Мандраж

Что-то я сегодня не в духе…

Какой-то неконтролируемый и животный ужас внутри меня дёргает за невидимые ниточки, вызывая скованность и мелкую дрожь по всему телу…, создавая паническое настроение…

Я – это спортсмен-парашютист, пришедший в это раннее августовское утро 1983 года в наш городской парашютный клуб. Во время выполнения первого прыжка я не испытывал и сотой доли сегодняшнего страха. Сегодня же, имея на счету более двадцати прыжков, меня вдруг затрясло…

Без аппетита позавтракав в столовой, я подошёл к нашему доктору, будучи уверенным, что в таком состоянии откровенного мандража тот не допустит меня к сегодняшним прыжкам.

Доктор, давний мой приятель, ограничивался проверкой частоты пульса у постоянных членов парашютного клуба:

- Ого! А почему так частит пульс?

- По-моему, я боюсь сегодня прыгать…

- Ха-ха-ха! Не дури – меньше по бабам нужно ночами шляться! Если я боюсь, то и не прыгаю. Вперёд за орденами!..

Вот так вот! Когда говоришь правду, никто никогда не поверит… А был бы на его месте незнакомый доктор, то не допустил меня… Тоже мне, приятель… Эхе-хе-хе…

… Сегодня я в первой десятке… Задание не очень сложное. Вот только руки, почему-то трясутся…

В парашютном клубе я занимаюсь ради удовольствия, не претендуя на какие-либо спортивные достижения. Поэтому парашют, который я хотел бы получить (УТ-15) мне не достался – их, впритык хватает для настоящих спортсменов. Мне предложили Т-4 или как ласково называют его инструкторы из-за жёсткого поведения при раскрытии – «противозачаточное средство». Я был не против – «средство», так «средство».

До получения желанного парашюта мне необходимо было выполнить еще три прыжка на парашюте ПТЛ-72. После первого моего прыжка на этом тренировочном парашюте для лётчиков, начальник парашютно-десантной службы (ПДС) вдруг заявил, что на этом парашюте прыгают пилоты и начальники, а так как я не отношусь к этим двум категориям, то дал указание выполнить три прыжка на армейском Д-6 или «дубе». А «дуб» он и в Африке «дуб»… Прошлый раз я выполнил два прыжка на нём и вот сегодня ещё один…

…Пытаясь заполнить книжку своего парашюта, убеждаюсь, что у меня конкретный мандраж – не могу ручкой сделать запись. Оглянулся по сторонам – не видел ли кто-нибудь моего позорного поведения… Слава Богу, нет – все сосредоточенно занимаются своими делами…

Присел, положил книжку на ранец своего парашюта и, плотно прижав к ней руку, сделал запись каким-то нервным, не своим почерком: «Дата, прыжок № 22, Д-6, высота 1750 м, стабилизация 30 сек, подпись»…

Чтобы отвлечься, начинаю осматривать парашют, под весёлый смех наши девчат-спортсменок, которые так заливисто смеются в тридцать два зуба, что-то между собой обсуждая, что наш очень серьёзный начальник ПДС не вытерпел и сделал им замечание:

- Девочки, нельзя так громко смеяться и широко раскрывать рот! Нужно смеяться так – ги-ги-ги…

Ответом ему был такой весёлый и дружный хохот девушек, что даже он громко засмеялся и, махнув рукой, отошёл в сторону. Девчата у нас просто супер – спортсменки, комсомолки, красавицы, понимаешь ли…

… Тупо стою возле парашюта, оглядываясь по сторонам… Сбежать что ли куда-нибудь?.. А куда тут сбежишь?.. Да и позорище будет… Даааа…

Эх!.. Рывком поднимаю вдруг ставший тяжелым парашют… Застёгиваю лямки… А руки действительно, как чужие… Пристегнул запасной… Достал стропорез (обоюдоострый нож с тупым концом для резки строп в аварийных ситуациях)… Он у меня в кожаном чехле, а к ручке, через просверленное отверстие прикреплён кусок стропа с маленьким карабинчиком на конце, чтобы не потерять во время выполнения прыжка. Закрепил его под резинками запасного парашюта… Закрепил на запаске «планку» с секундомером и высотомером… Вроде бы всё… Готов…

Надеваю на голову защитный шлем и иду к линии старта, на проверку к выпускающему инструктору…

Выпускающий очень внимательно посмотрел на меня:

- Как настроение?

- Норма, - коротко ответил я.

Тот понимающе кивнул – ему ничего объяснять не надо, сам через такое проходил…

Мне уже не раз приходилось слышать от опытных парашютистов, что страх перед прыжком может прийти в любой момент – на сотом.. двухсотом… тысячном прыжке. И главное в таких случаях – перетерпеть…

- Налево! К самолёту шагом марш!..

