16. на пути к науке

СПАСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ
Обычно август бывает жарким, но утро прохладное. В это время, если это еще и суббота, спится особенно хорошо. А когда заканчивается сон не хочется вставать, даже  когда стучат в дверь какие-то ненормальные люди и очень настойчиво стучат. Ну, что за публика такая непонятливая?!
- Ну, иду, иду! – «И кому в такую рань понадобился?», бормотал я, двигаясь на автопилоте по направлению к двери.
-  Доброе утро, доктор! – приветствовала меня соседка с сочувственным выражением лица. – Извиняюсь, что разбудила.
- Ничего. Как говорится, соседи от Бога, - ответил я на приветствие женщины.
Напротив меня стояла и улыбалась симпатичная женщина годков так тридцати пяти. Спросонку мне после ее светлой улыбки в глаза сразу бросилось ее большое декольте. Это была соседка с другого дома. Ее тетку больше месяца назад я смотрел дома, а потом уговорил на серьезное обследование и госпитализацию для выполнения операции на позвоночнике.  Первой мыслью у меня была такая: неужели что-то плохое случилось с ее родственницей? Но я сразу эту мысль пришлось отбросить в виду добродушной улыбки женщины.
- Вчера Ирину Федоровну выписали из больницы. У нее все хорошо, - протараторила племянница, назвав свою тетку по имени отчеству. – Я – Роза, если помните. Сегодня мы с теткой через пару часов едем на рынок и походим по магазинам. Знакомый на машине нас повезет. Поэтому зашла пораньше. Да, мы благодарим вас за все, что вы сделали, возьмите деньги, которые вы потратили. Деньги на лечение отец выслал, не переживайте, много выслал. И вот еще примите от меня, сама варила – варенье с чайной розой.
- За варенье спасибо. Позвонила бы ваша тетка, когда приедете, - сказал я. 
- У нее после больницы сразу много дел образовалось, - снова улыбнувшись, ответила племянница. – Приедем – позвоним, не волнуйтесь.
Когда-то давно мужа Ирины Федоровны я лечил от алкогольной зависимости. Тогда и познакомились. Оказалось, что живем рядом. Муж несколько лет назад умер от инфаркта. Женщина пошла на пенсию. Детей у нее не было. Жила одиноко, бедно и как все жители города находилась в состоянии постоянного стресса из-за продолжающихся обстрелов со стороны украинских войск. В 2016 году ее дом из-за попадания в него снаряда оказался частично разрушенным. Администрация города застеклила окна. С ремонтом  помещения потом помогала племянница. Иногда с соседкой мы встречались у ее калитки, когда я шел на работу. Ирина Федоровна была пониженного питания с бледным лицом, с карими и грустными глазами. Я знал, что она сильно любила кошек. Их у нее было аж четыре.
 Когда женщина заболела, она, как и большинство пожилых людей, на свою хворь внимания не обратила. В местной больнице поставили диагноз «обострение хронического остеохондроза». Позвоночник болел в нескольких местах с отдачей боли в правую лопатку, руку и ногу. В течение нескольких месяцев лечение обезболивающими средствами облегчения не принесло. Более того, боль только усилилась, но в покое и в положении лежа она уменьшалась. За полгода болезни женщина почти перестала ходить и еще сильнее похудела. Однако участковый врач продолжал ее лечить от остеохондроза. Когда Ирине Федоровне стало совсем невмоготу,  она вспомнила обо мне, что я работаю в травме и послала за мной свою племянницу Розу.
 Я осмотрел больную, усомнился в хроническом остеохондрозе, который не мог так долго длиться, договорился на работе о рентгенографии позвоночника и серьезном лабораторном обследовании, а в последующем и о госпитализации. Как оказалось, позвоночник Ирины Федоровны имел множественные разрушения тел позвонков. В крови имелась высокая СОЭ и концентрация М-белка, указывавшая на миеломную болезнь.
После обследования я больной и племяннице рассказал, что при такой болезни в костном мозге происходит размножение опухолевых плазматических клеток. Возможно, что причиной болезни была радиация, с которой женщина столкнулась, находясь в составе ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. У больных миеломной болезнью опухолевые клетки замещают кроветворные клетки, что впоследствии приводит к анемии, иммунной недостаточности, инфекционным осложнениям. Еще эти клетки в виде очагов расплавляют костную ткань, и поэтому кости становятся хрупкими и при нагрузке легко ломаются. Сами плазматические клетки синтезируют в огромном количестве специфический белок. Он способен поражать сосуды почек, что приводит со временем к почечной недостаточности, и увеличивать свертываемость крови, вызывая инфаркт и инсульт.
 Женщины отнеслись к моим словам с пониманием. В отделении Ирине Федоровне выполнена операция по остеосинтезу разрушенного грудного позвонка. Против остеопороза, т.е. для замедления деструкции костей, была назначена соответствующая терапия. По поводу самой болезни больную взяли на учет гематологи. Они в свою очередь рекомендовали пройти курсы приема химиотерапевтических средств, угнетающих рост и размножение опухолевых клеток.
