О роли эмоций в философском споре

Если к философии применить её собственный метод, то получится, что эмоции в философском споре не менее важны, чем рациональные рассуждения. А именно:
Первое и самое важное - "удовольствие от спора". То есть, понимание его пользы и своего активного участия в поиске истины. Это как в хорошей шахматной партии - когда даже если ты и проиграл, но сама игра очень понравилась. А ведь в философском споре есть нечто и от шахмат…
В атмосфере "удовольствия" в споре меняются границы образности - любая метафора не будет воспринята оппонентом как личное оскорбление, а значит, обеим сторонам можно дать волю своей творческой фантазии. А отсюда и новое качество аргументации и весомость занимаемой позиции - которую нередко можно лучше понять только после полноценной дискуссии.
К сожалению, современная общая и философская культура в частности, "плотоядно-всеядна" - требует "философских жертв" и неразборчива в "философских средствах". Поэтому и не до "удовольствий": следует "фильтровать базар" и "не спорить с начальством". Все в состоянии войны друг с другом - от патентованных философов до обидчивых дилетантов…
Второе и "самое не менее важное" - "удовольствие от рациональной аргументации". Надо ли пояснять что это такое? Не впадание в истерику и размахивание справками о "философской состоятельности", а поиск золотых крупинок-аргументов - применительно к конкретному, "неудобному", "злому" оппоненту. И радость от их нахождения, а не от навешивания на него ярлыка.
 Третье, не последнее, но и "самое не менее важное" - "удовольствие от анализа позиции оппонента". Не удивление, не презрение, не ненависть к нему из-за того, что он с тобой, видите ли, не согласен. А философский, подчёркиваю - философский, анализ его позиции. И в этом - анализе! - удовольствие.
А всего-то: живи и радуйся жизни - в том числе и своей уникальной и неповторимой жизни в уникальном и неповторимом философском мире.


Рецензии