Её памятки...

ЕЁ   MEMORI   ПО   ФАТИХУ  СИБАГАТТУЛИНУ  и  проч.

Прочла книгу Фатиха Сибагатуллина  «Татары и  Евреи» и нашла его обозначение,  что многие  «заимствования»  русских  тесно  связаны с тюркскими.  Отрицать влияния одного языка на другой было  бы  мною  опрометчиво,  но  и  главенство  тому  или  иному  языку отдавать  не стану. Но стоит отметить следующее: в русском языке множество слов с корнями и вайнахского круга и даже кельтского к которому восходит  и ингушский, и чеченский язык… т.н. «Нохчийн  Мотт».  Иноязычие  позволяет разъяснить непонятные  значения.  Пример: слово «север».  Понятно, что север – холодная часть земли, направление  по отношению к Полярной звезде.  Уважаемая всеми народами часть света…  В румынском и португальском  лежит отгадка – «суровый».  Так и в  обиходе  у  нас  «север – суровый край».  Раз мы дотронулись до холодного, то и используем ещё один вариант сурового и хладного.  Мы знаем слово «фригидная».  Мы почти всегда используем его в связи с женщиной…  «фригидная женщина».  В португальском и  румынском  есть простое объяснение – «фриг»= «холод».
"ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ  «УГАДАЙКА»  НОРВЕЖСКОГО  ТЕЛЕВИДЕНИЯ".
…. «Телевидение  Норвегии прошедшим  летом  передавало
программу,  пользовавшуюся  огромной  популярностью у  населения. 
Телезрителей  просили  ответить  г д е  именно в  их  стране 
говорят  на  том  или  ином  диалекте  норвежского  языка.  При 
чём,  мало было  указать  в  какой  области  или  коммуне  говорят 
именно  так,  как  диктор  телевидения  прочитал  тот  или  иной 
текст,  а  точно назвать,  в  какой   именно  горной  долине,  на 
каком  крошечном  островке  или  в  какой  деревушке  в  языке 
жителей  встречаются  такие  окончания  слов  на  «а», формы 
родительного  падежа,  носовые  звуки  или  твёрдое  произношение «л».
       Подобное  соревнование,  как  подчёркивал  автор  программы,  едва 
ли  было  мыслимо  в  какой-нибудь  другой  скандинавской  стране,  но 
оно  вызвало  большой  интерес  у норвежцев,  которые  по 
историческим  причинам,  несмотря  на владычество  датчан и  Унию  со 
Швецией,  всё  же  сохранили  свой  собственный  родной  язык  в      
чистоте,  как  символ  свободы  и  целостности  нации.  Важно,  что  и 
молодёжь  проявляет  большой  интерес  к  своему  родному  диалекту  и 
хранит  и  не  засоряет  его»   
    «ЗА  РУБЕЖОМ»  1 НОЯБРЯ 1984 ГОД        ПО «ДАГЕНС НЮХЕТЕР»  (ШВЕЦИЯ)







Вот  другой  маленький  пример  из  общности  языков…

=Латинское  преследование
A. d.= от такого-то   числа или  A dato
Ab captum vulgi = по понятиям толпы
Ab  futuram  memoriam = для будущей памяти
Ab  oculos = перед  глазами
Ab  patres = к праотцам
Ab  vocem = к слову
Alibi = в другом месте
Ars  longa  vita  brevis! = искусство беспредельно, жизнь коротка
Ab  ovo = сначала 
Stadija = мера длины  (лат.), степень чего-либо (др. греч.) 
Statu Qvo = неизменяемость  положения
Statu Qvo ante = прежнее положение
Status = положение вещей
Ab  bestias = к зверям
Bis = дважды
Bonorum  cession = добровольная уступка своего имущества
Cito  citissime = скоро, чем скорее
Claris  verbis = ясными словами
Ab versa fortuna = при неблагоприятном повороте судьбы
Sacra scriptura = священное  писание
E.T.C.

