Скорость возрастан. информации и информ. революции

Скорость возрастания информации и информационные революции

Авторы: Руслан Галифанов, Реджеп Карлиев, Геннадий Галифанов

Информация пронизывает всю нашу жизнь и обусловливает перспективы развития всех сфер человеческой деятельности. Посредством информации с той или иной степенью точности описываются состояния предметов или явлений, что позволяет снизить степень неопределенности знаний об окружающем мире. По мере увеличения объема информации, ее широкого распространения и легкой доступности начиная с последней трети XX в. началось формирование качественно нового, так называемого информационного (постиндустриального) общества, обусловившего кардинальное изменение его экономической и социальной структуры. Суть произошедшего изменения заключается в радикальном охвате информацией всех сторон жизни - от рекомендаций по правильному применению зубной щетки до подробного объяснения общей теории относительности А. Эйнштейна.
         Отдавая дань огромной роли, которую информация играет в продвижении общества по пути научно-технического прогресса по инициативе Международной академии информатизации (МАИ), ежегодно 26 ноября начиная с 1994г. отмечается Всемирный день информации (World Information Day). Произнесенная в 1815г.  Натаном Ротшильдом крылатая фраза «Кто владеет информацией - тот владеет миром» оказалась пророческой. Появление Интернета, электронной почты, спутникового телевидения, электронной прессы и мобильного телефона привели к тому, что скорость распространения информации по сравнению с 1960г. увеличилась к настоящему времени в 300 тысяч раз при огромном – в тысячу раз снижении стоимости услуг за ее доставку. В результате создались условия для свободного движения информации, распространения интеллектуальной продукции и обмена идеями. Достаточно зайти в Интернет, вписать в поисковую строку какой-либо запрос и тут же получить океан информации на интересующую тему.
         Скорость возрастания информации, как подмечено, удваивалась по мере увеличения численности населения, одновременно возрастало и количество профессий. В период предшествующий неолитической революции количество информации удваивалось каждые 20 тыс. лет, в античную эпоху – каждую тысячу лет, к моменту изобретения Уаттом первой паровой машины (1765 г.) каждую сотню лет, к  1900 году каждые 50 лет, в 70-е годы 21 века каждые десять лет, в 80-е каждые 5 лет, в 2018г. такое удвоение происходило уже каждый год, а сейчас возможно в полгода.
        Возрастание информации закономерным образом обусловливало появление новых профессий. Примерно 100 тысяч лет назад, когда население Земли находилось в пределах 1 млн человек число ремесел не превышало 10-ти, из которых наиболее важными были собирательство, охотничество, поддержание огня, воспитание и обучение детей, приготовление пищи, изготовление простейших орудий для охоты. 10 тысяч лет назад численность людей возросла до 10 млн, соответственно количество профессий возросло до 100. Это были земледельцы, кожевенники, гончары, шорники, скотоводы, воины, строители, охотники и т.д. Дальнейшее прогрессирующее нарастание численности населения и количества информации привело к тому, что к 1500 г. численность населения достигла 400 млн человек, а число выполняемых профессий приблизилось к 4000. Наконец к 2003 году при населении в 6 млрд человек, число профессий увеличилось до 60000. Таким образом, прослеживается закономерность: чем больше численность населения, тем больше количество информации и порождаемых ею профессий.
          Вместе с тем описанный процесс не может быть бесконечным, что подтверждается некоторым замедлением темпов ускорения развития цивилизации и по мнению ряда исследователей является косвенным подтверждением исчерпания человечеством своих интеллектуальных возможностей. Это сказывается во все большем вовлечении ЭВМ в производственный и управленческий процесс, в  процесс хранения, обработки и генерирования информации, в создание индустрии развлечений вплоть до замены человека в самых различных сферах его деятельности системами искусственного интеллекта. В связи с этим возникли опасения, что перекладывание человеком решений различных задач на машинный разум приведет к такому накоплению информации, что человечество попросту не будет успевать к нему адаптироваться и без помощи машин перестанет понимать, что вообще происходит. В конце концов, согласно мнению отдельных футурологов, наступит время, когда искусственный интеллект полностью заменит человека, что будет означать конец его эволюции . Возможен и другой вариант, предполагающий трансформацию человека через цепь промежуточных форм в новое исключительно развитое в умственном отношении качество, что позволит ему адаптироваться к новым условиям.         
