Пушкин Ясность Бездна

 «У меня кружится голова после чтения Шекспира, я как будто смотрю в бездну» (Слова, приписываемые Пушкину. Из Дневника М. П. Погодина).

За ясностью текстов и выражения мыслей Пушкина = бездна…   Без дна…

Давид, царь иудейский:
«Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною...»
 И взывал Давид в бездне молитв к бездне Спасения:
«... для чего Ты забыл меня?».
Давид: бездна открывает врата перед бездной.

В Риме  из начальных строк этой песни вывели формулу:
                «Abyssus abyssum invocat» -
                бездна взывает к бездне.

У Пушкина в одной метафабуле творчества разные сюжеты одной темы = диалог Демона и Ангела:
каждый  стражем у своих  ворот, за которыми две дороги и все к Богу, но по разному

Художественный лаконизм, как одно из характернейших свойств пушкинского творчества, Гоголь пояснял так: «Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт» (Д.Д. Благой "Душа в заветной лире")

***

Фрагменты стихов бездны из сб.  Полное собрание стихотворений в одном томе — изд. Эксмо 2011

Усильно мощною рукой
Влечет из бездны волн сребристых,

Как сумрак, дремлющий над бездною морскою,
На сердце горестном унынья мрак лежал.

Лицо пылающей зари,
Простерлась тишина над бездною седою,

Открылась тайн священных „дверь!
Из бездн исходит Луцифер,
Смиренный, но челоперунный.

Когда пробил последний счастью час,
Когда в слезах над бездной я проснулся,

Прости, печальный мир, где темная стезя
Над бездной для меня лежала —
Где вера тихая меня не утешала,
Где я любил, где мне любить нельзя!
Я тайно изнывал, страдалец утомленный;
В минуту гибели над бездной потаенной

Оцепенелыми руками
Схватив железный свой венец,
Он бездну видит пред очами,
Он гибнет, гибнет наконец.

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас

Ни страха, ни надежд, и тихой музы полн,
Умеет услаждать свой путь над бездной волн.

За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир

И с седоком приморского дорогой
Привычный конь над бездною бежит…

В дверях эдема ангел нежный
Главой поникшею сиял,
А демон мрачный и мятежный
Над адской бездною летал.

***

А чело то у пушкинского Луцифера перунное!
Это один из первого ряда богов ... в итоге временно поверженный или просто изгнанный


Рецензии