Год из жизни Приангарья часть-4 Дух эпохи

по материалам
Государственного архива Красноярского края, Ф.Р-1800 Оп.2 Д.344 Документы о деятельности Енисейской и Кежемской земельных управ, Кежемского волостного исполнительного комитета, Ангарского военного отряда под командованием хорунжего Сизых…..

ЧАСТЬ-4

ДУХ ЭПОХИ

      Попался такой вот любопытный документик, составленный думаю не без участия и влияния политических ссыльных, под диктовку которых (а может и ими самими) от имени крестьян написан был, но проблема действительно была, имела место.
      Под собирательным понятием «КУПЦЫ, КУЛАКИ, МИРОЕДЫ» речь в документе  видимо идет об Иосифе (Осипе) Колмакове и еще пяти жителях села Паново  ВЫХЛОПОТАВШИХ в 1894 году у Иркутского Генерал-Губернатора разрешение провести дорогу от села Паново на реке Ангара до села Жданово на реке Лена.
      И летом - осенью 1895 года, обосновавшихся на первой своей торговой заимке - фактории Верхняя Контора (ныне поселок Чемдальск). После были современные Ванавара, Тетеря, Оскоба, в которых началась активная без документная торговля с тунгусскими кочевниками, в результате которой тунгусы просто перестали приходить на юг в Ангарские села и деревни, где обычно ранее на сугланах торговали с крестьянами. Чем настроили против предприимчивых купцов их же односельчан, не имевших торговых зимовий на Подкаменной Тунгуске и возможности снаряжать туда обозы (по бедности, да и хозяева зимовий, мягко говоря, таким гостям не рады были).
      Сразу оговорюсь, что документ этот изъятый хорунжим Сизых, в августе 1918 года, вероятно просто ЗАГОТОВКА к собранию, черновая (по смыслу копия) оригинал которой, судя по надписи на документе ПОСЛАН В ГУБЕРНСКИЙ КОМИССАРИАТ в данном деле отсутствует. Копия же эта без подписей и без проставленного количества голосов ЗА и ПРОТИВ не позволяет доподлинно утверждать, что собрание жителей села Паново состоялось именно 6 декабря 1917 года, если вообще состоялось.
      Но ясно одно, что большинство Ангарских крестьян к 1917 году от торговли с тунгусами были отодвинуты и вынуждены были сбывать свой товар через своих РАСКРУТИВШИХСЯ РАНЕЕ ОДНОСЕЛЬЧАН, то есть купцов посредников а не напрямую тунгусам, что сильно урезало прибыль, а зачастую и саму торговлю делало невозможной, так что ЧАЯНИЯ НАРОДНЫЕ и дух эпохи документ отразил.


ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Черновая (по смыслу копия) послан (по смыслу оригинал) в Губернский Комиссариат

