13. на пути к науке

НЕКРОМАНТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

В отпускной сезон, начиная с 2010 года, мы с друзьями сплавлялись на байдарках по течению реки Северский Донец. Байдарок было две. Обе были трехместными, и к ним на веревке цеплялись либо надувной спасательный плот с тентом, в котором умещались пассажиры, либо резиновая лодка с провизией и инвентарем. В пассажирах значились дети, женщины  и даже была собака. По пути сплавления мы периодически высаживались на понравившийся нам песчаный берег, загорали, купались, а к вечеру для ночлега устанавливали под деревьями палатки. Женщины готовили еду, мы ужинали, отдыхали. Утром, проснувшись, завтракали и снова отправлялись плыть по течению реки. В лодке во время движения я, как и другие мужчины, был на веслах.
В группу энтузиастов-байдарочников меня привел мой товарищ Александр Баешко. В составе группы имелись  люди, которые всегда путешествовали вместе, но были и такие, которые впервые решились на такой поход.
Впечатлений у всех было много, было весело, интересно, трудности смены привычной городской жизни преодолевались легко.
В коллективе водных туристов я был самым старшим. Мой возраст подходил к пенсионному. К возрасту еще добавлялся букет нажитых болезней, включавший, как минимум, гипертоническую, мочекаменную болезни, гипертиреоз и ожирение.
Со мной в одном из походов произошел случай, когда на фоне жары и физической нагрузки, соответственно потери с потом воды и солей, сильно снизилось мочеотделение и разболелись почки. Прием воды диурез не увеличил. Если бы такое произошло в городе, я принял бы солевой раствор «Регидрон», содержащий соли калия и натрия, и со временем все прошло бы. Но тут ничего подобного не было. Можно было бы еще попить пива с вяленой рыбой – тоже помогло бы. Но где их взять?
На песчаном берегу реки, где мы остановились на отдых и последующий ночлег, неожиданно появился молодой человек с велосипедом. Он всем отдыхающим по очереди предлагал купить женские солнцезащитные очки. Молодой человек был сухощавым и хорошо загоревшим. Глядя на продавца, я вдруг понял, откуда могло появиться  пиво.
- И почем у тебя такая прелесть? – спросил я продавца. Он ответил. Мне нужен был контакт, и я купил у него очки, предварительно спрятав свои.
- А вы откуда? – поинтересовался молодой человек. Я ответил, что из Донецка.
- А где вы работаете? – снова спросил парень, и в этом вопросе мне уже показалось, что он сам желает пойти на контакт.
- Я врач, основная специальность - патологическая физиология. - Сказав про специальность, я дал ему возможность задуматься и переспросить по поводу необычного названия специальности.
– Меня зовут Колян. Я тоже учился в мединституте три года, потом отчислили… Работаете в морге?
Пока молодой человек представлялся, я успел рассмотреть на его руках «дорожки» - следы от внутривенных инъекций. Его кисти имели коническую форму, а мизинец  был  чрезмерно изогнут в сторону безымянного пальца. Форма руки указывала на артистичность натуры, а чрезмерное искривление мизинца – на нечестность обладателя.  Зрачки Коляна были нормального размера. Похоже, что молодой человек в прошлом употреблял наркотики.
 Учитывая ошибочное предположение собеседника, что моя специальность связана с моргом, то по поводу его учебы в мединституте у меня закрались сомнения. Само собой, что  я   вспомнил анекдот про одного такого «студента».
Встречаются два наркомана, и один другому говорит:
- Слышал, Вован в мединститут поступил?
- И что он там изучает?
- Нет, не он изучает, его изучают.
И еще, если бы молодой человек учился в мединституте,  то он знал бы, что морг связан с кафедрой патологической анатомии, а не патофизиологии. И предметы эти студенты проходят на третьем курсе.
- В морге я не работаю, - ответил я. - Патологоанатом на трупном материале уточняет диагноз и причину смерти больных. Патофизиологи на живом объекте изучают все то, что связано с болезнями, в том числе и то, как и почему умирают люди.
Молодому человеку такой поворот в беседе понравился и он оживился.
- Я завидую вам, некромантам, - тихо и загадочно произнес Колян. Кажется, он снова попутал понятия, приняв патофизиолога за некроманта. Или он так шутит? – Я знаю, что некроманты исследуют смерть для вполне конкретных задач. У нас в поселке был дед. Он мог воскрешать мертвых, мог у них узнавать, что те перед смертью забыли передать своим родственникам.  Даже где они прятали ценности, мог выяснить. И все сходилось. Дед говорил, что мертвые обладают особым могуществом и могут покровительствовать живым. Так?