Как только мы, в колонну по одному, сделали первые шаги к самолёту, взревел двигатель Ан-2 и, чихнув огнём и голубым дымом, громко и ровно заработал – трактор он и есть трактор, пусть даже и летающий…

Пилот Абдулла приветливо машет нам рукой… Выглядит он весьма экзотично – невысокого роста, в одних трусах и кепке с застёгнутыми лямками парашюта на голом теле… По волосяному покрову на теле не всякое животное сможет с ним сравниться…

Южное северокавказское солнышко ещё даст ему сегодня прикурить в кабине «кукурузника»… Все ему отвечают таким же приветствием… Я тоже… Чувствую себя гладиатором на арене Колизея…

Приложив всю силу воли, забираюсь в самолёт…

Несколько секунд тряски по не идеально ровному травяному покрытию нашего аэродрома, и самолёт плавно взлетает в сторону улицы Алтайской. Над ней пилот сделал разворот вправо и вдоль улицы Авиационной начинает плавно набирать высоту…

Мой инструктор Сергей открыл входную дверь, уселся на полу самолёта и, свесив ноги за борт, докуривает свою сигарету…

Пилот Абдулла умышленно по очереди даёт левой, правой педалями управления и хвост самолёта вильнул из стороны в сторону. Сергей, чтобы не вывалиться из самолёта, схватился одной рукой за обрез двери, а указательным пальцев второй руки, смеясь, грозит Абдулле. Вместе с Абдуллой все смеются, а инструкторы громче всех – только настоящие советские десантники могут понять и оценить глубину такого чёрного юмора.

Не смеются только четверо перворазников – они, по-моему, ничего не только не поняли, но и не увидели. Двое из них очень серьёзны, а двое просто перепуганы. Глядя на их трагикомичные физиономии, мне становиться легче…

Заходим на первый круг. Высота 1000 метров…

Два инструктора занимают исходную позицию – один у левого обреза двери, своей правой рукой держится за лямки парашюта перворазника, а второй – позади этого бедолаги, чтобы при малейшей заминке, пинком помочь ему покинуть борт самолёта. Правда, на этот раз обошлось без сюрпризов – перворазники с интервалом в две секунды покидают самолёт…

Заходим на второй круг… Смотрю на свой высотомер – 1800 метров… Или у Абдуллы врёт высотомер, или у меня… Скорее всего, у меня…

На ватных ногах подхожу к двери… Сергей кричит мне в ухо, что внизу усилился ветер… Прыгать нужно будет над самым посёлком… Советует энергичнее работать стропами, чтобы не приземлиться кому-нибудь в огород… Понятно…

- Пошёл!..

Левой рукой включаю секундомер и, резко оттолкнувшись правой ногой от нижнего обреза двери, грудью ложусь на плотный поток воздуха, создаваемый вращающимся винтом самолёта, широко расставив руки и ноги…

Самолёт начинает толчками уходить вверх… Я, задрав голову, смотрю на него..
 
Удаляясь рывками, голубое брюхо самолёта становиться всё более насыщенным по цвету, а красные звёзды всё ярче и ярче.. Рокот мотора медленно затихает… Задираю голову как можно сильнее, стараясь проследить за самолётом до самого последнего момента… Наконец он исчезает из моего вида… Слышен только слабый звук работающего двигателя…

Разворачиваюсь лицом на круг (место приземления для спортсменов) … Делаю разворот влево, затем вправо… Подряд несколько разворотов влево, затем столько же вправо… Смотрю на секундомер – прошло 20 секунд… С этого момента, делая развороты по очереди влево, вправо, начинаю считать до десяти… Раз… Два… Три… Резкая струя воздуха от ладони ударила по глазам… Выступили слёзы… Нужно всё-таки использовать очки… Четыре… Пять…

… Девять… Прижимаю руки к груди… Левой рукой дёргаю кольцо… Парашют плавно раскрывается…

С восторгом смотрю на белоснежный одуванчик шёлкового купола на чистом голубом небе… Красота!.. Снимаю чеку с прибора принудительного раскрытия запасного парашюта…

Ветром меня быстро сносит в сторону. Начинаю энергично управлять парашютом, наклоняя купол в сторону ветра… Парашют слушается хорошо. Нужно только не увлекаться – при таком управлении резко теряется высота…

Щёлкнул прибор принудительного раскрытия запасного парашюта – значит, до земли осталось уже менее 400 метров…

С высоты ста метров земля начинает приближаться толчками… Мягко приземляюсь, не делая обязательный кувырок для погашения инерции движения… Ветер начинает наполнять купол, площадью более 80 квадратных метров, но я, быстро подтягивая к себе нижние стропы, успеваю забежать против его направления…

…Заполняя книжку перед вторым прыжком через полчаса, вдруг поймал себя на мысли, что руки у меня перестали трястись. Странно, как это я не заметил момент, когда это прекратилось?..

А может быть, ничего и не было?..

 Не-е-е-е-т, было, было…


Рецензии