VI. Белая ворона
Основная мысль книги Н. Сухининой "Белая ворона" высказана в самом конце повести: "Весь мир - больничная палата. Все в немощах. Живущие в миру лечатся амбулаторно, а ушедшие из мира - в стационаре. К духовным немощам, как раз, и надо прислушиваться и безжалостно врачевать. Есть силы - амбулаторно. Нет - в стационаре. Она (героиня) выбирает стационар".
Правда, выражение "ушедшие из мира" является очень неудачным, поскольку так часто говорят об умерших. Но здесь имеется в виду, что "ушедшие из мира" - это те, которые покинули "мирскую суету" и переместились под сень "религиозных обителей" (монастырей, скитов и т.п.)
И этот уход расценивается, как благо, как духовное достижение, как приближение к Богу.
Но это заблуждение героини, поскольку такой уход - всего лишь трусливое бегство от труда души туда, где каждое движение души уже канонизировано, пронумеровано и пришпилено к той или иной странице "ТАЛМУДА" (или как их там ещё?), туда, где строго запрещены поиск и творчество, труд души, заключающийся в логическом осмыслении всего, с чем сталкивается Человек, и самостоятельном принятии тех или иных решений.
Религия не приемлет самоубийства, считая это грехом. И это правильно. Но противореча, как всегда, себе, она приемлет бегство от "мира". В одной из песен А. Пугачёвой поётся, что "...расставанье - маленькая смерть". Так вот, такое бегство из "мира" является "маленьким самоубийством", поскольку является "придушиванием" духа и плоти.
Героиня считает, что весь мир - больничная палата. Да, это факт.
Все мы пока грешны. И нам каждому надо трудиться, очищая душу от грехов и помогая в этом другим. Это нормальная работа души. Это должно быть нашим естественным состоянием. Самосовершенствование - наша цель, поставленная перед нами Богом. И решаться эта задача должна в реальных, естественных условиях.
Как считает героиня, врачевание душевных немощей можно проводить амбулаторно, то есть, оставаясь в "миру", что заставит Человека приложить усилия к "самоврачеванию" (самосовршенствованию), к "взаимоврачеванию" (взаимосовершенствованию) вместе с такими же "мирскими" грешными людьми.
И всё это в "боевых", "мирских" условиях. Но это всё трудно и хлопотно. Требует много усилий по преодолению "мирских" трудностей. Но можно врачеваться в "стационаре". То есть, можно спрятаться от "мира" и его трудностей за стенами "стационара" (монастыря, например), где ты попадёшь на полный "пансион" ("всё включено" по-нонешнему), где тебе не надо барахтаться в "мирской суете", где специалисты "стационара" будут тебя врачевать, сделают всё для тебя и за тебя. А тебе надо лишь покорно, со смирением принимать их "духовные пилюли" неукоснительно. Так надёжнее для тебя и спокойнее. А главное, никаких терзаний, поисков решений, побед и поражений, что и называется жизнью. Всё предопределено задолго заранее. И главное - никакого собственного труда по самоврачеванию ("самолечение" в стационаре строго запрещено). Ах, эта сладкая ХАЛЯВА, от которой не скроешься даже за высокими стенами монастыря! А мерзкие "миряне" пусть там сами варятся в собственном соку. Какое до них дело?