- Ты начитался книг фэнези, - я почувствовал намерение собеседника   серьезно развивать эту тему. Или все же он шутит? – Наука некромантию относит к псевдонаучным заблуждениям. Никто не может общаться с духами или использовать их силу для своих дел.
- Не скажите! Некроманты помогают усопшим переходить в мир мертвых, - с обидой в голосе возразил мне молодой человек. – Разве это плохо? И сила у них от того, что они способны поглощать энергию смерти. Некроманты способны лечить больных людей,  даже могут держать в плену души живых. Как говорил мне тот дед,  в этом проявляется их власть. Ну, вы же знаете, что душа некроманта находится в мире живых, но на стыке с миром мертвых? Поэтому настоящий некромант является как бы пограничником двух миров…
- Давай мы поступим следующим образом, - предложил я парню идею, поняв, что он просто помешан на некромантии. – Ты привозишь нам сюда пиво и вяленую рыбу, деньги я дам, и потом мы поговорим. Мне есть, что сказать тебе по поводу связи живых с миром мертвых, я спец. И попытаюсь тебе объяснить, как появляются «голоса» с того света. Но на сухую объяснять не буду.
- А если я привезу самогон?
- Крепкие напитки я не пью, завязал. Только пиво. Вот деньги!
Озадаченный человек на велосипеде уехал, а у меня появилась надежда, что,  не смотря на природное плутовство парня, смогу его дождаться и запустить почки.   Руководителя группы и Баешку я предупредил, что вечером, вероятнее всего, буду пить пиво, и они с пониманием отнеслись к моей проблеме.
Пока Колян ездил за пивом, его слова «о пограничнике двух миров» заставили меня вспомнить еще об одном курьезе, с которым было связано слово «пограничник».
Дело было так. К моему товарищу доктору, находясь на курсах повышения квалификации, зашел одногруппник по мединституту. Встречу они отметили, и курсант захотел со мной познакомиться. В конце следующего дня они пришли ко мне на работу. Товарищ именовал курсанта Пограничником.  Я поинтересовался, где тот служил, но гость ответил, что нигде не служил. Видя, что Пограничник замялся, товарищ пояснил, откуда у него такое прозвище:
-  На втором курсе Андрей (так звали курсанта) пропустил много занятий, если честно, из-за запоя. Нужна была справка из медучреждения, чтобы деканат разрешил ему отработку пропусков. Андрей, не найдя ничего лучшего, обратился к психиатрам. Кривляться и изображать из себя дурика, мы все знали, он умел хорошо. После консультации Андрей принес и с гордостью показал нам справку, в которой значился красивый, но не очень ему понятный диагноз: «Пограничное развитие личности, выраженная деменция». Мы с трудом убедили Андрея, что такая справка только ускорит исключение из вуза. Позже Андрей нашел другой  подход к декану, который в конечном итоге разрешил ему отработку пропущенных занятий. Но с тех пор в среде друзей Андрея стали именовать Пограничником. 
Прошло пару часов и начало темнеть. Колян приехал довольный, и все, что было заказано привез. Сам он пить отказался, сославшись на генетическое отсутствие тяги к спиртному. Напиток был холодным и как никогда вкусным. Вяленый лещ тоже был на высоте. Вскоре почки заработали. И к тому времени меня уже сильно прорвало на задушевный разговор.
- В физиологии есть термин – «сенсорная депривация». Термин означает частичное или полное прекращение внешнего воздействия на органы чувств. Это приводит к снижению потока нервных импульсов в центральную нервную систему. С таким снижением в головном мозге возникают различные психические изменения. С сенсорной депривацией часто сталкиваются подводники и космонавты. Йоги во время медитации и некроманты путем специальных тренировок способны достигать этого состояния. Спецслужбы также применяют данную  технологию, но для пыток заключенных. Эффект зависит от времени действия и степени депривации.
 Короткие периоды сенсорной депривации не опасны, даже полезны, поскольку запускают процессы расслабления мышц и стабилизируют психику. В медицине для достижения сенсорной депривации применяют специальные камеры, куда помещают пациентов. Эффективность медицинских процедур соизмерима с полноценным сном. А вот длительные периоды депривации приводят к беспокойству, потери связи с реальностью, посттравматическому стрессу и возникновению галлюцинаций.
- А что это за камеры для сенсорной депривации? – спросил Колян и глотнул скопившуюся во рту слюну.   
