Зоологический курьез

Случай произошел в середине нулевых годов в период работы нашего специализированного (защитного) совета по терапии и патологической физиологии.
Мне позвонил мой товарищ профессор Ю.Я. Крюк. Он попросил меня посмотреть и отредактировать  автореферат  диссертационной работы одного врача. Крюк знал родителей этого диссертанта, ведь они с такой просьбой первоначально обратились к нему.
- Я считаю, что лучше тебя никто из наших коллег с такой задачей не справится, - дипломатично начал разговор товарищ. – Константин, соискатель, наш бывший студент, хороший специалист, стоматолог. Диссертация у него по патофизиологии и посвящена  челюстной травме. С оппонентами шеф договорился, но когда работа попала в мои руки, я понял что у нее  много недостатков. К сожалению, для серьезной ее переработки у нас нет времени. Научный руководитель у Кости не патофизиолог, а клиницист, ты его знаешь. В общем, расставь правильные акценты, отшлифуй  формулировки, исправь в соответствии с требованиями ВАКа, что можно еще исправить.  Диссертант твою работу оплатит.
Я не горел желанием во всем этом разбираться и, конечно, мог сослаться на занятость, но я не хотел подводить друга и согласился.
Диссертант принес работу. Я ее прочитал, сделал пометки, задал вопросы. Все оказалось сложнее, чем я себе представлял. Пришлось поменять  цель работы, сделав акцент на изучении патогенеза травмы, правильно сформулировать задачи исследования, согласовать эти задачи с выводами, дописать в пунктах новизны, теоретической и практической значимости работы недостающие результаты. Заодно я исправил таблицы, рисунки и грамматические ошибки. В общем, просьбу товарища я выполнил.
- Что я вам должен? – спросил диссертант, когда я ему возвращал исправленный труд.
- Думаю, что работу за официального оппонента я выполнил, - ответил я и автоматически посмотрел в лицо Константина. – Мне показалось, что молодой человек как-то напрягся, даже испугался. Может быть, я сказал что-то не то?
- Вас отблагодарить, как я отблагодарил своих официальных оппонентов? – наконец вырвалось  у парня. – Вы же потратили на работу не больше часа!
Мне хотелось сказать, что научный опыт любого ученого не соизмерим с потраченным на рецензирование диссертационной работы  временем, но не сказал. Я сразу вспомнил один эпизод с известным художником, поведанный Марком Мэнсоном. Вот как он описывает его в своей книге.
Сидел как-то в уютном кафе Пабло Пикассо и пил кофе. Он уже был в пожилом возрасте, но все равно испытывал творческое вдохновение и был в поиске оригинальных кубистских символов. Пикассо карандашом на салфетке с кофейными разводами чертил какие-то только ему понятные каракули.
За соседним столиком сидела женщина. Она смотрела на работу великого художника с большим любопытством и даже с благоговением.
Наконец Пикассо допил свой напиток, смял салфетку и собрался уходить.
Женщина остановила его.
- Одну минуточку, - сказала она. – Можно мне взять эту салфетку? Я заплачу за нее.
- Конечно, - ответил мастер, - двадцать тысяч долларов.
Женщина отшатнулась.
- Как? Вы же потратили на рисунок всего несколько минут!
- Нет, мадам, - возразил художник. – На рисунок ушло больше шестидесяти лет жизни. – Сказав это, Пикассо положил смятую салфетку в карман и вышел.
Каждый человек совершенствуется, терпя неудачи, если любит свое ремесло и честно оценивает свой труд. В этом секрет любого мастерства. При этом результаты труда художника, музыканта, писателя и поэта все же могут существовать самостоятельно и независимо от своего создателя. Но труд оппонента без самого  диссертанта существовать не может. И в этом принципиальные различия в сравниваемых эпизодах.
Я продолжал размышлять  в рамках возникшей проблемы и корить себя, что намекнул парню об оплате своего труда. Но ведь я не являлся официальным оппонентом, который обязан был выполнять эту работу, да и сам он спросил…
Ход мыслей прервал диссертант:
- Я согласен. Вам обезьянку или маленького удавчика?
Теперь я вошел в ступор:
- Не понял, вы о чем?
- Я думал, вы знаете о подарке моим официальным оппонентам. У родителей свой зоомагазин. Так вам зверушки не нужны?
- Категорически нет! Не нужны ни обезьянки, ни удавчики, ни слоники!
Уходя, Константин, все же поблагодарил меня в соответствии с установленными правилами. Исправленную работу он отвез своим оппонентам. Через месяц он успешно защитил свою кандидатскую диссертацию. Не в нашем совете…


Рецензии