Переход на личности в философском споре

Он начинается тогда, когда заканчиваются аргументы - то есть, когда все аргументы стороной в споре были изложены, но на другую сторону они не оказали нужного воздействия. Отсюда возникает предположение, что оппонент не понял, не вник в аргументы и даже не желает к ним прислушиваться (тупо в них не вникает).
Такое предположение вызывает ощущение (осознание) потерянного времени и эффект "метания бисера перед свиньёй" - раздражения в отношении личности оппонента. В свою очередь, это раздражение "открывает гештальт", который "закрывается" посредством уведомления оппонента о его умственной или духовной неполноценности - от самых легких форм ("вы не хотите прислушаться к моим аргументам", "вы занимаетесь софистикой") до жестких (приводить не буду)).
Собственно философствование - если оно было - заканчивается с момента появления недовольства оппонентом в той или иной форме: точно так же, как и ложка дёгтя портит бочку мёда.
Но есть и такие "философы", которым ложка дёгтя в споре кажется слишком маленькой - они работают ушатами и не всегда с дёгтем…
В философии они - "младшие лейтенанты".
Младший лейтенант — тяжелый случай, Важностью своей себя не мучай. Выйди, потанцуй! Но будто бы не слышит он. Ты не генерал, и слава богу… (Философ Ирина Аллегрова).


Рецензии