Ребусы истории. Глава 9. Город Львов

               
Ребусы истории. О чем рассказали географические названия.

Глава 9. Город Львов

            В конце предыдущего рассказа о городе Холме, построенном королем Руси Данилой Романовичем, я пообещал уважаемым читателям рассказать о судьбе сокровищ Мономахов, которые передавались по наследству  потомкам Владимира Мономаха по мужской линии – князьям стольного города Владимира Волынского.
       Сокровища владимирских Мономахов вместе с другими реликвиями хранились долгое время в городе Владимире, князем которого с 1231 года был Василко Романович.       
       После смерти в 1269 году Василко Романовича Владимир перешел во владение его сыну Владимиру Василковичу.
       Более десяти лет Лев Данилович, его брат Мстислав Данилович, двоюродный брат Владимир Василкович, его дети: Юрий Львович и Владимир Львович оберегали свои владения от набегов литвы и ляхов.
       Владимир Василкович княжил во Владимире, Юрий Львович в Холме. Лев Данилович в своем любимом городе Львове, где он построил две крепости, и куда в 1251 году привез молодую жену Констанцию – дочь венгерского короля Белы IV и никейской принцессы Марии Ласкарины.
      Констанция не сменила своей католической веры. По этой причине Лев Данилович построил в городе Львове костел Иоанна Крестителя.
       Часть сокровищ Мономахов была спрятана во Владимире, но свою наследственную часть после короля Данилы Романовича Лев Данилович спрятал во Львове.
       В 1287 году во время одного из военных походов Льва Даниловича, Юрия Львовича, Мстислава Даниловича и Владимира Василковича с Телебугой и Алгуем,  Владимир Василкович тяжело заболел – «рана послана на него от Бога неисцелимая».
      Прожил Владимир Василкович еще два года. За это время объехал он все свои города: Бересте, Каменец, Рай, Владимир, Любомль. Во время своего путешествия раздавал золото и серебро, каменья дорогие, пояса золотые и серебряные отца своего и свои. А блюда великие серебряные,  кубки золотые и серебряные, мониста великие золотые бабы своей (княгини Ефросиньи Ангелины Романовой) и матери своей (Ольги Романовны Брянской) – все «поби и полье в гривны» и разослал милостыню по всей земле. Стада отдал убогим людям, у кого нет коня, и тем, у кого погибли в «Телебугину рать» (при разорении земли баскаком - сборщиком дани – Телебугой). Одарял церкви иконами в золотых и серебряных окладах, украшенных жемчугом и драгоценными каменьями.
     В Луцкую епископью дал «крест велик сребрян позолотист с честным древом» (то есть с частицей креста, на котором был распят Христос).
      Этот крест был семейной реликвией романовичей После смерти Владимира Василковича он перешел к луцкому князю Льву Даниловичу.
      В городе Владимире с 1279 года по духовной грамоте Владимира Василковича стал княжить  Мстислав Данилович.
      В 1291 году князь Мстислав Данилович над гробом своей бабушки -  княгини Ефросиньи Ангелины Романовой создал гробницу каменную в монастыре Иоакима и Анны во Владимире, и службу в ней створил.
      В 1300 году Кгедимин/Гедимин  Витенесович, великий князь литовский со своим войском литовским и жмудским, также с русью полоцкой пошел на земли волынских князей.
        Как сообщает летопись под названием «ДОДАТОК. О плюндрованю руского панства от литвы и поражцЂ их», сначала Гедимин взял Владимир, убив Владимира Львовича, князя Владимирского. Оставил на Владимире своего старосту и рыцарей. А до Владимира «выдрал был Литве» Дорогичин и Берестье. Потом пошел Гедимин на Луцк против Льва Даниловича.   
       Услышал Лев Данилович, что Гедиимин убил его сына Владимира, встревожился и убежал в Брянск Сиверский к своему зятю князю Роману.
     А Гедимин пошел к Луцку и осадил замок. Шляхта и чернь не стали сопротивляться – отдали Луцк и все «пригородки» его Гедимину, приняли присягу «потомного подданства». Гедимин замок Луцкий «и иншие пригородки рыцерством своим осадивши и обворовавши, на зиму до Берестя литовского пустился».
     В 1301 году Гедимин пошел на киевские волости, «бурячи и палячи, що видячи» (разрушая и сжигая, что видел). Станислав, князь киевский, сговорился с князьями северскими идти против литвы. Князь переяславский Олег, князь луцкий Лев, Роман брянский с рыцарством и войском, какое смогли в то время собрать, пришли к Станиславу киевскому, который «обозом лежал над Ирпенем рекою, три мили от Киева». Здесь была битва великая. Лев Данилович с князем Олегом переяславским смелее иных на литву наступали. В этой битве они и погибли.   
       В 1302 году в монастыре клариссок в Старом Сонче (Стары-Сонч Малопольское воеводство, Польша) умерла и похоронена дочь Льва Даниловича Святослава, здесь же в 1292 году похоронена родная сестра ее матери Констанции – святая Кинга (Кунигунда). В этом же году (по иным сведениям в 1288 году) умерла Констанция, жена Льва Даниловича, которая была похоронена в городе Львове. 
      Город Львов перешел во владение Юрию Львовичу, а затем его сыну Льву Юрьевичу. Возможно во Львове был и сын Льва Юрьевича Владимир Львович, так как год его смерти совпадает со следующими событиями 1340 года.
