Глава 9. Дорога Екатеринбург Сахалин

Днём, как мне показалось, я выбрался достаточно далеко за кольцевую магистраль, чтобы приступить к голосованию на трассе. Единственному виду голосования в России, результат которого – непредсказуем.
Это было мое первое самостоятельное путешествие автостопом и я отнёсся к новому опыту максимально серьезно. Конечно, в августе 2014 года до Екатеринбурга я так же добирался при помощи автостопа, но тогда я был, словно разбойник на пути Тесея – не один. Прежде чем оставить Донецк, я нашел в социальных сетях попутчика. Опытного хитчхайкера из Саратова, который согласился составить мне компанию в дороге и обучить практическим моментам автостопа. Так что в тот раз я ни одной машины не остановил самостоятельно. Сейчас же, передо мной находилось значительное расстояние, которое я планировал преодолеть в одиночку.
Заранее очарованный дорогой приключений и путем исследователя, я решил подводить краткие итоги в конце каждого дня и вносить систематические отметки в специальную таблицу со столбцами: "мой вклад", "водитель/километраж" и "водитель/примечания".
В дальнейших своих поездках автостопом я от этой идеи отказался, поскольку понял, что краткие знакомства и развевающие скуку разговоры крайне редко отличаются глубиной или уникальностью опыта. Да и сам автостоп оказался больше историей не про необычные встречи, а про личные преодоления. Однако в тот раз, меня, словно шмеля в оранжерее – интересовало все.

23.08. Начало пути. Наперегонки с дождем 595 км.
Начинать большое путешествие оказалось довольно легко – сначала меня возвышала сама цель, а затем ещё и пройденный путь. Первый день прошел под дождем и был наполнен абсолютно разными людьми и диалогами. Забыл в багажнике свой спальник, так ни разу им и не воспользовавшись. Ночью остался на перекрестке, не подозревая, что меня ожидает...

1 Разговор "за жизнь". До Белоярского 50 км. М.40 Таксист, бывший зэк.
2 Вопросы по трансперсональной психологии. До Тюмени 270 км. М.35 Бизнесмен, любитель холотропа.
3 Рассказ о себе. Забыл спальник. До поворота 15 км. Молодежь, две девушки и парень моего возраста.
4 Молча посидел, послушал музыку. До поворота 15 км. М.22 Модный парень.
5 Разговор "за жизнь", послушал истории. До поворота 100 км. М.50 Сельский мужик.
6 Разговор о родноверстве, психологии, философии. До поворота 200 км. Семейная пара моего возраста с ребенком. Подарили фонарик.

В автостопе для меня самым сложным было завязать диалог с водителем. Я не имел интересных историй из жизни, а высшее гуманитарное образование оказалось практически невостребованным в салоне чужого автомобиля. Беседа была единственной платой, что от меня ждали, но моя казна пустовала. Впрочем, как раз в первый день путешествия мне удалось пообщаться с водителями на довольно интересные темы и я даже подумал, что в автостопе так быть и должно. Какая наивность.
Также, в тот день я получил очень ценный урок – держи спальник внутри рюкзака! Это было даже немного иронично. Молодые люди подвезли меня до поворота, а на прощание пожелали удачи и предостерегли, чтобы я не доверял всем подряд. Как раз на этих словах я забыл спальный мешок в багажнике их автомобиля.
Однако, той ночью утраты спальника я не ощутил.

