Благоворительный рейс

     Ближе к ночи, в село , где некогда стояли и радовали людей своей основательностью и добротностью здания  Ключегорского  женского монастыря, громыхая по многочисленным колдобинам,  « ввалился» запыленный,  груженый оцинкованным железом трал.
 
     Груженая машина прошелестела шинами мимо разрушенных  монашеских корпусов и остановилась возле бывшей совхозной бухгалтерии, на крыше которой удобно пристроилась маковка с крестом, говоря как бы о том, что теперь здесь происходят совсем иные, не связанные с арифметическими, действия. Из кабины «иномарки» по ступеням спустился  пожилой человек и направился к вышедшим  из  сельского Прихода  людям. Это был  экспедитор, состыковавший в Самаре благотворительный рейс- самарское железо и бузулкскую машину.
                БАТЮШКА
   Среди встречавших машину выделялся крупного телосложения в черной рясе мужчина, напоминающий своей статью и пышными усами известного гоголевского персонажа. Это был священник из Оренбурга. Поговаривают, что до монашеского пострига батюшка работал в Минтранстрое, а также старшим научным сотрудником в одном из институтов и даже строил Братскую ГЭС .В свои 85-ть этот старый, но крепкий человек с пышной седой шевелюрой и рясе, на спинной части которой выступили от жары подтеками белые пятна- соль, имея за плечами вторую группу инвалидности, на свой страх и риск раскатывал от Оренбурга до Москвы и частенько наведывался в село. А еще некоторые досужие головы говорили о том, что оренбургский священник придерживается строгих правил и норм, которые ни как не стыкуются с обычным мирским мировоззрением. Отсюда нередко проистекали всякие слухи о чуть ли не о поголовном выселении всех жителей с бывших монастырских территории и запрещении торговли возле единственного из сохранившихся и не до конца разграбленном в селе .величественного храма .
  Что касается желания батюшки «изгнать торговцев» с близлежащей территории храма по аналогии с библейским сюжетом-  видит Бог, сущая правда. Ему, монаху, где простому человеку все было «так»,  виделось в этом большое кощунство. Тем более, что областное министерство  культуры придерживалось такого же мнения- запретить. И даже издало соответствующий приказ о запрещении торговли вблизи храма.  Ну а о великом переселении  сельчан, (впрочем, куда? Разве что - шутники предлагают- в разобранные по кирпичику  остовы ферм?!...) и  речи  не шло. И в самом страшном сне вряд ли кому могла такая чепуха присниться. Видимо, какому- то сельскому «щукарю» захотелось подлить масла в огонь, вот он и подбросил в местный костер пересудов смоленую доску лжи…
     Впрочем же, вернемся к остановившейся возле Прихода машине и к тем людям, что несмотря на поздний час вышли ее встречать. Среди них были и прихожане Прихода, и молодые ребята, согласившиеся в столь поздний час разгрузить машину. Пока экспедитор с водителем  ужинали, батюшка отдавал одно за другим указания. Во- первых, сгрузить кровлю нужно туда, где самый изощренный  вор- пройдоха не смог бы стянуть и листа железа. Чтобы помимо замков и запоров присутствовал сторож…Было дело, когда местные умельцы красили крышу зеленой краской, а средь бела дня, ни таясь, такой же краской торговали в селе. «Совсем обнаглели,- говорили одни, а другие, верующие, судили  несколько иначе:  « Грех-то какой. Бога не боятся , антихристы…»Так что опасения батюшки на счет сохранности привезенной крыши были не напрасными, тем более, что краску в Оренбурге для единственного оставшегося  в селе храма  доставал лично он у благотворителей и деньги , кровные, на починку и покраску крыши дал свои- пенсионерские. Вот почему и искал батюшка для железа место понадежнее. Как говорится, на Бога надейся, а сам…не плошай. И такое помещение для хранения оцинковки нашлось.