Героиня так и не разобралась в житейских хитросплетениях. Запуталась. И не встретила на своём жизненном пути тех, кто помог бы ей разобраться в простых истинах. Она считает, что те, у кого есть духовные силы, могут лечиться "амбулаторно", то есть, оставаясь в "миру". А вот те, у кого иссякли силы, кто не может (или, вернее, не хочет) заниматься само и взаимоврачеванием, нуждаются в "стационарном лечении", то есть, в монастырях и прочих обителях. Она сама выбирает "стационар". То есть, получается, что она признаёт, что в "грязном" миру остаются более сильные духом люди, желающие продолжать работать над собой, несмотря на все трудности. А вот в Монастырях собираются наиболее слабые духом люди, не желающие самостоятельно (как предписано Богом) работать над самосовершенствованием и уповающие на духовные костыли и религиозную жвачку, которую они будут жевать, повторяя свои молитвы, обращённые к Богу, с непрекращающимися просьбами ДАТЬ то, ДАТЬ сё. И самая ходовая молитва "Отче наш" не обходится без просьбы: "...даждь хлеб наш насущный ..." Но хлебушко от (и плотский, и духовный) САМИМ надо вырастить - вспахать, засеять, сжать, смолотить, смолоть и спечь. Сколько можно симулировать свою недееспособность и ждать манной каши с ложечки? Это всё - наши "горшки" и "Не Боги горшки обжигают!", - гутарит гончар из нашей деревни. Вот и героиня наша, не сумевшая познать истину в миру самостоятельно или с чьей-либо помощью, с воодушевлением ринулась в "Монастырское зазеркалье". У неё гора свалилась с плеч - ведь "там" не надо ничего познавать самой, доходить своим разумом. "Там" вместо своего разума имплантируют "ПРОТЕЗ". "Там" уже давно ВСЁ ПОЗНАНО. Надо только покорно, безропотно принимать всё и отбивать поклоны, поскольку "в чужой монастырь со своим уставом не идут". Но ведь первые шаги по самоврачеванию, по самоусовершенствованию она сделала в "миру". Именно, будучи в "миру" она училась переступать свою гордыню и просить прощения у людей. И у неё что-то получалось. Вот и продолжала бы это делать. Никаких особых тепличных условий, никаких стен и заборов для этого не нужно. Выращивать цветущее "дерево духовности" лучше всего в естественных условиях, в "открытом (мирском) грунте", а не в подвалах монастырских катакомб. Худосочный тепличный цветок чем плох? Плюнь на него - он и завянет. Так говорят садоводы из нашей деревни. А от чертополоха - попробуй избавиться! Читающий эти заметки может обратить внимание на то, что я частенько вспоминаю свою деревню. Но каждый кулик своё болото хвалит. Это естественно.
Кстати, мои деревенские должны мне за это при жизни памятник поставить! Да-а! Сколько я их прославляю! Через строчку! Да-а! Большой памятник! Дубовый! Да-а! Сядут ввечеру, после работы, с чарочкой, возле памятника, чокнутся (как тут не чокнуться при такой жизни?) и скажут доброе слово обо мне (мечтаю, чтоб доброе). Да-а!, - скажут: "Большой Человек! ДУБ ДУБОМ! Соплёй не перешибёшь!"
Но давайте попробуем встать на точку зрения религиозных апологетов. Пусть "мирское сообщество" - это "грязь", "исчадие ада", "больничная палата", "дурдом", что есть ПЛОХО. А вот "монастырские сообщества" - это "Божьи обители", что есть зело ХОРОШО.
Но в планах Создателя всё должно быть хорошо и не должно быть плохо. Логично? А ЛОГИКА - Божий инструмент, сданный нам в "аренду" (в худшем случае), а на самом деле просто подаренный.
Так вот, в соответствии со святой ЛОГИКОЙ, чтобы всё на Земле было хорошо, по ЕГО планам Земля должна была бы быть утыкана одними монастырями с высокими стенами (раз это хорошо), не связанными друг с другом ничем (у каждого монастыря свой устав)? И никакого "мирского сообщества" не должно было бы быть (зачем разводить "грязь"?). Вы можете представить себе такую картину? Я - не могу. "Конечно же",- скажете вы: "ДУБ ДУБОМ" же!". Но ведь эти самые "чистые" монастыри возводят свои стены из камней (кирпичей), взятых из "грязного" мира, руками строителей, зодчих, взятых из "грязного" мира, все богатые убранства монастырей сделаны мастерами из "грязного" мира, иконы написаны художниками из "грязного" мира, их одеяния, утварь, пища - всё из "грязного" мира, а не с неба упало. Только Свияжскому монастырю в Казани при Иване Грозном принадлежало 43 деревни и села, работавших на него. А президент Чечни Рамзан Кадыров на вопрос: "Откуда сыплется такой денежный дождь в бюджет республики?" - отвечает: "Аллах даёт!". Вы, служители культа, хотите быть "чистыми", но пользуетесь всем, что добывают трудом своим тяжким "грязные" миряне? Не раздваивайтесь! Отдельно от "мира", так отдельно!
