17. на пути к науке

ВОКРУГ И ОКОЛО ЛЕТАРГИИ
Прервавшись от научной бумажной работы, я вышел на улицу. Там некоторые наши курящие сотрудники отдела вели какой-то спор с незнакомцем. Я услышал от этого  молодого человека  фразу: «Если бы он узнал об этом, то в гробу бы перевернулся».   Я не спрашивал о ком речь, но для разрядки обстановки, обратился ко всем присутствующим: «Извиняюсь за вмешательство в разговор, но знаете ли вы, откуда произошло это выражение?». Оказывается, никто не знал, но прежнюю тему все захотели сменить. 
- Явление, когда в захороненных гробах находили трупы, лежащие в необычных позах, - начал я разговор, - свидетельствовало, что в свое время этих людей хоронили живыми. Такие находки обнаруживались при переносе кладбищ на новое место или при перезахоронениях известных личностей. Я знаю, например, что был случай перезахоронения в 1931 году писателя Н.В. Гоголя на Новодевичьем кладбище. Гоголь умер за восемьдесят лет до этого и при жизни он боялся быть похороненным заживо. И, тем не менее, при эксгумации, со слов очевидцев, он был обнаружен в позе на боку.  Страх перед такой страшной смертью (проснуться в гробу и, не в силах выбраться наружу, задохнуться) и вызвал у людей выражение «в гробу перевернулся», как и слов проклятия «чтобы в гробу перевернулся».
- А почему людей могли хоронить раньше живьем? – включилась в разговор молодая медсестра Тамара, зашедшая в отдел к нашей сотруднице. – Что, не могли определить факт смерти?
- Вопрос в тяжести летаргии, или ложной смерти как еще называли летаргию. Ее часто путали с настоящей смертью, – ответил я. – При тяжелой летаргии дыхания практически нет, частота сердечных сокращений достигает четырех ударов в минуту или даже меньше, зрачки на свет не реагируют, снижается температура тела, наступает полная обездвиженность. Такого человека без современных средств оценки деятельности мозга, сердца и кровообращения трудно отличить от настоящего покойника. У летаргика, правда, не бывает трупных пятен и специфического тленного запаха. Но кто раньше знал, что на это надо обращать внимание? К тому же по законам некоторых восточных религий умершего человека родственники должны были похоронить в день смерти до заката солнца.
- А тех, кто выбирался из могил, люди принимали за вурдалаков, упырей, вампиров или зомби, - добавил Николай, медленно выпуская дым из носа. -  Таких живых мертвецов люди  боялись и поэтому, чтобы умертвить окончательно, вбивали им в грудь осиновый кол или стреляли в них серебряной пулей.
- Так оно зачастую и было, - поддержал я всерьез дополнение Николая. – Убийство  бедолаг происходило под властью предрассудков и страхов. Но иногда летаргиков спасали кладбищенские воры, желавшие поживиться драгоценностями и дорогой одеждой похороненных. Некоторые из спасенных с ненарушенным сильно сознанием возвращались в свой дом, пугая домочадцев. Встречи родственников с ожившими мертвецами были жуткими, кто-то не выдерживал вида «покойников» и тоже умирал. Страх перед такими встречами и теперь еще глубоко сидит в представлениях наших людей о вурдалаках, упырях и вампирах.
- По этому поводу могу рассказать один каламбурчик, - снова заговорил Николай, туша сигарету. – Жили-были два друга. Один был не сильно тупым, а другой – очень тупым. Обычно они тусовались в ночных клубах. Раз друзья вышли из клуба, и пошли домой. Впереди они увидели двух девиц, вышедших, видимо, из клуба ранее. Тот, который был не сильно тупым, спросил дев: «Не боитесь, красавицы, гулять поздней ночью по темному городу, а то встретите вампиров?». Красавицы ответили: «А что нас, вампиров, бояться?». Тупой, не поняв этих слов, задал вопрос тому, который был не сильно тупым: «Что они сказали?». «Они сказали, что сосут», - ответил товарищ. «У кого?» - снова спросил тупой. «Сворачивай! Вопрос – что?!».