 Сейчас, глядя на веселую и молодую Розу, не хотелось думать о том, что заболевание ее тетки тяжелое с неравномерным течением и неблагоприятным исходом. Конечно, радовало, что больной после выписки из отделения стало легче, но я понимал, что это было временное затишье. Роза стояла, переминаясь с ноги на ногу, видимо хотела еще что-то спросить.
- Доктор, а у меня тоже болезнь,  - наконец произнесла женщина. При этом ее глаза  хитро прищурились. – Я, когда дышу – задыхаюсь. Воздух в легкие плохо проходит, и выходит…
Я понял, что Роза не больна, а решила со мной пофлиртовать.
- А не пробовала ли ты для улучшения своего дыхания надеть более просторный лифчик, а то не ровен час совсем задохнешься? – пошутил я.
Роза, как маленькая девочка, покраснела, рефлекторно поправила грудь, засмеялась, попрощалась и убежала.
Я зашел в дом и занялся обычными делами. Во второй половине дня мне позвонил приятель и помимо всего прочего сообщил, что рынок, куда поехали женщины, был обстрелян из Града. Есть много повреждений павильонов, и есть людские жертвы.
 Поскольку соседи не позвонили, я Ирине Федоровне перезвонил сам. По телефону ответила Роза. Она взволнованным голосом сообщила, что с ними все в порядке, хотя с теткой в дороге случился нервный приступ. Как я понял, не доехав до рынка, у Ирины Федоровны сильно разболелась голова, возникло ощущение страха, появилась боль в сердце и дрожь во всем теле. Водителю пришлось остановиться. Он женщин по их просьбе высадил, а сам поехал дальше на рынок.
- Мы нашли в тени лавочку, - продолжила повествование Роза, - тетке надо было отдышаться и успокоиться. До рынка мы не доехали два квартала. А чуть позже на рынке начался обстрел и пожар. Выходит, что, если бы мы не остановились, то могли бы пострадать от обстрела?
- Возможно. Я сейчас к вам зайду, - ответил я и стал собираться. С собой я взял  тонометр и аптечку.
Дверь открыла Роза. Ирина Федоровна лежала на кровати. При виде меня она приподнялась и улыбнулась. У больной выявлялся постстрессовый синдром.
На вопрос, как все случилось, она ответила, что в машине ей вдруг стало душно. В это время ей показалось, что видеть она начала все в красном цвете, а потом в кабине появились яркие лучи белого света, как будто машину во многих местах прошили осколки от снарядов. Я попросила Валерку, сына моей приятельницы, который был за рулем, что бы он остановился. Я ему тоже сказала, чтобы он не ехал на рынок, но он меня не  послушал. «Будьте здесь, - сказал он, - я за вами заеду минут через двадцать».  Потом начался обстрел, а после обстрела он на телефонный звонок не ответил. Мы на маршрутке вернулись назад домой.
- Мы уже дома позвонили Валеркиной матери, - добавила Роза. – Мать сказала, что сын ранен и находится в больнице, а машину посекли осколки.
- Похоже, что видение Ирины Федоровны было пророческим, - констатировал я. – Но есть у меня к вам есть еще один вопрос. – Я повернулся к Ирине Федоровне и прямо ее спросил. - Какие лекарства вы сегодня принимали?
- Да, в общем-то, ничего особенного. Мне от депрессии давно выписывали флуоксетин, я его выпила утром, - ответила женщина. – И перед поездкой выпила еще обезболивающее средство - кетанов. Больше я ничего не пила. И то и другое раньше принимала. Я подумала, что препараты улучшат мое самочувствие в дороге. Я не права?
- Оба эти препарата с выраженными побочными эффектами, - ответил я. – Но я пока не знаю, можно ли их сочетать. Дома уточню.
От чая я отказался, пообещал завтра утром заглянуть.
- Хорошо, когда у нас сосед доктор, - на прощание сказала Роза.
- Мне тоже приятно иметь таких интересных соседей.
- Можно подумать, что интересных соседей у вас раньше не было, - надув губы произнесла Роза.
Глядя на Розу, особенно на ее пышные формы, мне в качестве ответа пришла в голову смелая, даже хамская, мысль, что соседи то были, но я их не хотел иметь. Я улыбнулся и, разумеется, не стал эту дурь озвучивать.
Дома я просмотрел литературу. Анализ комбинации двух препаратов – флуоксетина и кетанова показал, что часто  сочетание этих лекарств вызывает у пациентов галлюцинации.  Возможно, что на фоне их действия мозг Ирины Федоровны вошел в пограничное состояние.  Результатом такой мозговой активности и явилось   предвидение беды.
В настоящее время самочувствие Ирины Федоровны удовлетворительное. Прошла несколько курсов химиотерапии. Держится хорошо. Не пророчествует.


Рецензии