- Камеры имеют вид открывающихся капсул. Стенки капсулы звуко- и светонепроницаемы. В нижнюю часть полусферы заливается специальный солевой раствор, у которого удельный вес выше плотности человеческого тела. В нем человек не тонет. Раствор имеет температуру, близкую к температуре тела, и температура в капсуле поддерживается на постоянном уровне. В жидкость помещается испытуемый человек. Ему на голову надевают маску, через которую подается и удаляется воздух. После погружения тела в раствор капсула закрывается. За человеком осуществляется наблюдение. Разумеется, такая капсула предназначена для исследовательских целей. Бывают, конечно, и другие конструкции. За рубежом капсулы для медицинского назначения можно даже купить.
- И что чувствует человек, находясь внутри такой капсулы?
- В течение часа он отдыхает, а если будет там дольше, то начнет волноваться, будет теряться связь с ощущениями, путаться мысли, - продолжил я рассказывать о самочувствии испытуемых. – Сначала звуки сердца и кишечника станут раздражать, а потом где-то чрез сутки и более - появятся слуховые и зрительные галлюцинации. Содержание галлюцинаций бывает разным, что зависит от самого человека.
- А с миром мертвых у таких испытуемых налаживается контакт? – задал с волнением в голосе свой основной вопрос собеседник.
- Не контакт налаживается, а содержание галлюцинаций меняется. – Я допил первый двухлитровый бутылек и стал открывать второй. -  Кто-то начинает «слышать» голоса или «видеть» умерших родственников, кто-то почивших знакомых. Но, поскольку такой способ снижения потока нервных импульсов в центральную нервную систему не абсолютен, глубоких расстройств психики  с его помощью достичь не удается.
- А что бывают еще другие способы ограничения потока нервных импульсов?
- Я знаю еще об одном. – Произнеся последние слова, я засомневался, о целесообразности продолжения темы некромантии, не напугаю ли я своим рассказом  неофита? Молодой человек, уловив в моих словах нотку сомнения, заявил, чтобы я не останавливался, и мне пришлось продолжить. –
Более двадцати лет назад по научной работе мне пришлось выполнять задания головного учреждения – Института общей реаниматологии АН СССР. Я занимался вопросами прогнозирования критических состояний. У меня в этом институте был свой куратор, пришедший в научный институт из военных медиков. Так он мне как-то дома за кружкой чая рассказал, что американцы в начале 80-х годов проводили испытания не то на  добровольцах, не то на заключенных-смертниках. Суть опытов состояла в хирургическом удалении нервов, идущих от органов чувств – глаз, ушей, языка и перерезки чувствительных нервных путей спинного мозга. Этим они достигали полной блокады пяти чувств человека. Подопытные люди могли двигаться, оправлять свои физиологические потребности, говорить, но все это получалось у них с грубыми нарушениями.  Речь, в частности, у них была очень неразборчивой. Ее приходилось записывать и иногда расшифровывать. С четвертого дня эти люди сообщали, что начинают «слышать» неразборчивые голоса, с шестого дня – общаться с усопшими, еще через неделю начинали страдать от голосов, говорили, что не могут заснуть и  просили снотворных. В течение следующей недели испытуемые обращали внимание на агрессивность голосов, появлялись видения преисподней.  Они плакали, бились головой о стену, кусали свое тело, а после утраты рассудка умирали от остановки сердца.
- Зачем ты пугаешь парня? – спросил меня Баешко, неожиданно вынырнувший из темноты, как черт из табакерки. -  Ты еще расскажи ему, как ты мертвых оживлял!
- Это колдуны вуду «мертвых» «оживляют», чтобы получить зомби, - спокойно ответил я товарищу. – Наша миссия заключается в спасении тех, кого только условно можно назвать мертвыми. И то все это было давно…
- Шеф, я за тобой, - сказал Баешко. – Завтра на весла. Пора спать!
- Вот так всегда, - с недовольством в голосе пробубнил Колян. – Облом на самом интересном месте. До свиданья! Я знаю, что вы известный писатель! Я ваши книги найду и обязательно прочитаю!
- Жизнь для некроманта – и есть полный облом! - ответил я отъезжающему парню. -  Но что точно еще  не знает Колян, так это то -  где спрятана настоящая сила. 
- Как где? В пиве – сила! А в воде – микробы! – философски изрек Баешко. - А писателем он кого назвал?
- Опять Колян что-то напутал, - сказав это, я автоматически посмотрел на свои кисти рук. В свете Луны линии ладони показались мне особенно яркими. Но меня интересовала только одна линия – линия Ума. Она в конце пути сильно загибалась и раздваивалась. Кто бы мог подумать?! Такой знак в хиромантии именуется «вилкой писателя»? О перспективе писательства я как-то раньше не думал.
«Не гостем ли из будущего был тот Колян?», - пришла мне перед сном последняя мысль. Наверное, все привиделось!


Рецензии