Около полуночи я попрощался с доброжелательным водителем и остался один в довольно пустынной местности. Земля у обочины была сильно перекопана – шел ремонт дороги. Нужно было найти место для установки палатки и варианта было два: распаханое поле грязи и укрытая грязью грязь лесополосы. Я бродил среди сырой от недавнего дождя травы и тщетно пытался отыскать в зарослях хотя бы небольшой участок сухой земли. И тут меня окликнул чужой голос. Первой мыслью было – притвориться что меня здесь нет, но фонарик в руках превратил бы импульсивную задумку в перформанс. И я выбрался на дорогу. Грубоватый парень в светоотражающем жилете предложил мне заночевать в его сторожке, а не лазить по болоту. "Счастливый случай", подумал я, но оказалось что это был просто случай. Неподалеку находилась стоянка дорожной техники и ночной сторож обратил на меня внимание сразу после моей высадки на повороте. Правда, вместо меня в сырой траве он надеялся обнаружить какую-нибудь привлекательную девушку, что уже случалось с ним однажды. Но, убедившись в моей разочаровывающей половой принадлежности, отзывать приглашение сторож не стал. Вместо этого он, как сумел, постарался выжать из ситуации максимум пользы.
"Тебе 27 лет? А почему такой маленький?", "Чем занимаюсь тут сутками? В окно смотрю, печь топлю", "Ой какой фонарик у тебя, дай я с ним похожу", "Есть попить что-нибудь? Вода? Пойдет", "А похавать? Сникерс? Давай. Дай ещё. А ещё есть чё-нить?", "Дай бумаги на растопку", "А это что у тебя, гитара? А вот знаешь такую песню... Дай поиграть", "Спать? Сыграй ещё песню, последнюю, и можешь ложиться на лавку. Нет, давай ещё одну", "Дай мелочи. На сигареты не хватает. Нужно больше, а то не хватит", "Дай подушку, нормальную. Пакет с ватой можешь себе оставить", "Поспал 2 часа? Пора вставать, скоро рассвет. Ну ладно, можешь ещё полчаса поспать, а я пока на гитаре поиграю", "Дай телефон посмотреть. Ух ты, радио. А что тут за музыка? Дай симку свою вставлю", "Фотоаппарат? Покажи фотки, вот так меня сфоткай. Ещё", "Когда приедешь, пришли мне подарок – вот адрес. Гитару или ещё что-нибудь", "Туалетная бумага? А у тебя ещё есть? Оставь рулон здесь", "Ну все, иди. Не забудь про подарок", "Не забудь про подарок!"
Тяжелее, чем выспаться за пару часов в утеплённой картоном сторожке, была лишь одна задача – остаться владельцем собственных телефона и гитары. Около пяти утра акт гостеприимства был завершён и я с облегчением вышел в предрассветные сумерки.

24.08. Без сна. 1035 км.
Второй день путешествия укрепил мою веру в удачный исход затеи. "Айда со мной до Новосибирска" – слова, сделавшие мой день. Вырвавшись за пределы Урала в Сибирь, я попал из вечных дождей в солнечные дни и сон на природе больше не казался чем-то нереальным. Очень хотелось спать и мысль о палатке грела меня целый день.

1 Немного о себе. До Ишима 15 км. М.30 Отец.
2 Разговор "за жизнь". До Новосибирска 1020 км. М.50 Дальнобойщик из Татарстана. Сельский мужик.

Ночевал я в палатке и кое-что понял о Сибири. Жара днём не даёт вообще никаких гарантий того, что ночью ты не замерзнешь. Так и вышло.
Несмотря на отсутствие спальника, уснул я очень быстро, но вскоре проснулся, стуча зубами от холода. Тогда я в очередной раз убедился в своей туристической некомпетентности. Готовясь к путешествию я знал, что для ночёвки требуется туристический коврик, но не понимал зачем именно он нужен. В итоге решил сэкономить и с мыслью "всего 199 рублей?", вместо каремата приобрел тоненький коврик для фитнеса.
Все мое имущество помещалось в рюкзак и находилось при мне. Спасаясь от приближающейся угрозы переохлаждения я сложил коврик вдвое и надел столько одежды, сколько смог. Шарф, шапку, перчатки, двое штанов, теплую кофту и зимнее пальто. Спал на коленях, опасаясь перспективы отморозить почки. И все равно каждые полчаса пробуждался от холода и начинал активно двигаться, чтобы разогнать кровь. Только с рассветом стало достаточно тепло и мне удалось поспать несколько часов подряд.

25.08. Сомнения. 605 км.
День был наполнен сомнениями. С утра попался дед, рассказавший историю про мужика, который возвращался стопом с Сахалина, после того, как его там кинули на зарплату. Далее, дальнобойщик целый день убеждал меня в глупости путешествия и учил жизни, частично воровской, частично пацанской. К ночи я уже боялся предстоящего пути, но не мог от него отказаться из принципа. В этот день я понял, что людям нужно давать то, чего они хотят – дальнобойщик, которому был нужен благодарный слушатель, получил благодарного слушателя. Заночевал опять в палатке, доработав схему с зимней одеждой поверх остальных вещей.

1 История про парашют. Слушал истории. До развязки 10 км. М.35 Бурильщик.
2 Пара слов о себе. Послушал предупреждения. За развязку 5 км. М.60 Городской дед.
3 Рассказал о себе. Больше слушал о жизни, политике и бессмысленности моего пути. До Ачинска 590 км. М.32 Курский дальнобойщик. Угостил обедом и арбузом. Зародил сомнения в моих силах. Сказал, что раньше не подбирал автостопщиков – я первый. И больше брать тоже не будет, потому как все мы ненормальные.

