14. на пути к науке

ЗАГАДКИ РЕИНКАРНАЦИИ
Когда-то Гиппократ считал возраст 57 лет уже старческим. Мне в те далекие предвоенные годы тоже так начинало казаться. Возможно, этому способствовала накапливающаяся усталость. С ней надо было как-то бороться. Поэтому я завел  традицию больше двигаться: на работу ходил пешком, а после работы мы с Баешко прогуливались по парку им. Щербакова. Александр был хорошим собеседником и при обсуждении разных тем во время таких прогулок занимал позицию оппонента.
В парке при встрече с некоторыми людьми по их внешности, особенно лицам, мы невольно читали признаки разных болезней, примеривали к ним диагнозы, угадывали  характер и склонности к тем или иным поступкам. Одним словом из больницы мы уходили, но больница из нас нет. Устав ходить, мы отдыхали на скамейке, а потом перед уходом домой шли в столовую Амстора и ужинали.
Как-то раз на лавочку к нам подсела молодая мамаша с ребенком. Ребенку, а им был милый мальчуган, было не больше пяти лет. Женщина достала сигареты и закурила, периодически посматривая за малышом. Мальчишка одной рукой держался за ручку коляски, а другой ощипывал листья кустарника.
К летнему магазину, продававшему газированные напитки и мороженное, подъехал фирменный легковой автомобиль с рекламой кока-колы. После разгрузки товара, он выехал на пешеходную дорожку, проходившую около места, где стояла наша скамейка, намереваясь дальше попасть на проезжую часть дороги.
В тот момент, когда автомобиль проезжал мимо скамейки  ребенок закричал: «Машина! Машина!». Отбросив коляску, он с разбегу уткнулся головой в живот матери. Мальчишка еще некоторое время ревел, хотя реальной опасности для его жизни не было. Женщина гладила голову ребенка и успокаивала: «Машина уехала, не бойся, все хорошо!».
 Заметив наше удивление, женщина, как бы оправдываясь случившемуся, тихим голосом произнесла:
- Вот так у него всегда такая реакция на транспорт. И это притом, что он сам никогда аварий не видел.
- Не переживайте! В этой жизни не видел, значит, видел в другой, - я попытался пошутить, но, когда произнес эти слова, сам понял, что в каждой шутке – есть только часть шутки. – А вы, или кто-то из вашей семьи в прошлом, до рождения ребенка,  в аварию не попадали?
- А что это как-то могло повлиять на поведение ребенка? – ответила вопросом на вопрос женщина.
- Могло, если вы верите в реинкарнацию, - ответил я. – Но страх и неадекватная реакция на движущийся транспорт может иметь и другую причину. Вы, кстати, по этому поводу к детским врачам не  обращались?
- К детским врачам мы обращались. Они говорят, что такая реакция у ребенка с возрастом  пройдет. - Потом женщина немного успокоилась, подумала и сказала, что восемь лет назад в ее семье случилось несчастье. – У мужа была тяжелая черепно-мозговая травма, и он в больнице умер. Его, действительно, сбила машина.
- И вы повторно вышли замуж и этот ребенок от второго мужа? – задал уточняющий вопрос  Александр.
- Если вам интересно, я замужняя женщина, -  ответила мамаша, продолжая гладить голову ребенка, который еще тихо всхлипывал. – Как вас зовут? – обратилась она к Баешко. –  Вы врачи?
- Я Александр, а это Евгеньевич, мой начальник, - ответил Баешко. – Мы в реинкарнацию верим и, знаете, если нас сильно попросить, то мы сможем рассказать о многих чудесах, которые случались в нашей лечебной практике…
- Мое имя Вероника, - представилась женщина. -  Не задавайтесь! Вы выражаетесь смешно и не очень понятно. Если сможете удивить или рассмешить, то расскажите.
- Вот был такой случай, - вспомнил я соответствующую историю. Ее в свое время рассказал мне Сергей Зилов, наш сотрудник, который подрабатывал в детской реанимации. – У одной медсестры, муж бросил ее и двух маленьких детей и ушел к молодой подруге. Женщина сильно переживала и хотела любой ценой вернуть мужа. Когда были исчерпаны все конкретные возможности, она обратилась в магический салон. Там ее приветливо встретили, внимательно выслушали и после оплаты приворотной услуги пообещали вернуть мужа в семью. На работе сотрудники узнали, что их медсестра обратилась за помощью к нечистой силе, и каждый день, веселясь, спрашивали у нее, не вернулся ли домой муж? Однажды она ответила, что вернулся, но первый, которого она схоронила еще пять лет назад. Больше ей вопросов о муже не задавали.