- Смешно, вы научные сотрудники? – отреагировал я на рассказ Николая. – Научных сотрудников, а тем более патофизиологов, должны интересовать в первую очередь вопросы -  причины и механизмы развития любой патологии, в том числе и летаргии.
- А в современном мире фиксируются случаи летаргии? – снова задала вопрос, молчавшая до этого Наталия, выбрасывая сигарету.
- Да, конечно, – ответил я, –  но живыми, разумеется, людей не хоронят. О  феномене «зомби» говорить не буду, это отдельная тема, а о клинической смерти и чудесных воскрешениях «умерших» всем известно. Я сам неоднократно был свидетелем клинической смерти и даже участником «оживления» вне больницы трех человек. Будет время – расскажу.
- Точно,  в древности и в Средние века воскрешением занимался Иисус Христос, святые и колдуны с магами, - прервала меня Наталия.
- Наверное, древние целители и без сложной аппаратуры умели отличать летаргический сон от смерти, - произнес, прикуривая новую сигарету Сергей. – Кто-нибудь  может нам объяснить причину летаргии?
- У летаргии из-за особенностей измененной реактивности организма, причин много, - попытался я ответить Сергею, - но чаще причиной выступает вирусная или микробная инфекция, также факторы стресса, механическая травма и даже угар от винных паров. Некоторым органическим, сосудистым болезням головного мозга, а также  психическим заболеваниям, в первую очередь истерии и шизофрении, также присущ феномен летаргического сна. Роль инфекционного фактора был доказан в период Первой мировой войны. Его выявил австрийский врач Экономо. Он же описал клинику и течение эпидемического летаргического энцефалита у солдат. В его трактовке болезнь вызывали видоизмененные стрептококки. Позже в этиологии болезни описана и роль вирусов.
 Интересно, что в разные исторические отрезки времени волна летаргий после достижения своего максимума всегда спадала. Наибольший пик у этого заболевания приходился на XVII век. Какая инфекция в это время была, никто не знает.
- Евгеньевич, у каких людей по возрасту чаще всего диагностируют летаргию? – задала новый вопрос Наталия.
- Чаще у молодых, то есть у тех, у кого смерть не могла быть естественной, ответил я. – Был также проведен статистический анализ случаев воскрешения «мертвых» разными святыми и целителями. Ими также установлен молодой возраст летаргиков – с 2 до 35 лет. Сами спасители оценивали состояние воскресших, как сон. Ожившие не имели признаков тления и срок от момента наступления «смерти» до воскрешения был незначительным.
- А сколько длится летаргия, и что рассказывают о своем сне люди после того, как проснулись? – спросила Тамара.
- Тамара, сроки сна зависят от тяжести нарушенных процессов в мозге и возраста людей. Дети могут спать десятки лет. Были исследования проснувшихся людей. Они отмечали, что те спали и видели сны. В снах могли фигурировать родственники или неизвестные учителя, которые проводили обучение. Летаргики могли слышать то, что происходило рядом с ними.  Проснувшись, они имели новые, хотя и не точные знания. Некоторые смогли приобрести паранормальные способности: читать мысли окружающих, говорить на иностранных языках и понимать язык зверей, с помощью мысли двигать предметы, невидимо перемещаться в пространстве… Дети, когда спали, вырастали на несколько сантиметров. Но зато, когда они выходили из сна, росли быстро – за два года подходили к размерам своего реального возраста. Взрослые быстро старели.
- Евгеньевич, а что это за случаи оживления, о которых вы упоминали? – спросила  Наталия.