                ДАЛЬНОБОЙЩИК
     Этот рейс был, наверное, самым легким на счету   бузулукского водителя Димы Короба из «Автоспецсервиса». Из пункта «А»-Бузулука- до пункта «Б»  часа  три и из Самары до конечного пункта  часа четыре  ходу. Не сравнить его дальние поездки от родного автопредприятия, скажем, в Сургут, в Краснодар или в Сибирь. Пол-России исколесил вдоль и поперек шофер! Были и поломки, и другие нестандартные ситуации, но из них дальнобойщик из Бузулука всегда выходил с честью. Еще до того, как сесть за парту, все машины испробовал. От самых маленьких до самых больших типа «КАМАЗОВ». На «дальняк» с отцом  ездил не раз.  И его  шестилетний сынишка запросто справляется с машиной и с трактором. Стоит, весь трясется от шоферского экстаза, и жмет, жмет  малыш размером  с калошу педаль, передвигает рычаги трактора…И едет. Не оторвать от руля! И еще этот благотворительный рейс  доверен был Диме, наверное,  потому, что он в отличии от своих коллег- дальнобойщиков был  одержим манией постижения наук. Не покидая баранки, закончил заочно  Оренбургский сельхозинститут, в следующем году защитит в свои неполные тридцать кандидатскую диссертацию. Так что божественное дело поручили ни кому- нибудь,  а самому лучшему парню в автоколонне..  Вот такого бы усердия и терпения  всем молодым, для которых вопрос  « делать жизнь с кого?» отнюдь не праздный…Конечно же, с такого парня!
 …Пыль столбом за машиной, а в кабине по- домашнему уютно.  Дима рассказывает о прелестях «МАНа», немецкой иномарки, с неподдельной завистью. Все здесь есть: и хороший спальник, холодильник и даже «автопилот»: поставил девяносто- он и чещет  девяносто. И тут же недоумевает: почему же у нас так не могут?...За окном кабины мощной « иномарки» мелькали низкорослые деревца, поля с погубленным на них урожаем. Жалкие подростки- подсолнухи, повернув маленькие головки к солнцу, точно умоляли Ярило: «Сжалься над нами, не губи нас.» Но жара под сорок  и выше жгла и жгла землю точно каленым железом. К вечеру чуть-чуть похолодало. Не заезжая в Бузулук, машина нырнула на мост и по объездной, срезая сразу солидный отрезок пути, вынырнула у Сухоречки. До райцентра, в которой водитель «Мана» был не раз, дорогу знал, а в село, куда вез оцинковку,  все спрашивал у экспедитора. После райцентра не переставал удивляться: почему «до» нормальная дорога, а дальше так себе. Но вот преодолена цепочка холмов до конечного пункта и машина, груженая листовым железом для будущей церкви, въезжает в засыпающее село               
 -  Красиво как здесь! - заворожено говорит Дима и, сбавив скорость, внимательно рассматривает примолкнувшие тополя, яблони, кленовую поросль и рядком дома, дома, слева и справа дороги, расположенные в райской долине. Редкое село или деревня имеет такое счастливое сочетание незамысловатых построек и простеньких растительных украшений матушки- природы, самого знаменитого  « архитектора» на земле. И ,конечно же…разорение церквей, которых- шутка ли сказать- ранее было здесь пять. А теперь по малейшей надобности- отпеть усопшего, исповедовать, причастить, крестить- с просьбами к батюшке в райцентр. Вот почему так  важен и нужен был этот рейс – с кровлей для первой церкви. …
    Разгружать  автомашину стали ближе к полуночи. Листы железа таскали по две- три пары. Как заведенные, бегали внутри гаража, откуда вырывался луч света от автомобильных фар, оттаскивая оцинковку на приличное расстояние . Прятали кровлю в надежном месте от своих же…воров. Мальчишки, девчонки …и Дима- водитель. По шестьдесят ходок марафонского бега каждой паре взад- вперед. В полночь! Без передышки Но вот, кажется, и все! Машина, мягко урча, выезжает на дорогу. За скромную услугу по разгрузке кровли дальнобойщик попросил себе лишь …холодной воды.       
                ВОЛОНТЕР         
   Его называют в селе чудаком. Бросить в областном центре трехкомнатную квартиру со всеми удобствами и приехать сюда, где все разорено и растащено,  работать бесплатно, как прокаженный, по восстановлению разрушенного монастыря и разъезжать на свои деньги по командировкам, кому-то покажется верхом безумия. Но он здесь, когда-то жил, учился в школе и  лет в пятнадцать уехал из отчего дома тогда, когда совхоз процветал. И спустя  лет сорок… вернулся! Так сказать, к разбитому корыту. Зачем?
   Это трудно объяснить, понять житейской логикой, в которой всегда царит холодный логический расчет и выгода, но однажды малая родина позвала. Туда, где требовались его помощь, опыт, знания, приобретенные на чужбине. Позвали порушенные святыни монастыря, могилы предков, и та чарующая природа степей с седым ковылем, что невозможно забыть, позвала стертая с лица земли самая первая в селе улица  с кленовыми сегодняшними джунглям, заросший старый сад с рухнувшей плотиной и забитыми илом родниками…В общем, позвали разруха и обостренная память, что раньше все было прекрасно и  почему бы « прекрасное далеко» не вернуть сейчас, когда все вроде плохо. С чего начать?...