- А второй муж вернулся? – не поняв юмора, спросила Вероника.
- Не знаю, - ответил я. – Чужая душа – потемки. Она странствует, где хочет.  Вы что-нибудь о природе души и ее странствиях слышали?
- Мне это самому интересно узнать, - обратился ко мне Баешко. – Шеф, я бы сначала уточнил по поводу материальности души.
Женщина с интересом посмотрела на нас, достала сигареты и снова закурила. Потом как бы опомнившись, затушила сигарету.
- Извините, но мне надо идти. Ребенок уже успокоился, - сказав последние слова, Вероника поднялась со скамейки, посадила малыша в коляску и, попрощавшись с нами,  направилась по аллее к выходу из парка.
- За кого она нас приняла, знаешь? – задал я вопрос Александру, но сам же на него и ответил, -  за сектантов, которые вербуют адептов на улице.
- Да, о душе в таком возрасте думать рановато. Но все же, что материалисты  говорят про душу? – продолжил не без сарказма развивать тему Баешко.
- В современной науке синонимов  слова «душа» нет, - начал я издалека подходить к формулировке атеистического понимания понятия «душа».  В психологии к этому термину ближе всего подходят слова «сознание» и «личность». К сознанию относят память, мысли, интеллект, особенности поведения, фантазии.  В целом сознание – это, в первую очередь, функция мозга, и, наверное, не только мозга, но и всего тела.
- Насчет функции мозга, - сразу попытался возразить мне товарищ. – Известны случаи, когда у людей вместо мозга обнаруживали жидкость или огромную опухоль. В черепе мозга почти не было, а сознание у людей было. Да и структуру в головном мозге, которая бы отвечала за сознание, физиологи пока тоже не нашли. Значит, не в мозге сознание.
- Сознание – это функция мозга, но не только головного. Есть еще спинной мозг, есть «висцеральный», который связан с кишечником. Я не хочу углубляться в детали. – Сказав это, я вспомнил, что Н. Бехтерева, руководившая Институтом мозга человека РАН, вообще предполагала, что сознание находится где-то, а мозг выполняет функцию приемника и передатчика. Он принимает и передает волны от сознания. Во время приема он эти волны преобразует в звук и в изображение. И, наоборот, при передаче, мозг мысли преобразует в волны. Вопрос напрашивался сам собой, откуда приходят и куда уходят эти волны? Где они хранятся? Такая гипотеза «объясняет», что после смерти «выключается» радио, но радиостанция продолжает вещание, т.е. сознание продолжает жить в иной реальности.  А это уже не материализм. Баешко меня специально сбивает с мысли и подводит к признанию нематериальности сознания  и что душа – это частица Бога.
- Я считаю, что все же сознание не принадлежит мозгу, - настоял на своей точке зрения Баешко. – А в чем материальность сознания?
- Факт, что сознание существует – это и есть доказательство его материальности, - превысив голос, произнес я. – И если оно существует, то оно и образовано какой-то материей, которую мы пока еще не можем определить. Наука способна открывать только то, что ей позволяют технологии. Рентгеновское и радиоактивное излучение существовало всегда, но когда их открыли, поняли и материальную природу явлений.
Таким образом, сознание материально, - подытожил я, - как, вероятно, и душа. Не исключено, что душа может существовать и после смерти физического тела. Могу согласиться, что для материальной природы сознания даже есть специальное хранилище информации.  Уверен также, что и реикарнация возможна. Но мы этого всего точно не знаем. А то, что нам неизвестно – не значит, что его не может быть никогда… Проблема в том, что знаем мы еще слишком мало!
 - Зарубежные психологи много сделали, собирая истории реинкарнированных, - решил вернуться к теме о реинкарнации, сказал Баешко. - Они полагают, что дети до 7 лет могут помнить свои прошлые жизни и часто об этом рассказывают. Потом, правда, все забывают. Важно другое, что их информация, включающая адреса мест прошлых жизней, фамилии членов семей, смертельные случаи, подтверждается.