           Человечество сейчас не плавает, а тонет в океане информации, которой становится все больше. Уметь плыть в этом океане – значит быть в выигрышном положении по сравнению с остальными членами общества. Информационные технологии ускорили течение времени, сократили расстояния и сокрушили препятствующие общению людей барьеры, превратив их по- существу в виртуальных граждан мира. Так, например, если в 2001г. существовал один единственный онлайн журнал, то к середине 2006г. количество сетевых журналов (веблогов) достигло 26 млн. Известная всем размещенная в Интернете энциклопедия Wikipedia (Википедия) позволяет не только получить интересующую информацию, но и предоставляет возможность всем желающим дополнить, исправить или уточнить ее новыми сведениями, что позволяет считать ее результатом коллективного творчества. К началу 2010 г. в Википедии содержалось свыше 1 млн статей, что в 12 раз больше, чем в знаменитой энциклопедии Британика. Вместе с тем взрывное развитие информационных технологий наряду с позитивным влиянием на интеллектуальное развитие общества может в руках организованной преступности и мирового терроризма создавать определенные угрозы для безопасного и стабильного существования государств, что накладывает порой серьезные ограничения на получение информации посредством электронных средств связи . 
           Согласно приведенным корпорацией EMC сведениям нынешняя компьютеризированная индустрия в состоянии проанализировать и полезно использовать лишь менее 1% создаваемой информации, тогда как ее объемы продолжают расти. Согласно прогнозам, к 2025 году объем всех данных во всем мире составит 163 зеттабайт (ЗБ). Это в 10 раз больше, чем общий объем данных по состоянию на 2016 год (один зетабайт – это около 83 миллионов жестких дисков емкостью 12 терабайт каждый, 1 зеттабайт равен 1021 байтов) . Для сравнения в 2012г. объем информации находился в пределах 2,8 зеттабайт. Увеличение объема информации будет происходить в основном за счет автоматически генерируемых компьютерной техникой данных, причем удельный вес нуждающейся в защите информации будет расти, а уровень ее защиты оставлять желать лучшего. В связи с этим в 10 раз увеличится количество серверов, облачные вычисления для анализа информации будут играть все более возрастающую роль, а количество центров обработки данных в корпорациях возрастет в 14 раз  .
         Как ни странно, человечество располагая огромным объемом информации испытывает тем не менее информационный голод, причем причиной этого голода является не недостаток, а избыточность информации, переварить которую общество не в состоянии из-за информационной перегрузки. Блуждание в информационных джунглях в поисках подтверждения научной гипотезы или изобретательской идеи порой растягивается на долгие месяцы и годы и не всегда завершается положительным результатом по той простой причине, что исследователю физически невозможно прочесть и проанализировать всю ту информацию, которая имеет отношение к предмету его поиска. Проведенные в Германии исследования одной из берлинских научных библиотек, в частности показали, что количество ни разу не прочитанных в ней книг составляет 90% от общего объема ее книжного фонда. Следовательно, огромное количество сведений не было востребовано теми, для кого они предназначались. Информационная перегрузка превратилась в крупную проблему, подавляющей способность специалистов в различных сферах деятельности анализировать, думать, и принимать правильные решения. Информационная перегрузка ведет к тому, что человек зачастую либо не воспринимает информацию, либо воспринимает в искаженном виде, либо понимает ее правильно, но с запозданием. По данным информационного бюллетеня Microsoft трансляторами устной и визуальной информации в 2002г. являлись 1,5 млрд телевизоров и 2,5 млрд радиоприемников. В настоящее время в дополнение к ним ежегодно на 60 языках выходит в свет 100 тыс. журналов, 5 млрд научных книг и статей, а также 250 тыс. диссертаций и отчетов. Среди этого изобилия информации всемирный фонд описания изобретений каждый год пополняется 1 млн документов, содержащих информацию о примерно 350 тыс. изобретений. Поиск нужной информации среди ненужной, захламленной к тому же различным информационным мусором или потерявшими ценность застарелыми данными превращается порой в весьма нелегкую задачу. В результате, как полагают некоторые американские ученые, решить техническую задачу заново порой дешевле, чем найти ее уже имеющееся решение в завалах информации .
