Дед Кешка. Портреты моих земляков

       Говорят, что история нашей страны- великой России- начинается с истории "малой родины", где твой отчий дом, с детства знакомая улица, где жила или живет твоя семья, соседи и друзья...               
       Кто не знает знаменитой строчки Поэта: "Большое видится на расстоянье"?!А ведь верно подмечено: годы пролетят, и не малые, пока человек поймет, как важно знать историю Отечества, не позволять ее искажать, переписывать в угоду нашим врагам и завистникам! А это значит, знать историю рода, свои истоки- как  путь к познанию самого себя, своих родных. В последнее время, что не может не радовать, многие увлечены исследованием родословной, поисками связей дедов и прадедов с земляками, живущими в российских губерниях до переселения в Сибирь.  Как правило, это порядочные, интересные люди, с активной жизненной позицией, неравнодушные и разносторонние.                                         
       Именно таким человеком мне представляется Наталья Викторовна Сидоренко, внучка нашего земляка -Иннокентия Васильевича Сидоренко!  Благодаря ее рассказам, вы имеете возможность познакомиться с жизнью и судьбой ее дедушки, одного из представителей "золотого поколения", одержавшего победу в Великой Отечественной войне и спасшего мир от фашизма. Простой, скромном труженик, он выращивал хлеб, кормил страну, воспитывал детей, внуков, в годы лихолетья и репрессий  прошел через ГУЛАГ- полгода провел в Соловках...               
          1941 -ый год. Началась война. Старшего сына Степана с первых же дней взяли на фронт. В 1942 году пришло извещение-пропал без вести... Сколько бессонных ночей, переживаний, дум- разве можно все передать?!Так до конца своей жизни не знали родители, что Степан Иннокентьевич Сидоренко, их любимый сын,   красноармеец, стрелок 163 стрелкового полка 11 стрелковой Ленинградско-Валгинской дивизии, участвующей в сражениях в Прибалтике, в обороне Таллина, Ленинграда,  24 сентября 1942 года  геройски погибнет в сражении под деревней Тортолово Ленинградской области ,где проходил рубеж обороны советских войск Волховского фронта.. В окрестностях Тортолова, среди здешних болот, изрытых окопами, со  следами взрывов и валяющихся касок, патронов, неразорвавшиеся снарядов и будет похоронен Степан Сидоренко, сибиряк, житель мало кому известной деревушки Владимировка, сын Иннокентия Васильевича Сидоренко. А дома его ждала жена и сын. Но узнать им, где могила их сына, мужа и отца, было не суждено! Такая участь постигла многих наших земляков.               
          Однако горе, житейские трудности и невзгоды не сломили  Иннокентия Васильевича Сидоренко. Надо было жить и работать! Уважали его люди за стойкость, силу характера,  требовательность -прежде всего- к себе, ответственное отношение к делу. В пятидесятые годы он был назначен бригадиром полеводческой бригады владимирского колхоза "Красный пахарь".                                                                                                            
       "А вообще -то, мы  из крепостных",- говорил Иннокентий Васильевич своим внукам. Отец его, Василий Сидоренко, родом из Курской губернии, как и большинство переселенцев , вместе с братом Дмитрием в 1888 году был водворен в образованный поселок Владимирский, о чем свидетельствуют данные Томского государственного архива. Как рассказывал его сын Виктор, семья приехала в Сибирь из Яблоново, деревни Короченского уезда Курской губернии, славящейся по весне цветущими и богато плодоносящими осенью яблоневыми садами. Не зря наши предки горели желанием развести в холодном краю сады и вырастить яблони! Всем хороша была сибирская землица: и просторы необъятные, покосы хорошие, поля обширные, пшеница родила, а вот яблочек хотелось! Потому и сегодня в окрестностях Владимировки сохранились еще посаженные ими яблони, манившие не одно поколение ребятишек своим лакомством-морожеными ранетками...               