- Об этом написано в книге Кэрол Боумэн - «Прошлые жизни детей», - согласился я с товарищем. – Ян Стивенсон тоже собрал много подобных историй о прошлых жизнях детей, их фобиях и отметинах на теле, свидетельствовавших о тяжелых ранениях и орудиях смерти. Надо было нам осмотреть ребенка Вероники. Наверняка на его голове могла быть какая-нибудь отметина – родимое пятно, шрам, родинка. А по поводу фобий Кэрол Боумэн описывала детей, которые при звуке мотора самолета прятались под стол с  криками «Сейчас бомбить будут!». Похоже: «Машина! Машина!»? Были случаи, когда ребенок указывал на своего убийцу или на тех преступников, которые были замешаны в гибели его родственников.
- И тогда жертва убийства, реинкарнируясь, возвращалась на Землю, чтобы противостоять своему убийце и добиться торжества справедливости. Тут все ясно, - закончил мою мысль собеседник. -  Хоть фильм об этом  снимай. А как ты объяснишь изменение характера и привычек людей, которым пересадили донорские органы? В практике трансплантологов такие случаи не редкость. Неужели часть души может попасть в донорский орган, а потом при пересадке оказывать специфическое воздействие на личность реципиента?
- Боюсь, что человек есть не только то, что он ест, но и то, о чем он думает, как поступает, как выполняет задачу совершенствования и развития своей личности, - ответил я философски. – Некоторые нейрофизиологи в основу мышления закладывают включение тех или иных нейронных ансамблей, расположенных в разных отделах головного мозга. При этом каждой комбинации нейронов соответствует свой белок. Если получить белковую вытяжку  из мозга обученных животных, а потом ее ввести другим животным, можно передать им нужную информацию. В частности, необученные животные, которым вводили такую вытяжку, «обучались». Они быстрее находили кратчайший путь выхода из лабиринта по сравнению с теми животными, которых не обучали и вытяжку не вводили. Почему нельзя предположить, что белки при обучении образуются не только в мозге, но в других тканях организма или изменяют белковую структуру периферических тканей организма? Я в свое время проводил опыты, вводя белки средней молекулярной массы, полученные из ишемизированных мышц собак крысам. В реакции крыс на введение этих белков четко прослеживались нервно-психические феномены: страх, агрессия, анальгезия и каталепсия. Эти опыты подтверждали возможность влияния мышечных белков на сложные реакции мозга.
- День сегодня уже заканчивается. Пойдем, перекусим? – предложил Александр.
На следующий день мы снова с товарищем прогуливались по парку. Проходя мимо лавочки, на которой вчера сидела Вероника с ребенком, мы невольно вспомнили о случившемся эпизоде.
- Ну, и где же теперь наша знакомая? – спросил я Баешку.
- Как где, идет нам навстречу, - ответил товарищ и показал рукой на силуэт женщины, которая  приближалась к нам.  В коляске сидел ее малыш, сжимая в руке бутылку с водой. 
- Здравствуйте! Я рада вас снова видеть, - произнесла Вероника, поравнявшись с нами. – Я всю ночь не могла заснуть, думала о ваших словах, про реинкарнацию особенно. Знаете, что я вспомнила?  Мне во сне приходил покойный муж. Тогда я уже была беременной. И он мне сказал, что скоро мы снова с ним увидимся. Я испугалась, поняв его слова, как увидимся на том свете. А, бывает, что … можно встретиться и на этом.
- А как молодого человека зовут? – поинтересовался Александр. При этом он присел и взял ребенка за правую руку. Ребенок улыбнулся и большими добрыми глазами посмотрел в сторону матери.
- Это Андрюша, - ответила за малыша Вероника.
- А мужа? – снова спросил Баешко.
- Виталик, - быстро ответила женщина. – А вообще, какого мужа? Первого тоже звали Андреем. – На последних словах ребенок вдруг расплакался.
- Мы вчера не успели поинтересоваться, нет ли у ребенка на голове шрамов или родимых пятен? – вступил и я в разговор.
