ словообраз. Это необходимо для ПЕРЕНОСА человека на новую ступень единого языка. И это мы сделаем в будущем году!»…
Озаряя себя, Муса Аушев сделал для себя открытие – числительные до десяти несут в себе особый смысл, особую истину, особую загадку.
Применив различные методы, он прочёл:
И свет
и зажёгся
и видно
и землю
и воздух и воду,
жильё видно,
кто есть видно.
Это свет.
Это свет.
«Эта поэтическая песнь свету живёт во всех языках, где есть алфавит. Это гимн, дифирамб, молитва, обращённая к одному Прабогу – СВЕТУ!»
********************************************************
ИЗ КНИГИ «УБОЙНАЯ СИМА» ч.1 - 2021 г.
далее ...
Свидетельство о публикации №223010901828