Энергия красоты и талантливой молодости Дон Паскуа

 Энергия красоты и талантливой молодости

"Дон Паскуале", опера Доницетти, концертный зал Мариинского театра, 8 января 2023 года

Дирижер – 
Гурген Петросян.
Дон Паскуале – Магеррам Гусейнов.
Доктор Малатеста – Вячеслав Васильев.
Эрнесто – Борис Степанов.
Норина – Юлия Сулейманова.
Карлотто – Николай Гассиев.

Музыка Доницетти поражает энергией, силой и жизнерадостностью! Хотя опера повествует про неидеальных людей, у каждого из них свои слабости, свои хитрости, свои недостатки и свои плутовские методы добиваться желаемого, но вся история замешана на беззлобных розыгрышах, комичных ситуациях, парадоксальных решениях и всеобщем прощении и примирении. Потому эта музыка полна искренности, юмора и жизнеутверждения. Она красива и мелодична, выразительна и темпераментна! И как удачно, что в Мариинке ее исполняет талантливая оперная молодежь театра. Это практически вся команда, начиная с дирижера Гургена Петросяна. Причем, ключевое слово здесь - "талантливая". Кому, как не ей под силу передать вокальную яркость и виртуозную лучезарность мелодий Доницетти невероятной сложности и эмоциональной выразительности!
И самая нелегкая задача здесь стоит перед исполнителем главного персонажа оперы-буффа - дона Паскуале. Очень непросто петь сложную партию и одновременно смешить. И на мой взгляд, лучше всего это получается у Магеррама Гусейнова, чей дар создавать смешные образы не перестает меня восхищать! У отличного оперного певца - это уникальный талант! Кроме того, что Магеррам Гусейнов блестяще поет эту партию, он не менее блистательно перевоплощается в пожилого человека - делает своего героя необидно смешным, трогательным и предприимчивым богатым стариком, не утратившим мальчишеского задора, полным жизненной энергии и шальных фантазий. При этом ему удается соблюсти и внешнюю, и внутреннюю, психологическую, достоверность образа! И тут не просто выверенность деталей, здесь настоящий божий дар перевоплощения! У Магеррама Гусейнова дон Паскуале - это просто вокально-драматический фейерверк, а не роль! И голос удивительной красоты и благородства! И виртуозно звучащие скороговорки в дуэтах и ансамблях, и яркая ария с вальсированием в первом действии, и энергичный дуэт с доктором Малатестой (Вячеслав Васильев), и выразительные сцены знакомства с "невестой" и потом "семейной ссоры" с Нориной.
Яркости в общую картину розыгрыша добавляет энергичная Норина Юлии Сулеймановой. Вот уж партия головокружительной сложности! И певица с ней прекрасно справляется, отлично обыгрывая все нюансы роли - и комические, и лирические. Как чарующе мягко звучит ее дуэт с Эрнесто (Борис Степанов) в саду, как виртуозно исполняет певица сложнейшие колоратуры и пассажи в ариях, дуэтах и ансамблях, в финальном рондо.
Сочных красок в общее музыкальное полотно добавляет крепкий тенор Бориса Степанова: красивая серенада в саду, считающаяся лучшим лирическим творением Доницетти, энергичная перепалка в дуэте с дядюшкой - доном Паскуале, элегическая ария во втором акте.
Комичную струю оперы усиливает доктор Малатеста Вячеслава Васильева. Особенно забавно восприримается начальная сцена с доном Паскуале, а также воинственный дуэт с ним же в третьем акте, когда "мнимый муж" собирается уличить Норину в неверности.
Добавляет веселья и ансамбль солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, которые изображают слуг в доме дона Паскуале. Они тоже все в образе: один все время норовит приложиться к хозяйскому вину или прикорнуть на кушетке, пока никто не видит, другая тягает денежки из барской шкатулки, остальные вдохновенно сплетничают, благо хозяин не слышит.
Словом, в этом спектакле всем есть, где проявить себя и повеселить публику! И прежде всего жизнерадостной музыкой, хорошим пением и ярким, со вкусом созданным действием! Оперой, которая с непреходящим успехом радует зрителей уже 180 лет (премьера состоялась 4 января 1843 года), и при этом сохраняет свою неувядающую свежесть!


Рецензии