Дальнобойщик в какой-то момент практически раздавил меня морально в своих попытках причинить добро и нанести пользу. Он заявил, что на Сахалин без специального пропуска невозможно попасть и предлагал позвонить какому-то его знакомому в Москву, чтобы уточнить информацию. А когда я не отказался от собственной задумки, водитель разозлился и сказал, что проще было бы меня избить, чтобы я дурью не маялся. И это высказывание совсем не было похоже на шутку. Но кроме нравоучений и угроз мужчина иногда сообщал действительно ценные сведения. Например, от него я услышал очень точное демографическое наблюдение – Россия заканчивается за Красноярском. Позже, руководствуясь собственным опытом, я смог дополнить высказывание – и начинается снова за Благовещенском.
Останавливаясь на ночлег, водитель из Курска предложил встретиться на следующий день и продолжить совместный путь. И каким же для меня было облегчением не обнаружить его утром на стоянке.

26.08. Без воды. Канск. 293 км.
С утра допил последнюю воду из бутылки. На сопках очень неудобно стопить, много пришлось идти пешком в поисках нормальной позиции. Вечером попал в городок Канск, который так и остался в 90-х годах и только там удалось запастись питьевой водой. Выпил сразу же, наверное, литра полтора. Ночевал в палатке с мыслью, что это в последний раз.

1 Разговор "за жизнь", о природе. До Красноярска 169 км. М.35 Сибиряк.
2 Пара слов о себе. Через сопку 3 км. Семейная пара лет 35. Кавказцы.
3 Пара слов о себе. Через сопку 3 км. М.60 Дед.
4 Истории. О девушках. До развязки 40 км. М.25 Парень с района. Со шрамом. Угостил энергетиком.
5 Пара слов. До поворота 10 км. М.45 Сельский мужик с вилами на заднем сиденье.
6 Слушал о Боге. В Канск 60 км. М.55 Верующий евангелист. Пасечник.

27.08. Счастливая встреча. 840 км.
Проснулся с мыслью, что это все должно закончиться прямо сейчас. Уже готов был воспользоваться услугами РЖД или ещё как-нибудь цивильно добраться до Хабаровска из Иркутска. Но сначала надо было попасть в Иркутск. То ли мне встречались самодостаточные, в плане общения, люди, то ли уже не было сил поддерживать беседу, но в первых трёх машинах почти не довелось использовать вербалику. А потом меня подобрал классный якут-перегонщик, который сразу сказал, что может докинуть хоть до Якутии. Ехали допоздна, преодолели Саяны и заночевали в машине, полусидя.

1 Пара слов о себе. До поворота 20 км. Двое мужчин. 35 и 45.
2 Пара слов о природе. До поворота 80 км. М.35 Необщителен.
3 Пара слов о себе. До Нижнеудинска 226 км. Два перегонщика по 35 лет. Бурят и русский.
4 Беседа обо всем. До Иркутска 515 км. М.40 Молодо выглядящий якут. Дальнобойщик с дальнего севера.

Хочется добавить, что больше я с якутами не сталкивался. Но одна эта встреча сформировала у меня максимально положительное отношение к северному народу. И однажды я хотел бы посетить Якутию, просто чтобы посмотреть на родные земли приятного человека.

28.08. Байкал. 1130 км.
Продолжил свой путь вместе с якутом. Искупался в Байкале и скушал местную копчёную рыбку прямо на берегу. Целый час после этого меня согревало само осознание факта купания в Байкале. В Бурятии угостили обедом в столовой просто за то, что я турист и издалека – приятно. Ночевал так же – полусидя в кресле автомобиля.

1 Беседа обо всем. До Читы 1130 км. Он же. Дал возможность искупаться в Байкале, угостил копчёной рыбкой.

29.08. Хижина великана. 990 км.
Попрощался с водителем у развязки на Якутию и не смог больше никого остановить. В срочном порядке поспешил в городок неподалеку – Большой Невер, предварительно узнав о возможности убраться оттуда на поезде. Однако город покинуть не удалось и мне грозила холодная дальневосточная ночь на сырой земле. Однако вместо этого я попал в хижину великана.