       Иннокентий Васильевич родился во Владимировке в 1891 году, учился в школе грамоты, потом - в церковно- приходской... Семья его родителей, после тринадцати лет обживания нового места, в 1901 году, была достаточно большой - 14 человек, а рабочих рук -всего лишь одни мужские и двое женских. Хозяйство же - немалое: отец держал пять лошадей и три коровы. Накормить- то надо было, кроме взрослых, одиннадцать детей!                                          
     Иннокентию повезло: женился(в 19 лет!) на Арине Петуховой, девушке "не из простых, из благородных": в доме ее родителей, Степана и Ульяны ,были старинные книги на латыни, а в наследство молодой жене достался знатный сундук- типичный для тех времен, с тяжелой, открывающейся крышкой, внутри которой были наклеены открытки и лубочные картинки, а потом...вырезки из журналов и газет...Книги бабушкины с удовольствием будет листать ее внук Виктор, отец Натальи...А рассказы бабушки Ульяны о любимом Степане, цыгане, носившем в ухе серьгу в виде кольца и избитом белогвардейцами, умершем еще молодым от тифа, навсегда останутся в памяти...У Иннокентия и Арины родилось четверо детей: Степан(1911 год рожд.),Ульяна(1913 год рожд.),Александра (род. в 1920 году) и Виктор, самый младший, - (в 1940 году, когда маме его было уже 50 лет)!  Долгую жизнь прожили супруги Сидоренко. Понимали друг друга с полуслова. Любили принимать гостей. И частенько к ним приходили не только родственники и соседи, но и "высокие" гости  из района  навещали председателя колхоза!                                                                                                                                    
      -Аришка!- кричит, бывало, хозяин своей супруге.- Анатолий Ильич едет с Боготола. Ставь  быстрее самовар!                                                    Любил свою Арину Иннокентий Васильевич! Маленькая, красивая!  Цыганских кровей! Околдовала видного парня. Наряжаться любила. К удивлению многих сельчан, в монетках дырочек наделает, на ленточку нацепит- монисто, по-цыгански. И - рада! Так  украшала себя и дочерей! А еще выпить любила- немножко, чуть- чуть -" одну рюмочку"! Выпросит у супруга  денег(откуда их было взять-то? "Палочки ставили"- трудодни- начисляли вместо денег за работу!) , купит "чекушечку" и веселится: поет, танцует! Словом, любили друг друга, уважали. Все вынесли- и горе, и радости...И так же жить завещали внукам...  Иннокентий Васильевич был щедрым человеком, сочувствовал и помогал тем, кому было особенно трудно, оттого и уважали его люди. Мой отец с теплотой  и благодарностью вспоминает, как однажды Иннокентий  увидел, как он делал заклепку  в старом, заброшенном на помойку ведре...Посмотрел внимательно:                                                            
     -Ты это сам сделал?                                                                            
      -Да.                                                                                          
     -А можешь мне наладить?                                                                        
     -Могу.                                                                                        
      -Ну, приходи завтра в кузницу.                                              
   Так мой отец, благодаря Иннокентию Васильевичу, стал работать молотобойцем!  Замечал бригадир, что старается мальчишка. Вот и брал его, да и других владимирских пацанов, с собой на рыбалку, чтобы мать могла пожарить рыбки да детей накормить.                                                                                  
      -Честный был, справедливый! -вспоминает отец,-Наловим сколько рыбы, разделит на кучки- всем понемножку, поровну. Большую рыбину разрежет на куски. А потом говорит:                                                                       
     -Ну-ка, Ванька, отвернись!                                                                                                              
 А сам показывает остальным и говорит:                                                                                    
      -Это кому кучка?                                                                                                                                
  А я отвечаю:                                                                                                                                          
       -Николаю.                                                                                                                                        
       -А эта кому?                                                                                                                                 
       -А эта- вам!                                                                                                                                                                                                  
 И так всем, по справедливости! Никого не обижал! Интересный он был, забавный. Петь любил. И пел о том, что видел! Вот едем мы на телеге, а он заводит: "Эх, березы, березы! И что ж вы такие пригожие, здесь растете? А лежали бы вы спокойненько у меня на дворе. Зимой печку топить. Да не срубит вас никто!")))  А был такой случай...годы прошли! Постарел Иннокентий Васильевич. Силы уже не те, что в молодости...А страсть к рыбалке не угасала. Отправился он  как-то с отцом моим, уже взрослым парнем, на Чулым....Закинули бредень, в воду зашли. И не поймали еще ничего. Вдруг слышат: мотор гудит! Лодка мчится!                                                                                                            -Ванька, шуруй быстрей! - сам бегом в тальник! Напарник его , молодой, шустрый, смотал бродник и тоже - деру от рыбнадзоров! Спрятались в кустах, притаились...Вышли охранники на берег, ждали, ждали - нет никого! Закинули шест в реку , завели мотор, уплыли...Выходит дед Тишка из засады, довольный:                                                                                                                                                                                      
      -Ну, ты че, Ванька, испужался?.                                                                                                    
      - Можно подумать, ты не испужался.                                                                                            
      - А че б они сделали?                                                                                                                  
      - Да оштрафовали б и бродник забрали!?                                                                                      
      -А я бы не дал! У меня шило есть- чик ему в задницу!   Ему бы больно было.                                                                                                                                          
       -Ну, дед, ты и врать мастак!               
      Знатным рыбаком был дед Тишка! Удачливым!  Вот о чем рассказала  Галина Шандрыгина, дом которой стоял напротив  "сидоренкиной" полянки, где по вечерам собиралась владимирская молодежь: "Как- то однажды летом поймал Сидоренко рыбину! Не знаю, какую, ("Осетра!"- сказал мой отец),но вёз он её на телеге, а она была длиннющей- во всю телегу! Конечно же, все с нашего околотка вышли посмотреть на это чудо. Остановился он на нашей любимой полянке.  Собралась куча народа! И взрослые, и ребятишки. Удивляются! Это надо же!!!И как же можно такую громадину изловить?!"                                                                                
      Посетовала моя подружка, что "не было тогда фотоаппаратов" и что осталась эта картина только в памяти! Но свидетелей этого чудного события назвала и обратилась  к владимирским девчатам: "Люда, Света, Валя! А вы помните этот случай?"                                                                                            
      Вот на такой истории  об интереснейшем, неординарном человеке- Иннокентии Васильевиче Сидоренко ( кто ж не знал его в деревне?!)и о владимирской "царь-рыбе"- я и хочу завершить свой рассказ.


Рецензии