      1917 года Декабря 6 дня (старого стиля). Село Пановское Кежемской волости Енисейской губернии и того же уезда.
      Мы нижеподписавшиеся граждане села Пановского, в котором значиться 124 домохозяина сего числа в здании Пановского сельского управления собрались в числе… (пробел не указано количество) душ мужчин хлеборобов. Собрание наше состоялось с принятием в нем полного участия сельского по управлению комитета с участием председателя этого комитета гражданина Терентия Филимонова Панова и членов комитета граждан Адама Кирилова Панова, Василия Иванова Панова, Михаила Никитина (фамилия прочерк, видимо тоже Панова), Ефима Ильина Сизых и Филиппа Михайлова Карнаухова.
      На нашем собрании в полном законном порядке под руководством председателя сельского комитета обсуждался вопрос по предмету спекуляции по производимой торговле нашими местными купцами и кулаками с инородцами тунгуЗами (тунгусами), проживающих в разных местностях тайги.
      Обсуждалось для принятия нами решительных мер следующее:
-   Многие десятки лет наши местные купцы и кулаки производили просто ужасающую спекуляцию и разного рода эксплуатацию в лесу над бедными и положительно беззащитными инородцами тунгуЗами (тунгусами). Эти купцы кулаки и мироеды положительно теряли всякую человеческую честь и совесть и при ведении ими торговли с тунгуЗами (тунгусами) то есть купли у тунгуЗов (тунгусов) пушнины и их изделий и продаже тунгуЗам (тунгусам) необходимых им товаров как только могли, так и обманывали их и даже грабили, применяя к этому всякие мошеннические способы, что уже несколько лет объяснялось русскому обществу в печати. Были применяемы торговцами самые гнусные способы мошенничества и грабежа этих беззащитных и легковерных людей инородцев. И на эти проделки купцов и кулаков, еще старое павшее правительство обратило внимание и издало в 1916 году приказ, чтобы все производящие торговлю с тунгуЗами (тунгусами) в лесу, выехали бы от них, и была КУПЦАМ ЗАПРЕЩЕНА С ТУНГУЗАМИ В ЛЕСАХ ВСЯКАЯ ТОРГОВЛЯ. Старая власть, у которой царил полный произвол всяких беззаконий, и та обратила свое внимание на то что творилось в лесах над бедными и беззащитными инородцами которые положительно ни от кого не имели помощи и защиты.
      Но вот, наконец пала старая власть и в управление нашим Государством вступило Новое Временное Правительство, которое когда то боролось за правду и справедливость. Этим нашим Временным Правительством тоже, были приняты меры к сокращению спекуляций и эксплуатаций незаконного свойства и по этому предмету был, изданы приказы в коих запрещалось производить разного рода незаконные спекуляции.
      Но, не смотря на все разумные и справедливые приказы нашего Временного Правительства, спекулянты, наши местные купцы, совместно с мелкими кулаками мироедами опять таки хотят по своему усмотрению произвольно царствовать в дебрях лесов над инородцами и они купцы опять решили мошенничать – ОБИРАТЬ И ГРАБИТЬ ИНОРОДЦЕВ.
      Мы сего числа, собравшиеся, обсудив печальное положение инородцев и приняв во внимание, что на нас ВСЕХ ГРАЖДАНАХ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА, лежит гражданская обязанность защищать и не допускать до того, чтобы на наших глазах производились подобного рода беззакония, а посему большинством голосов решили вступиться за инородцев тунгуЗов (тунгусов), КОИХ РЕШИЛИ ВЗЯТЬ ПОД СВОЮ ЗАЩИТУ и оградить их от выше объясненных грабежей и мошенств (мошенничеств).
      По этой хищнической спекуляции у нас раньше, то есть до сего постановления был сельско общественный сход, где так же большинством голосов было решено запретить нашим купцам всякого рода торговлю с тунгуЗами (тунгусами) и мы на этом сходе с полного согласия организовались на товарищеских началах взять на себя торговлю с инородцами, которых решили не обижать и в торговле с ними относиться к ним вполне справедливо, купить у них весь их товар и наделять и снабжать их всем для них необходимым. Кроме поясненного всем сходом собравшихся – то есть нами было объявлено купцам, кулакам и мироедам, что они больше не имеют права ездить к тунгуЗам (тунгусам) производить с ними торговлю. Нами было постановлено купцам и их приспешникам, как на вид, что если они самоуправно, то есть против воли всего населения большинства села Пановского НАРУШАТ НАШ ПРИГОВОР запрет, то мы будем принимать энергичные меры и виновников подвергать наказанию.
      Как то штрафу и аресту, купцы и кулаки, все таки, не согласились с нами и заявили, что они эту торговлю будут производить и что им никто не может запретить.
      При обсуждении данного вопроса, мы собравшиеся совместно с местным сельским комитетом всесторонне обсуждая положение осложнения нашего ИНЦИДЕНТА по развитию на наших глазах явной грабительской спекуляции, принимая во внимание полное бездействие Волостного Комитета и надлежащих начальствующих лиц и принимая во внимание, что на (нас), каждом из нас граждан лежит гражданский долг и обязанность вступиться за обираемых купцами и их приспешниками тунгузов (тунгусов) и решили не допустить вновь будущих грабежей и мы в числе (пробел не указано количество) душ согласных, против (пробел не указано количество) душ не согласных ПОСТАНОВИЛИ:
1.      Всякого рода торговлю с тунгуЗами (тунгусами) купцам и их приспешникам в лесу совершенно запретить. Запретить им куплю пушнины и продажу всяких товаров и продуктов которую мы принимаем в полном смысле на себя.
2.       Положительно запрещаем в своем селе продажу хлеба, как то разного рода зерна и муки только купцам коим не за какие высокие цены хлеба не продавать. А если кому понадобиться продать хлеба, то он может продать в существующее у нас общество потребителей по установленным нами ценам. Так же разрешаем нашим общественникам продавать хлеб и в частные руки, но только тем лицам которые покупаю хлеб для своего личного употребления, то есть нуждающимся и неимущим хлеба, тоже по установленной цене. Муку пшеничную не дороже 3 рубля 50 копеек за пуд (1 пуд – 16,38 кг.) Ржаную - 3 рубля пуд. Овес  - 2 рубля 50 копеек пуд. Гороховую муку – 3 рубля пуд.
3.       Нарушителей нашего постановления подвергать штрафу по нашему усмотрению, а явных и злонамеренных виновников подвергать и арестному наказания от него расходов…….
      Ну, вот собственно и все, обрыв текста, хотя по всему видно, что мысль не закончена и есть где то продолжение, но следующий лист в сшитом архивном деле это документ от 24 сентября 1918 года. Спасибо архивистам и на том, что до сегодняшних дней сохранили, но все таки, было ли собрание крестьян 6 декабря старого стиля 1917 года в Паново или не было, и что там ЗА ОБОРОТОМ ЛИСТА?


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Источники:
1. Государственного архива Красноярского края, Ф.Р-1800 Оп.2 Д.344 Документы о деятельности Енисейской и Кежемской земельных управ, Кежемского волостного исполнительного комитета, Ангарского военного отряда под командованием хорунжего Сизых…..
2. Т.А. Власенко «Чемдальску 120 лет»
Ссылка Архивы Красноярского края :: ЧЕМДАЛЬСКУ - 120 ЛЕТ! (xn----7sbbimrdkb3alvdfgd8eufwc.xn--p1ai)
3. Т.А. Власенко «История появления первых поселений на реке Подкаменная Тунгуска»
Ссылка Архивы Красноярского края :: Т.А. Власенко. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ ПОСЕЛЕНИЙ НА р.ПОДКАМЕННАЯ ТУНГУСКА (xn----7sbbimrdkb3alvdfgd8eufwc.xn--p1ai)


Рецензии