- Сейчас нет, - ответила Вероника. – Но еще год назад было не очень заметное  темное пятно на затылке. Он посветлело. Сейчас его практически не видно, да и волосы его маскируют.
- А посмотреть можно? – мы спросили в один голос с товарищем.
- Да, конечно, - взяв на руки ребенка, ответила мать. – Только пусть он успокоится. Вот то место. – Она показала пальцем на область затылка, прижав голову ребенка к своей груди.
Мы с Александром склонились к указанному месту, но, действительно, никакого пятна там не увидели. Я протянул руку к голове малыша, прощупал место, на которое указывала мать. Мои пальцы почувствовали прилив тепла. Автоматически при легком надавливании на кожу головы я уловил собственную пульсацию, затем почувствовал прохождение электрических потенциалов в виде срывавшихся с кончиков пальцев зудящих пузырьков. Они уходили вглубь головы ребенка. При этом малыш затих, а в моем животе появилась какая-то тяжесть. Затем я почувствовал тошноту. Возник запах речной воды и камыша. В моей голове промелькнули смутные образы птичьих гнезд. В одном из них я увидел, как птенец пытается выкинуть из гнезда яйцо. Это кукушонок! – пришло озарение. И в это же самое время мне послышалось, как ребенок каким-то не своим голосом произнес: «Ты че, бля, делаешь?». Удивившись, я убрал руки с головы ребенка.
- Мне одному это послышалось? – обратился я к матери и Баешки.
- Что именно? Никто ничего не говорил, - ответил Александр.
- А, что случилось? – поинтересовалась Вероника.
Я посмотрел на живот женщины. Он не был увеличенным, но, тем не менее, я спросил, не беременна ли она? «Возможно», - с удивлением и беспокойством в голосе ответила женщина.
- Хочу дать совет, - произнес я. – После рождения второго ребенка, не оставляйте его без  присмотра, хотя бы первое время. Да, и не доверяйте Андрею присматривать за ним. У меня нехорошее предчувствие, но я не уверен в его точности и, поэтому озвучивать его не буду.
- Ну, это же опять вопрос веры, - подсказал выход из сложного психологического положения товарищ. – Прислушаться к сказанному вы можете, но не зацикливайтесь на том, что услышали. Ведь все в мире вероятно и относительно.
- Может, и нет никакой реинкарнации, - продолжил я успокаивать Веронику. -   Посмотрите в сторону, вы видите у той скамейки негра? У нас на работе есть черный кот.  Он живет на улице, но некоторые наши сотрудники его подкармливают. И те, кто его кормят, отмечают, что он все время голодный, когда развлекается с кошками, орет как резаный, а, попадая в помещение больницы, устраивает там раскардаш.  Если кто-то увидит в черном коте реинкарнацию какого-нибудь африканского студента, то он на сто процентов ошибется. Хотя аналогии большие!
Мы еще некоторое время побродили вместе по парку. Потом оставили Веронике наши телефоны на случай, если понадобится ей медицинская консультация. В парке мы Веронику больше не встречали.
Прошел год. Но однажды она все же позвонила. «Надо срочно поговорить». Мы дождались ее прихода. Как выяснилось, три месяца назад она родила дочь. Все было хорошо, но муж ушел с работы, и на этой почве в семье состоялась ссора. В разговоре муж заявил жене, что «надо было ей сделать аборт, а не плодить нищету». Чтобы успокоить супруга Вероника согласилась: «Конечно, надо было сделать аборт», - ведь им и одного ребенка вполне хватило бы. Скандал утих.
- А потом в дверь позвонили, - и с этих слов на глаза женщины навернулись слезы. – За дверью оказались соседи. Они спросили у меня, где дочка? «Как где? Спит в манеже», - ответила я. «Тогда возьмите подарок от аиста», - сказав это, они протянули сверток. В свертке лежала дочка, и она действительно спала.   На вопрос «где они ее взяли?», сказали, что «это ваш Андрей ее вынес и оставил у мусорного контейнера». У меня подкосились ноги. Муж взял ребенка и отнес в манеж. Когда все успокоились, появился Андрей. Он  виновато, опустив глаза, сознался в совершении такого поступка, но на вопрос «зачем?» ответил, что слышал, как я согласилась, что нам и одного ребенка в семье достаточно.


Рецензии