=АМНИСТИЯ  ЛАТИНСКОГО  ЯЗЫКА
Ab  OCOLUS  / перед  взором;  перед  глазами/
Aurum = золото
Rapid  = хватать (ср. Быстро  быстрый – в каком-то языке)
Vita     = жизнь   /витамины,  фито….  Повитуха… /
nostra  =  наша   / «наш  дом» = «каса ностра»  «коза…»??? «Коза…»=         
                «наши» … «казаки»… «хозара» ?? /
bravis  =  быстро,  скоро
brevis  =  короткий
finitur  =  ограничена
vinit     = побеждает
venio   =  приходить
mors    =  смрт
vis       =  сила    /Вис/з/*антия/  -?
si         =  если бы
video   =  видеть,  замечать
nomino=  именовать
nemini =  никому
ubi sunt = где
in  mundo| |= в мир   
transeas  = переселяться
Superus  = верхний
gaudeo  = радость    
dum  =     пока
sum  =     быть,  существовать 
Senecta  =  старость
post  =  затем
nos habebit  =  нас  заберёт   
humus   =  земля
sino  =  допускать
omnis = совсем, весь, всякий
virgints =  девушки
mulieres =  женщины
tener  =  молодой, нежный
amabiles  =  достойный любви, любимый
res  =  дело
Respublica  =  республика
tristitia  =  грусть.  печаль
dolor  =  боль, страдание
diabolus  = двл, / обольститель -?/

Нужно  быть  слепым,  чтобы  не видеть  латинский  не мёртвый  язык.  Он ещё  звучит,  правда,  изменив  алфавитное на азбучное  и  слегка  изменив   «свой  облик». 
Как  = тенор, гумус, транспорт – транспортировать  и  др.      

=ВОЛЬНЫЙ  СБРОС…    ДРАМАТИКА ЯЗЫКОВ
    Поиграемся  в  словотворчество?!  ТАМ МАГИЯ  ПРОБЕЛОВ!
И чего ж я не Пулежаев какой-то? Сейчас бы валялся на диване под ноутбуком, не болел за судьбы мира, а  ковырялся в снах Гончарова, ИЩА ТАМ ЕГО ОБЛОМ.
А  Маар?  Маар – комар – Бусссенар… Словеслогия!
Липс – губы (по-английски)…  «слиплись?» – по-русски.
Чико – мальчик (исп.)  = Чиковани??? Чикотило!!!
Рассказ = до революции «РаЗсказ»…
КОТаЛОНИЯ = КОТоВАСИЯ?  А и О играются? /от  АЛАНия  ???/
ТрИ угла, но  «ТрЕугольник»… Одни знаки вопроса…
Почему «О»  «педО -фил»?
Почему «А»  «педА-гог»?
Почему из «ТЕЛе-видения»  «телЕк» исправляют на «телИк»?
«тахта» – доска (фарси) + (тюркск.) = тахта – лежанка (деревянный настил?)
«куджо мерим?» «где был?» = «КУДа ходил?» (ходил=изМЕРял  шагами… )
(укр.)  З нами БОГ!  З НАМИ?  З НАМИ! = Знамя?
Юрмала = Юрт мала (мало)                Пьезо = пьеса               
Огурец = Gurke (нем.) /горький/                Elf =11
silberfux = серебряная лиса (Пауль ЗИЛЬБЕРт ?)
Fater = F(ate-r)…     Muter!!!!!!!  МУ терра!!!        «МА?» (лезг.) = нет!
Возбуждать (ВАСбуждать) = HERvorgerufen werden
Одинокий = EinSAM (нем.) 
Болгарин = (нем.) «Bulgare»
Волен (Волин) в устье Одера = король Август Прусс =?
Славяне = ободрите(ы) ?  полабы – поляне(алане) – половцы – поляке - полония – полабыРУС=поЛободрите?  / Б=В …  полАбцы 
ПОЛАВЦЫ  -  ПОЛОВЦЫ /
Кронокех (хроника?)                Ливония = Тахтамыш !!!
халявЩИК=? красавЧИК=?                Хаос=Хаус?
Гута   Хутта   Хутор  (отар) отара  =Отаров=Отарщик (пасёт ?  кого ?)
С инды =из  Индии!   См.  интернет = Синд
АТАман = отец тех, кто в ватаге (отряде) MAN = человек, люди
Le Sang = кровь (фр.)  САНГРИ =?= назв. вина.
Aragosta = водка (итал.) /арака + гости??? Арак  оста / 
Кабал = бубен  с  колокольчиками                Заданье… – «за  данью»?
Вендинг …  вендера =(италь.) « торговать,  распространять»…  /г.Бендеры?/