1 Беседа обо всем. Помог заменить колесо. Отгонял дождь. Развязка на Якутию 988 км. Он же. Хотел передать меня дальнобойщикам из рук в руки.
2 Пара слов о себе. До магазина 1 км. М.60 Местный дед.
3 Немного о себе. До хижины великана 1 км. Большой человек. Дал кров, накормил ужином и завтраком. Хотел помочь ещё чем-то.

Недавно прошел дождь и спать на сырой земле без риска для здоровья было невозможно. Хорошей идеей казалось добраться до Благовещенска поездом или на автобусе, чтобы провести ночь в транспорте, а днём двинуться в сторону Хабаровска. К сожалению этим планам не было суждено осуществиться. Поезд проходил через Невер только утром, а вечерний автобус отправлялся раз в два дня – не сложно догадаться в какой именно день я попал на автостанцию. Всю ценную информацию о городе я получил у продавщицы местного магазина около автобусной остановки. Идея переночевать на вокзале была забракована, потому как железнодорожный вокзал не имел зала ожидания и круглосуточно не работал, но и других вариантов провести ночь в незнакомом городе я не видел. В отчаянии направился к вокзалу, собираясь проситься к сторожу на ночлег, попутно оценивая заброшенные дома в качестве запасного варианта. И тут рядом тормозит небольшой грузовичок – за рулём крупногабаритный кавказец, который выгружал свой товар в магазине, пока меня лишали надежды.
Водитель сказал, что слышал о моей проблеме и может помочь – где-то недалеко у него стоит заброшенный дом, в котором мне можно будет поспать. Сначала я обрадовался, но когда меня повезли неосвещенными улицами, стало не по себе. Мужчина посоветовал расслабиться – я напрягся, предложил не нервничать – я почти запаниковал. Сразу вспомнились истории о беспределе, творящемся за Красноярском – как людей похищают в рабство и заставляют пасти баранов, или просто режут ни за что. Стало страшно, но исправить я уже ничего не мог и просто соврал, что родные информированы о моем местоположении и если я утром не отзвонюсь – начнутся поиски.
Большой, неразговорчивый, грозно выглядящий человек старался мне помочь всем, чем мог. Дал не только крышу над головой, но и чистое постельное белье, накормил борщом с мясом и взял с меня слово, что я приду к нему на завтрак. Мужчина даже хотел дать денег или купить билет на поезд, оберегая меня от дальнейшего пути, но я с благодарностью отказался, рассудив, что и так уже получил намного больше, чем мог надеяться.
Утром я позавтракал в доме крупного кавказца и отправился в дальнейший путь – мне пожелали удачи и укрепили веру в людей. Без большого человека из Большого Невера мое путешествие не было бы полным.

30.08. На излёте. 1009 км.
По ощущениям, мое путешествие уже завершилось и несколько сотен километров больше не казались значимым расстоянием. Понял, что диалог можно направлять в соответствии с интересами собеседника и дал возможность сенсорному дальнобойщику поговорить об отдыхе, еде и женщинах. Последний раз ночевал в палатке.

1 Пара слов о себе. До трассы 2 км. М.40 Дорожник
2 Пара слов о себе. Патриотизм. Помог заправиться. До поворота на Благовещенск 529 км. М.45 Железнодорожный водитель. Покормил хлебом с помидорками и ещё с собой дал.
3 Немного о себе. Активное слушание. До Биробиджана 478 км. М.40 Похож на боксера. Очень сенсорный человек.

31.08. Хабаровск. Конец. 174 км.
Проснулся утром, позавтракал в кафешке для дальнобойщиков. Позднее, в магазинчике около трассы меня угостила кофе продавщица-украинка. Ворвался в Хабаровск с мыслью, что не проеду больше ни километра автостопом, хотя вечером об этом пожалел.

1 Активное слушание. В Хабаровск 174 км. Он же. Угостил завтраком, провел небольшую экскурсию.

Я изначально не планировал двигаться автостопом дальше Хабаровска. Так что в последний день августа эта часть путешествия на восток, длиной в 9 дней и 6671 км. была успешно завершена. Оставались мелочи – сутки поездом в портовый город Ванино, а оттуда уже паромом на Сахалин.
Прошло все практически без приключений. Только на кассе в порту обратили внимание на мое украинское гражданство и через несколько минут я уже сидел в небольшом кабинете с тремя полицейскими и объяснялся. Впрочем, скоро представители МВД убедились в моей безобидности и позволили попасть на паром.

03.09. я достиг Сахалина. Тем самым приступив к следующей части своего Маршрута. Задача стояла одна – выжить.


Рецензии