           Однако как бы там ни было, но менее 1% полезно используемых в настоящее время знаний от всего огромного объема накопленной информации со сказочной скоростью преобразуют нашу жизнь. Как и в прежние исторические эпохи, информация является стержневой основой и катализатором новых технических достижений. Разница лишь в том, что в наше время пламя информационного топлива разогревает котел цивилизационного развития за время, измеряемое месяцами, тогда как в античный период на это уходили тысячелетия. Нарастание количества информационного топлива, скорости его распространения и доступности – главные слагаемые ускорения продвижения человечества по пути научно-технического прогресса. Согласно А.И. Ракитову к своему современному состоянию общество пришло, претерпев пять информационных революций.
           Первая из них состоялась после внедрения в деятельность и сознание человека языка, давшему ему возможность передавать посредством устной речи необходимую информацию другим членам общества. Вторая информационная революция связана с изобретением письменности, позволившей сохранять и передавать информацию в письменном виде. Третья информационная революция произошла вследствие изобретения книгопечатания, благодаря которому создалась возможность сохранения и передачи информации и особенно научных знаний для массового потребления. Благодаря третьей революции стала возможной эпоха Ренессанса – интеллектуального, художественного и технического расцвета, приведшая к зарождению научно-технической революции. Четвертая информационная революция закономерно вытекала из третьей и обусловила коренную перестройку технических основ материального производства на базе лавинообразного возрастания научно-технических достижений (техногенная революция), причем ведущую роль в этом процессе сыграло ускоренное распространение информации посредством усовершенствованных средств полиграфии, электросвязи, библиотек, радио, телевидения, и т.д. Пятая информационная революция обязана, прежде всего, изобретению ЭВМ, Интернета, созданию, расширению и быстрому росту гигантских автоматизированных баз данных и трансконтинентальных коммуникационных сетей.   
           По мнению О. Тоффлера общество пришло к нынешнему состоянию пройдя последовательно три информационные революции, первая из которых ознаменовалась переходом от собирательства к земледелию, в связи с чем названа аграрной. В этот период важнейшее значение имело усвоение опыта предшествующих поколений при почти столетиями не меняющихся в сторону технического улучшения орудий труда. Серп, коса, соха, грабли, вилы, повозка, лопата, топор, ветровая или водяная мельница, вьючные и тягловые животные – вот тот основной арсенал орудий и средств труда, который на протяжении длительного исторического периода определял техническую оснащенность земледелия.
          Вторая революция произошла вследствие перехода от феодального строя к капиталистическому, повлекшего усиленную востребованность научно-технической и иной информации в различных сферах деятельности человека. Этот период ознаменовался резким, если не сказать взрывным ростом технической оснащенности производства за счет внедрения машинной техники и нацеленности науки на удовлетворение практических нужд промышленности. Благодаря развитию скоростных транспортных средств и средств связи появилась возможность решения различных вопросов посредством телефонных переговоров, личных контактов и обмена деловыми письмами. В результате с информационной точки зрения мир стал более взаимосвязанным, а расстояния не казаться столь большими, как раньше. Изменилось и психологическое восприятие времени. Оно как бы ускорило свой ход и стало более динамичным.
           Начало третьей революция, получившей название «информационная» относят условно к 1991г., поскольку в этот год инвестиции США в информационные технологии (112 млрд. долларов) превысили капиталовложения в производственные технологии (107 млрд. долларов). Принято считать, что информационная революция является следствием перехода к новому типу общества, основанному на знаниях. Строго говоря, любая из исторических эпох также основана на присущих ей знаниях. Разница состоит лишь в объеме и качественном потенциале этих знаний, поскольку от их состояния зависит уровень цивилизационного развития любого общества. Характерными особенностями информационной революции являются осознание огромной ценности информационных ресурсов, превращение науки в массовую специальность, дифференциация и интеграция наук, небывалый рост знаний, вхождение в жизнь всеобщей компьютеризации и автоматизации технологического процесса, усиление изобретательской активности и нарастающее использование научно-технических достижений в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи, нанотехнологий, клеточных технологий и т.