=Х О Д Ь Б А    П О-П О Р Т У Г А Л Ь С К О М У: 
НАШИ = OS     ( ос*манны = наши люди ? осетин  ?)
число= numero
знак= sinal (сигнал?)
задача= problema
пустой= vazio (ваза?)
дверь= porta (портал? порт?)
тайна= misterio? secredo
время= tempo
все= todos
карандаш= lapis
цифра= algarismos
тело= corpo (корпус?)
тема= tema
темы= ritmo
твёрдый= duro (упёртый-дурак-твёрдолобый …. дурость)  ?
ноль= zero
конец= fim
птица= ave
против= contra
борьба= luta (лютая борьба?)
бороться= lutar (лыцарь-рыцарь?)   
мир= paz (каждый в своём пазу?  своя  позиция ?)
точка= ponto (точка назначения- пункт?)
минута= minuta, momento
рубеж= fronteira (фронт?)
рот= boca (бага – чеченск.)
закон= lei (лей = раб – чеченск.)
ловить рыбу= pescar peixe (пескарь=рыбка?) 
весёлый= alegre (Алегрова?) 
список= lista, rol (листать, роль?)
спина=  costas (кость, кости?) 
родной брат= irmao germano
родная сестра= irma germana (родные – германцы? родственные племена?)   
родной= materno (мой родной/матерный язык?)
дать= dar
далёкий= um longo
грязная, грязное= sujo    (сажа, Сунжа?)
весна= prima vera
ветер= vento (вентиляция, вентилятор?)
газета= jornal  (журнал…)
плохо= mal (маловат и плохо?)
пешком= a pe (пешка?)
свет= mundo (moon…)
солнечный свет= luz solar (луч?)
банка= vidro, lata (ведро, латы?)
открыть банку консервов= abrir umalata  de conservas (Умалатова?) 
чёрный= preto (Претория?)
честно= honesto (конеШно?)
шаг= passo
речь= discurso (дискуссия?)
мысль= ideia
родина= patria (патриот?)
дом= casa (касса? Наш Дом= коза ностра?)
крепкое= forte (fort…)
явление= fenomeno
юг= sul
восток= leste, oriente (ориентир всходящее солнце?)
шея= colo (вокруг?)
воротник= golo (горло?)
вперёд= avante (аванс – зарплата наперёд)
жизнь= vida (wita?) 
дорогой= caro (царь, король, Каро?)
голос= voz (возглас?  Аза – вайн. = голос)
праздник= festa (фестиваль?) 
лодка= barco (барк, Барков – лодочник?) 
след= rasto, pista (расСТупись – следы затопчите?) 
купаться= banho (баня?)
лес= mata 
река= rio
древний= antigo     (антико, античный, анти ГО…?) 
глухой= surdo
полезно= util (неполезно=утиль?)
солнце= sol (соло=1, соль = то, что выступает от жары?)
способ= modo, forma  (мода?)
сторона= lado (ладонь – одна сторона руки?)
столица= capital
строгий= severo (суровый край – Север?)
кожа= pele (пеленать, пелена?)
знамя=  bandeira (отряд под знаменем? БАНДА под знаменем?  Бандерас? Бандера?)
порядок= ordem (сравни нем.) (ОРДА?! Там, где порядок?)   
озеро= lago (влага?) благо?
искать= procurar (искать и находить… впрок? Прокурор? Тот, кто ищет?)
сажать= plantar (плантатор, сажающий?)
бедный= pobre (поборы? оброк;  обры = баскаки ?)   
куст= arbusto (!)
основной= fundamental
главное= principal (принципиальное)
откуда= donde (дондеже?)
перерыв= intervalo
запомнить= fixsar (фиксировать?) 
занять= tomar, ocupar (оккупация?  завтра ? англ.)
хозяйство= ecnomia
холодно= esta frio (frig – рум.)
цель= objectivo (объект,  объективный взгляд?...) 
несколько= alguns, varios (Алкуны? гунны– союз? варианты?) 
группа=  turma
дёшево= barato(брать, бери – дёшево отдам…)
долгий= longo
последний= ultimo (ультиматум – последнее предупреждение?) 


