О наблюдении и наблюдательности

При специализированных (защитных) советах для предварительной оценки труда соискателей в соответствии с медицинскими специальностями создаются экспертные группы специалистов. Соискателю на таком этапе защиты после заслушивания доклада принято задавать разные каверзные вопросы и высказывать замечания. Такая традиция позволяет самому диссертанту лучше понять свою работу, своевременно отшлифовать основные формулировки  положений диссертации и перед окончательной ее защитой осуществить исправления.
Для каждой медицинской специальности разработан паспорт, в котором указываются объект и предмет  исследования, даются пояснения по поводу того, что изучает данная дисциплина и  какими методами это делается.  В специальность «патологическая физиология», например, входит  изучение причин,  механизмов развития разных болезней, разработка критериев и способов прогнозирования исходов и течения состояний и патологических процессов, а также  исследование эффективности лечебных воздействий. При этом основной упор в специальности приходится  на экспериментальное моделирование патологии с помощью  лабораторных животных.
Как-то предварительную защиту проходил один соискатель. Диссертация у него выполнялась по двум  специальностям: «медицинская психология» и «патологическая физиология». Тема касалась психологической профилактики адаптационных нарушений у студентов. В работе анализировались результаты психологических тестов и по ним давались рекомендации.
Надо сказать, что того, что изучает патологическая физиология, в его диссертации не было. Совета по психологии в  медицинском университете тоже не было, но зато был совет по патофизиологии, в котором на самом высоком уровне и было принято решение провести смешанную защиту. При этом диссертанту патофизиолог-консультант назначен не был в виду безоговорочной заслуженности его научного руководителя.
Диссертант хорошо владел материалом, великолепно доложил результаты своей работы, ответил на замечания рецензентов.
На мой вопрос о соответствии его работы специальности «патологическая физиология» диссертант не мог ответить, поскольку не мог и предположить, что такой вопрос в принципе возможен.
За соискателя ответила заведующая кафедрой патологической физиологии:
- Метод наблюдения, который содержится в работе, бесспорно, относится и к специальности «патологическая физиология».
Такой ответ меня сразил. И я почувствовал себя невнимательным студентом,  как в анекдоте.
В анатомическом зале преподаватель объяснял студентам-первокурсникам, что студенты должны быть наблюдательными и небрезгливыми. Свои слова он подкрепил действием, воткнув свой палец глубоко во внутренности трупа, а вытащив, облизал. У всех присутствующих на лице появилась гримаса отвращения, а у некоторых даже возник позыв к рвоте.
Преподаватель улыбнулся и, внимательно посмотрев на студентов, спросил:
- Кто это сможет повторить?
Отозвался темнокожий студент африканского происхождения:
- Можно я?
- Попробуй, - ответил учитель.
Юноша все повторил, не поморщившись.
- Молодец! – похвалил парня преподаватель. – Только я вам говорил, что студенты должны быть наблюдательными и небрезгливыми. Внимание! В труп я воткнул указательный палец,  но облизал средний!
 Метод наблюдения в медицине, действительно, универсальный, а потому применим во всех специальностях!


Рецензии