- Все они были у молодых людей: у двоих имелось сильное алкогольное  опьянение, у одного  наркотизация. В двух случаях было сотрясение мозга при наезде автотранспорта, в одном - сотрясения не было. Во всех случаях внешние признаки людей говорили о наступлении у них клинической смерти, но сильное сотрясение мозга могло привести и к летаргии. Проверить это нельзя было. Дифференциальная диагностика в условиях не медицинского учреждения, где происходила авария или несчастный случай, по понятным причинам, исключалась. К тому же нельзя было терять время, нужно было сразу оказывать первую медицинскую помощь.
- Так, может, у этих людей и клинической смерти не было? – отреагировал вопросом на мое сообщение Сергей.
- Клиническая смерть была, - ответил я. – За летаргию не знаю. Пульс, дыхание и реакция зрачка на свет точно отсутствовали.  Могу рассказать о последнем случае. Слушайте.
Случай произошел около двадцати лет назад. После окончания работы мы с Буфистовой шли, направляясь в универсам «Украина». На перекрестке улицы Университетской и Освобождения Донбасса, где когда-то стоял киоск со свежей хлебобулочной продукцией, мы купили хлеб. Продавца этого киоска мы знали, им работала жена одного нашего бывшего пациента. Улицу не переходили, горел красный свет. Впереди проходил троллейбус. Сзади на небольшой скорости шла легковушка. Под ее колеса попал молодой парень, хотевший, видимо, перебежать улицу. Раздался звук удара. Легковая машина остановилась. Мы увидели, что на газоне у дороги лежало тело парня. Само столкновение мы не видели. Троллейбус тоже остановился. Вышли люди. На зеленом светофоре мы с Буфистовой перешли улицу и направились к парню. Как выяснилось, парень был с матерью. Мать – в слезы и рыдать. Я подошел к телу. Пульса на сонных артериях не было. Дыхания - тоже. Видимых переломов тоже не было. В области локализации лучевой и локтевой вен имелись синяки от инъекций. Я начал делать массаж сердца, позже собирался провести и искусственное дыхание через платок, но не пришлось. Заработало сердце, и легкие задышали. Парень очнулся и окинул окружающих людей не понимающим взглядом. Мать перестала рыдать и обняла сына.  В толпе раздались голоса, что надо бы вызвать скорую и милицию. Рядом с нами была женщина-водитель легковой машины, которая сбила парня. Я сказал, что пострадавший пришел в сознание и его нужно, не тратя драгоценного времени, отвезти в травмпункт, где его осмотрят и окажут необходимую помощь. При этом я показал рукой на рядом стоявшие ворота областной травматологической больницы. Женщина-водитель сказала, что отвезет, и предложила сыну и матери сесть в машину. После того, как сын и мать сели в легковушку, и машина въехала на территорию больницы, люди стали расходиться. Водитель троллейбуса сказала, что надо было дождаться приезда милиции и скорой помощи. Возможно. Но я знал о негативном отношении милиции к наркоманам…
Через несколько дней мы с Буфистовой шли в универсам тем же маршрутом. Продавец хлебобулочных изделий сообщила нам, что вчера была здесь милиция. Слуги закона разыскивали свидетелей той аварии, которая здесь произошла.  Как оказалось, сбившая парня женщина, посадила пострадавшего и мать в коридоре, заняла   очередь, а сама скрылась. После врачебного осмотра парня госпитализировали в нейрохирургическое отделение. Под утро он умер.
Вот такой был последний случай…
- Похоже, что у пострадавшего была посттравматическая внутричерепная гематома, - констатировал исход Николай.
- Ладно, пора работать, заканчивайте перекур! – обратился я к сотрудникам и  сам повернулся, чтобы уйти. В ответ услышал:
- Шеф, а водки мне можно выпить? – не своим голосом пропищал Николай, желая вызвать у всех смех.
Я решил ему подыграть:
-  Пациент, какую водку?
- Доктор, я в будущем!
- В каком еще будущем?
- Значит, я умру?
- Нет, готовьтесь к худшему! Я вам выпишу дорогое лечение!
Со смехом наконец-то все разошлись по своим рабочим местам.


Рецензии