п. Причем все это сопровождается ускорением переработки научно-технической информации и тесным взаимодействием между собой участников научного и предпринимательского сообщества посредством Интернета в родственных сферах деятельности, а также поглощением мелких и средних фирм крупными корпорациями и нарастанием глобализационных процессов, на основе которых происходит формирование элементов системного единства всей мировой экономики  .       
        Несмотря на то, что нынешний период именуется информационным, в нем на самом деле тесно переплелись аграрное, индустриальное и информационное модели общества. Особенно ярко это видно на примере отдельных стран третьего мира, в которых наряду с воловьей упряжкой в аграрном секторе соседствуют высокотехнологичные промышленные предприятия и самые современные средства коммуникации, что порой выливается в серьезные проблемы, для разрешения которых требуется порой развивать целое научное направление. Одной из таких проблем, которая присуща и развитым странам, является несоответствие запросов промышленного производства возможностям аграрного сектора. Такое несоответствие базируется не столько на недостаточной энерговооруженности сельского хозяйства и недостаточной проработанности теоретических вопросов ведения земледелия, сколько на необходимости создания и практического использования технических средств, позволяющих в конкретных почвенно-климатических условиях оптимально удовлетворять потребности сельскохозяйственных культур в воде и элементах минерального питания. В связи с этим имеются все основания полагать, что в сфере сельского хозяйства плоды информационной революции пока еще не принесли должного результата.
         Так, например, на засоленных землях аридной и субаридной зоны до настоящего времени не освоены мелиоративные системы частичного возвратного водопользования, позволяющие на порядок уменьшать затраты воды, извлекать из почвы и выносить за пределы орошаемого поля в кристаллическом виде для дальнейшего полезного использования излишек солей. Неудовлетворительно обстоит дело с использованием средств управления поливом, не допускающих непроизводительных утечек поливной влаги за пределы корнеобитаемого слоя сельскохозяйственных культур. Слабое внимание уделяется вопросам разработки технологий по уменьшению процессов вторичного засоления на орошаемых землях аридной зоны. До настоящего времени не доведены до уровня промышленного применения устройства, разделяющие воду любой исходной минерализации на пресную воду и сухие соли. Между тем технические решения, позволяющие успешно решить упомянутые проблемы разработаны на уровне изобретений еще в 80-е годы 20-го века.      
        Закономерным следствием информационной революции, согласно мнению участников  всемирного экономического форума в Давосе  (2016 г.), станет этап четвертой промышленной революции, который будет проявляться в слиянии технологий, размывании границ между физической, цифровой и биологической сферами, развитии робототехники, искусственного интеллекта и виртуальной экономики. Эти преобразования, породят нетрадиционные виды инноваций, выходящие за рамки действующего патентного и авторского права, что не может не вызвать изменений в системе охраны интеллектуальной собственности (ИС) и в жизни самого общества.

Использованная литература:

1. Анисимов В. О законе возрастания сложности эволюционирующих систем, или что день грядущий нам готовит // http://www.yugzone.ru/articles/438 - 2006. – Электронный ресурс

2. Учебный курс. Летняя школа по человеческому развитию. 13.2. Взаимосвязь и взаимовлияние различных аспектов процесса глобализации и человеческого развития. Информационно-коммуникационная глобализация. – Электронный ресурс // 2010 – –.

3. Объем данных всего мира к 2025 году увеличится в 10 раз. Электронный ресурс. – https://aboutdata.ru/2017/04/27/volume-of-data-by-2025/

4. Комашинский В., Семин А., Рогозинский Г. Рост объема информации - реалии цифровой вселенной // Технологии и средства связи. –  №1, 2013. – С. 24-25

5. Еляков, А.Д. Информационная перегрузка людей // Социологические. исследования. –  № 5, 2005. – С. 114 - 121

6. Лукиных Т.Н., Можаева Г.В. Томский государственный университет. – Информационные революции и их роль в развитии общества. Гуманитарная информатика. – № 2, 2005. – Томск – С. 5-14


Рецензии