Пушкин Онегин Лакан Желание
В этой истории понятна любовь Тани, оказавшейся с 13 лет в плену любовных романов из маминой небольшой односторонней биб-ки из Ричардсонов … грезившей стать Элоизой, Юлией, Клариссой и Дельфиной (жевательно – одновременно) и встретить с первого раза своего Его – Грандисон ЛайвВласовича … да так в грёзах 13-летней и добредившей до 17 своих годов и встречи с Онегиным когда «пришла пора …»
Иное дело странная любовь Жени … На эту странность обратил наше спец. внимание автор в 8:XXI:
Марает он ответ учтивый.
Что с ним? в каком он странном сне.
Что шевельнулось в глубине
Души холодной и ленивой?
Досада? суетность? иль вновь
Забота юности — любовь
И, право, фра, любовь дело юности = ее забота. А Жене уже, как мы вычислили, за 30 … Пушкин рисовал себя в этом возрасте глубоким уставшим и даже изможденным старичком.. .
И тут что-то шевельнулось … в душе… (слава Богу, вроде только в ней…)
Аранс О.Р. определил мотив гения Евгения – недосягаемость …
Мы (м-адамиты) страстно желаем именно недосягаемую ж-адамита. Таков адский зигзаг схемы или трассы ДПР
Это в духе ключевых понятий концепта желания Жака Лакана
«Любить — значит признаваться в своей нехватке».
Женя видит Таню прелестной княгиней и воображает её своей жертвой и … увлекается, еще только инстинктивно смутно чувствуя, что она уже недосягаема… , загорается страстью хищника и гона … бросается и … натыкается на абшид = Таня не просто недосягаема = она поражена новым своим обетом, внушенным ей автором, страшно до паника боявшемся рогачества и неверности, = Таня приняла обет верности на целый век …
«Желание позволяет наслаждению при определенных условиях снизойти до любви».
Лакан заявит, что «сказать кому-то, что я хочу тебя, — это сказать ему: я помещаю тебя в свой фундаментальный фантазм», что любить — значит признаться в своей нехватке.
Евгению не хватает победы над недосягаемостью … Он любит недосягаемое
Пушкин оставляет его в состоянии отвергнутого, но узнавшего, что его по-прежнему любят … Командор , однако, на сей раз не явился… Но Пушкин не стал (испугался = тексты сбываются !) продолжать роман, хотя обещал песен эдак 25. Возможно он понимал, что далее ничего не остается как отдать Таню Жене и завершить ее земной путь Анной Карениной под колесами второго вагона поезда на ст. Обдираловка
Но Пушкин испугался не этого (возможно), а того, что, перестань Таня быть недосягаемой, потухнет очаг энергии химической любви Жени … и Таня окажется брошенной как Анна и …тогда только под поезд
До открытия РЖД тогда оставался лишь один год…
Тезис Декарта cogito ergo sum Лакан трансформирует в desidero ergo sum.
я желаю, следовательно, я существую.
Письмо Онегина Татьяне и весь его прессинг говорят об одном: Евгений не любит, а желает или он любит свое желание и это любовь-желание
И Таня это вроде понимает … и отвергает то, чего … страстно желает. Адская смесь желаний
Лидия, неисправимый гуманитарий (на площади Дзен) :
«Все, что мы делаем, согласно Лакану. мотивировано желанием. В классической философии человек определяется через декартовское cogito - "мыслю". Лакан заменяет это на desidero - "желаю". Таким образом, получается, не "я мыслю, следовательно я существую, а desidero ergo sum - я желаю, следовательно, я существую. Так акцент от рационального, сомневающегося субъекта переносится на чувствующего, полного эмоций.
Поскольку желать можно только то, чем не обладаешь, в концепции Лакана важное место занимает Другой. То есть выходит, что человек может обрести свое Я только при посредстве Другого.»
Желать можно только то, чем не обладаешь
И это единственный мотив
Хотя некие в силу своего опыта или порчи уверют: Женю от хандры и пустоты мотивирует зависть к родственнику князю N, к которой подмешана еще и неосознанная ревность охотника
Но обладание убьет такую любовь, ибо устранит мотивацию желания
Такие как Онегин-Пушкин досягаемое не любят
Абс-ный пример = страсть Пушкина к Каролине Собаньской или иным – ему так и не давшим… или , нет, оставшимися образами образцов миражей ЖЕЛАНИЯ НЕДОСЯГАЕМОГО
Ликбез:
Lacan, J. Some reflections on the ego/J. Lacan // International Journal of psychoanalysis, 1953, volume 34
Лакан, Ж. Работы Фрейда по технике психоанализа (Семинары, Книга I (1953/54)) / Ж. Лакан. – М.: Издательство “Гнозис”, Издательство “Логос”. 1998. – 432 с.
ЖАК ЛАКАН “ЖЕЛАНИЕ И НАСЛАЖДЕНИЕ (ЗНАЧЕНИЕ ФАЛЛОСА)” 1 МАРТА 1958 ГОДА
Collin, M. Desir et raison / M. Collin. – Hatier.: Paris, 1978.
Мазин, зеркала Жака Лакана [Текст] / . – СПб.: Алетейя, 2005.
Лидия, неисправимый гуманитарий. Драма желания по Жаку Лакану
АЗАРОВА Ю. ЛАКАН И ДИСКУРС ЖЕЛАНИЯ = DESIDERO ERGO SUM
Худин А.А. Желание в теории Лакана
Кухарец Т. Ключевые понятия концепта желания Жака Лакана
Аранс О. Р. Тайный миф Онегина - Славянский альманах – 2004
Ps
Есть в попытках расшифровки мотивировки Онегина иные толкования, например:
- психоаналитические – типа Женя = «вечный мальчик» (puer aeternus) и он ищет «маму» и все крутится вокруг комплекса Эдипа
- судьбоаналитические = Онегин и Ленский это Каин и Авель (Эвель тоже хотел убить брата, но тот перехитрил) или это Арлекин и Пьеро = все крутится как ветр в овраге вокруг комплекса Каина
- Таня = это Анима Онегина
- Любовью шутит Сатана = Таня повторяет судьбу мамы Пашет (Прасковьи = у Пушкина все жертвы Судьбы = Параши!) = привычка им заменяет счастье = архетип удела русской женщины
- мифологические- о Персефоне-Коре, о Федре etc
Свидетельство о публикации №223011001026