     Как сообщает летопись под названием «ДОДАТОК. О плюндрованю руского панства от литвы и поражцЂ их», в 1340 году польский король Казимир III пошел на разоренные гедеминовичами русские земли. Для начала он выбрал укрепленный Львов. 
     Казимир III долго держал осаду города, а потом пообещал жителям Львова оставить их «при старой грецкой вере». Тогда ему ворота двух замков открыли.   
     В городе Казимир III нашел сокровищницу владимирских князей. Здесь он увидел: золото, серебро, жемчуга дорогие, клейноты (символы власти),  шапки дорогие царские и иных князей русских. Были здесь два больших «щирозолотных» (чисто золотых) креста по фунтов сто весом каждый (примерно по 40 килограммов). В одном была немалая частица древа креста святого, «на нем же господь наш Иисус Христос распят ся», а в другом «пояса Пресвятой Богородицы половина, з Греции дана Владимиру Мономаху». Были еще две короны великие царские «щирозолотые (чисто золотые) с каменьем дорогим и перлами оздобными (с орнаментом из жемчуга), сцептро (скипетр) златое и седло (трон) златое, и шапка царская золотая, камением дорогим и перлами саженая (жемчугом расшитая)».
     Эти великие сокровища польский король Казимир III забрал, и «неошацованыи (небрежно, неаккуратно) все с собою завез до Полщи и замки оба попалил, абы в них Русь, маючи надею, з послушенства его не выбилася».
      Так сокровища владимирских Мономахов оказались в Кракове при дворе польского короля Казимира III в 1340 году.
      В 1347 году король Казимир III «умыслил остатки Руского панства» присоединить к Польше. Военным походом он завоевал Луцк, Белз, Олешко, Владимир, которые литовские князья лет 14 держали.
       В 1370 году король Польши Казимир III умер. Он был последним из рода Пястов. Предок этого рода Пяст/Пест был сыном Юрлы - шестого сына царя Бая – Немири и его жены Рогнеды. Древнейший город Пешт, ставший частью города Будапешта – родовое место Пястов/Пестов/Пештов. 
      Польскую корону после смерти Казимира III получил венгерский король Людовик I - сын родной сестры Казимира III Елизаветы.
       Сам Людовик I находился в Венгрии, а Польшу поручил матери. Но в 1375 году Елизавета вынуждена была бежать в Венгрию, так как панству и шляхте не нравилась властная мать короля. 
     После возвращения в Венгрию Елизавета поселилась в монастыре Бедной Клары из Ордена Святого Франциска в Старой Буде, который она же и основала в 1334 году.
     Королева Елизавета славилась своей щедростью. Она была основательницей храмов, монастыря, Венгерской капеллы в Аахене. Дарила монастырям и храмам «чудесные сокровища». Ее серебряный реликварий с Богородицей и младенцем, находившийся в монастыре Бедной Клары в Старой Буде, сейчас хранится в Музее искусств Метрополитен. Серебряный реликварий Святого Николая 1344 года хранится в Музее Николая в Бари.
       Незадолго до своей смерти Елизавета составила завещание: сыну Людовику I она оставила несколько золотых сосудов; невестке Елизавете Боснийской – Будайский замок; внучке Марии – золотой венок; внучке Ядвиге – венок из лилий, племяннице Хедвиг – кольцо. Некоторым церквям она оставила деньги. Умерла Елизавета 29 декабря 1380 года.
     В этом же 1380 году сербский князь Лазарь I Гребелянович в Хиландарском монастыре Введения во храм Пресвятой Богородицы на Святой Горе Афон построил нартекс (капеллу) вдоль западной стены перед входом в церковь.   
     Князь Лазарь I Гребелянович передал в дар соседнему Ватопедскому монастырю на Святой Горе Афон частицу Пояса Богородицы вместе с частицей Истинного Креста.
     Получить эти святыни из сокровищницы владимирских Мономахов князь Лазарь 1 Гребелянович мог только от королевы Елизаветы, которая замаливала в монастыре Бедной Клары грехи своего вероломного брата короля Казимира III, разорителя и поджигателя города Львова, и раздавала особенно в последний год своей жизни награбленные им сокровища храмам и монастырям.
       С тех пор реликварии с частицей Пояса Богородицы и частицей Истинного Креста хранятся в святилище, расположенном в кафоликоне, в главном монастырском соборе Ватопедского монастыря.
     Э. Домбровска в своей работе «Коронационный крест-реликварий польских королей», опубликованной в издании «Петербургские славянские и балканские исследования» 2014. № 2. Июль – декабрь, сообщает, что в ревизии сокровищницы Кракова за 1633 год имеется запись: «Крест с Древом Жизни, русские крестики и реликвии из русских сокровищниц, захваченных при Казимире».   
      Вспомним про переданный луцкой епархии Владимиром Василковичем «крест велик сребрян позолотист с честным древом».
      Э.Домбровска рассказала дальнейшую историю этого креста: в 1669 году крест был вывезен королем Яном Казимиром Вазой во Францию, затем согласно завещанию передан княгине Анне Пфальцской, которая передала его бенедиктинскому аббатству Сен-Жермен-де-Пре в Париже.
     На кресте была надпись: «Иисус Христос, прибитый ко кресту, возвысил человеческую природу, записал Мануил Комнин Венценосец». По этой причине этот крест называют «Крест императора Мануила Комнина».
      Последним местом хранения креста была ризница собора Парижской Богоматери. Уцелел ли Крест императора Мануила Комнина после пожара собора 15 апреля 2019 года? Пока его никто общественности не предъявлял.
                ***


Рецензии