   Первая поездка экспедитора в Самару состоялась примерно месяц назад. В выдаче кровли, куда  сельский  приход обратился официально с просьбой выделить безвозмездно для, первой в селе церкви железной кровли , отказали. Зато в другом месте самарский благодетель Илья Шевелев, возглавляющий фирму по торговле профлистом, пообещал. И машину под такой рейс в Бузулуке  согласились  дать. Редкая удача: и в Самаре и в Бузулуке нашлись щедрые люди. Но как увязать воедино транспорт и груз в разных городах, чтобы вся цепочка не рассыпалась? Сложно, крайне сложно!..  Эх, не обмишуриться бы! Может получиться и так: кровлю в Самаре дадут, а машина в назначенный день и час из Бузулука не приедет или наоборот-  машина придет, а кровлю… не дадут. Позор-то какой! Вызвал, выходит, экспедитор себе такси. И какое такси- мощный грузовой трал!  Ежик  в тумане!..
   Такие мысли терзали экспедитора, когда он ехал в Самару в поезде за кровлей. После месячных и изнурительных телефонных переговоров: сколько, чего отпустят, и каких размеров листы в трубке наконец-то прозвучал конкретный срок. Но когда в Бузулуке снарядили в Самару машину, срок отгрузки кровли в волжском городе вновь перенесли. Почему?  Неизвестность! Сказали только:« Приезжай! »  Вагонные колеса отматывали километр за километром, все ближе Самара, а ситуация  не прояснялась. На мобильные вызовы благодетель не отвечал, зато раз за разом звучала забитая программой карманного телефона дежурная фраза « Вне зоны действия» и шли протяжные гудки. Грешным делом у экспедитора мелькнула шальная мысль: «Передумал. Кто отдаст свое? Правильно, зачем Илье, какая-то церковь в селе, в котором местные жители все с нее растащили, а он, Илья, ни  сном ни духом к тому не причастен и даже не представляет, где это село находится? А сумма его благодарности была все- таки довольно значительная. Приличный дом с подворьем можно купить на такие деньги в селе! ..
    Двое суток бессонных ночей и переговоры, переговоры  экспедитора с начальством, с менеджерами. Теперь уже в офисе, в терминале, где хранится продукция. Всех нашел, всех достал! Кроме директора. А из Бузулука благодетель не выпускает мобильник из рук: « Машина выделена. Простаивает.  Когда и в какое место в Самаре выезжать?» Голова кругом!  Не прогонять бы зря. Один из директоров завода- изготовителя подсказал экспедитору безопасный вариант: сначала оформи документы, а потом  уж под  конкретный груз вызови машину. Но тогда свертывай все дела и…вертайся ни с чем. Посыпай голову пеплом. По всем бизнес-правилам рейс надо было отменять. Директор пропал, бумаги не подписаны.  Риск был огромен. До самого последнего дня, дня отгрузки, ничего не было известно: сколько дадут кровли, какой длинны и вызывать ли машину вообще. Драма благотворительного рейса  заключалась в том, что внезапно объявившийся  благотворитель Илья стоял, как скала, на том, что оформление документов и отпуск продукции будет только при появлении машины. А если – мелькнула подленькая мысль…обманет. Но медлить  больше было нельзя. Где наша не пропадала! Звонок в Бузулук и Дима- дальнобойщик выводит за ворота своего автопредприятия мощный «МАН», который берет курс на Самару, где судьба рейса держится на волоске…
  …Это надо было видеть! Лена- менеджер быстро распечатывает на компьютере накладные, неизвестно откуда появившийся Семен от фирмы благодетеля оформляет пропуск и выбирает приличную по тоннажу пачку листов кровли для церкви. Причем оцинковки отпускают на двести квадратных метров больше, чем обещали.  Идут грузчики с Ириной- кладовщицей и тельфером  зацепляют оцинковку. Работают играючи. В охотку! А к воротам самарского складского терминала невесть откуда появившийся Дима- дальнобойщик подгоняет свою бузулукскую «иномарку»…
   Большущий трал уверенно вваливается в заводские  ворота…Есть стыковка: Самара-Бузулук! И не по космическим, а по земным законам доброты и братства. Ура! Экспедитор отворачивается, чтобы скрыть брызнувшие из глаз слезы. Это нервы. Это слезы радости и удачи. Есть Бог на земле и на небе! Есть Бог в душах людей, которые, забыв о корысти и наживе, сделали все, чтобы в незнакомом для них селе наконец-то появилась новая крыша на возрождаемой из руин церкви.   


Рецензии