А  я  свои  MEMORI  тоже  собираю  «до  кучи»…  и  на  эту  статью  сразу  «клюнул».   
СКУДНО   О  СЛОВЕ… 
ПОПЫТКА ПОНЯТЬ СТАТЬЮ  М. АУШЕВА ИЗ ГАЗЕТЫ «ГРОЗНЕНСКИЙ РАБОЧИЙ» (ОТ 31 ЯНВАРЯ 1990 ГОДА)
Принимать или не принимать? Вступить в дискуссию или промолчать?   
…Всё началось с того, что любопытный сурхахинский учитель Муса Аушев  начал  читать  «Ветхий  Завет»  и  задумался… «Откуда столько слов с нахскими звучаниями?»
Долгий путь человечества надолго прервал живую нить мысли. Человек, обретая знания, вновь утрачивал их. 
Одни прометейчиво хранили знания,  другие те знания низвергали  в  забвение.   РаЗсмотрим  Страсти  Общего  Двора! 
Нас  сегодня удивляет ФСЁ! И это ФСЁ  ведёт себя неадекватно, это мы так думаем!  А Неадекватное  Фсё,  делая своё дело, уводит нас,  как тот «золоторогий…  орёл»  к  входу  на  бойню.
Общие  Страсти  не  задевают  и  краешком  Вопросы:
= Правильно  ли  ведёт  себя  радуга?
= Бесполезно  ли  быть  самим  собой?
= Далеко  ли  мы  ушли  по  дороге заблуждений и разобщения?
Муса  назвал статью: «Живой Свидетель биографии  человечества…»  «Кто Он – этот Свидетель? Безусловно  –  СЛОВО!»
Вероятно, что  Муса пришёл к своим выводам путём логического входа  в  Храм  Мысли.   
Чеченский язык – наследник древних нахских языков.  Он несёт в себе  много  того,  что  уже  потеряно  в  русском… 

…«Профессор Николс изучает  чеченский язык.  (см. «Грозненский рабочий» 1 янв. 1990г. и  статью в журн. «Советский Союз» № 11-1989г.)
Большинство исследователей понимают опасность исчезновения языков малочисленных народов.  Это может происходить не только по прямому уничтожению такового народа, но и по косвенным изменениям в его быте и культуре поведения. Профессор Калифорнийского университета из города Беркли Джоханна Николс в  1979 году открыла для себя  язык чеченцев и ингушей.  Она узнала, что  эти народы имеют бесчисленные диалекты, отличающиеся богатым вокализмом  и  своеобразными выразительными особенностями. Она поняла, что эти языки уходят далеко в палеолит. Д. Николс несколько раз была в  Советском Союзе. Чечено – Ингушский университет им. Л.Н. Толстого предоставил ей много материала для дальнейшего открытия древнего языка».
Прочитав  строчку  Аушева: «… обладающие способностью не только раскрыть  смысловое  значение слова, но и его подтекст, «биографию» каждой буквы алфавита.  Ведь каждая фонема – как человек – имеет своих «предков»  и  «потомков»,  я вспомнил  слова Велимира Хлебникова: «Скотоводство надоело! ЗНАЙТЕ! 
Управлять  светилами – это больше, чем управлять людьми!
Что же касается до второй преграды на нашем пути – многоязыка, то нужно помнить, что было  п р и с т у п л е н о    к пересмотру     о с н о в    я з ы к а    и  найдено было, что звуковым   с т а н к о м  языков  является  а з б у к а,   КАЖДЫЙ ЗВУК   скрывает вполне точный  ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ  словообраз.  Это необходимо для ПЕРЕНОСА человека на новую ступень единого языка.   И  это мы сделаем в будущем году!»…

Озаряя себя,  Муса Аушев  сделал для себя открытие – числительные до десяти несут в себе особый смысл, особую истину, особую загадку.

Применив различные методы, он прочёл:
И свет 
и зажёгся
и видно 
и землю 
и  воздух и воду,
жильё видно,
кто есть видно.
Это свет.
Это свет.
 
«Эта поэтическая песнь свету живёт во всех языках, где есть алфавит. Это гимн, дифирамб, молитва, обращённая к одному Прабогу  –  СВЕТУ!»

********************************************************
ИЗ  КНИГИ  «УБОЙНАЯ  СИМА» ч.1  -  2021 г.

далее ...


Рецензии