Так что, всякое бегство от "мира" является мнимым, бутафорским. От жизни, пока жив, не убежишь!
Ну, и чего добились своим бегством друзья героини повести, сподвигнувшие и её на такое же дезертирство? У её друзей была дружная, крепкая семья, что бывает не так часто. Они построили эту семью, свою любовь многолетним трудом своих луш. А любовь не вспыхивает (как это принято считать), не возникает внезапно из ниоткуда. Любовь - это РЕЗУЛЬТАТ многолетнего труда душ, многолетнего само и взаимовоспитания, взаимоуважения друг к другу, которое является основой Любви. Любовь - понятие духовное, а не физиологическое (как это принято считать). Большинство человеков, не поняв главного в своей жизни, не усвоив Основного Закона Создателя - закона Любви, выдают животный инстинкт размножения за Человеческую Любовь. Но ведь это не любовь, а случка кобеля и сучки (как говорят у нас в деревне), что, само по себе, ПРЕКРАСНО. Это дело естественное, хорошее, необходимое, единственное пока, которое спасает человечество от гибели, но СОВСЕМ ИЗ ДРУГОЙ ОПЕРЫ. Хотя одно другому (Любовь и инстинкт размножения) никак не мешает, а наоборот, очень помогает, если есть ОСНОВА - ЛЮБОВЬ.
Так вот, у друзей нашей героини было самое дорогое - была Любовь, которую нельзя ни на что променять. Но Любовь - это союз. А союз требует взаимодействия, контакта.
По каким-то причинам, можно только глубоко сожалеть, у них съехала крыша. У каждого. Или общая. И не оставила адреса. Они разбили хрустальную вазу Любви ради призрачного миража. С общего согласия они разлетелись по разным монастырям, почти прекратив контакты, почему-то видя в этом какое-то благо. Он покинул свою любимую жену, которая (как ему было известно) была уже серьёзно больна, в то время, когда она наиболее нуждалась в его постоянном внимании. То еть, получается, что он предал её и их Любовь, раз позволил себе этот разрыв. Результат предательства не заставил себя долго ждать. Она умерла вдали от него. А он получил инфаркт после такого сообщения. И никто, и ничто их не уберегло и не спасло. Никакие молебны и самоотречение не помогли им. Религиозное мракобесие убило их. Были потеряны и преданы забвению годы Любви, которую они могли бы поддерживать и сохранять, будучи вместе. И именно огонь этой Любви мог светить и давать тепло другим людям, окружающим их, быть примером для других людей, которые могли бы последовать за ними в мир Любви. И это было бы их вкладом в "общечеловеческую копилку" ДОБРА.
Зачем кидаться спасать американских индейцев, когда под боком столько страждущих, страдания которых тебе более близки и помощь которым может быть более быстрой и эффективной?
Зачем хвататься за решение глобальных проблем, когда достаточно проблем возле своего дома, а все глобальные проблемы складываются из малых проблем, которые возникают возле каждого дома?
Помоги, если можешь, своему ближнему! Это наиболее разумно. И когда у всех ближних исчезнут проблемы, то автоматически исчезнут и глобальные проблемы. Зачем разбегаться по дальним монастырям, чтобы выпрашивать у Бога каких-то незаслуженных благ каким-то неконкретным, виртуальным людям вообще, когда можно, ничего ни у кого не выпрашивая, творить своими руками, своей душой конкретное ежедневное добро своим близким м любимым людям, находясь с ними рядом (что особенно ценно), даря им поддержку, радость и Любовь?
Сделай счастливым, хотя бы одного Человека, находящегося рядом с тобой, и можешь с чистой совестью считать, что жизнь твоя прожита не зря.
Не растачивай своё душевное тепло, устремляясь в выдуманные, неизведанные дали. Жги рядом с собой! Тогда труд твоей ДУШИ не пропадёт даром! И КОСТЁР ЛЮБВИ, зажжённый тобой, будет распространяться всё дальше и дальше!
P.S. Эту книгу для прочтения мне дала моя знакомая - Марина, простой парикмахер, которая очень интересовалась всем, что касалось жизни души Человека. Жаль, что она умерла, так и не успев многого понять. А мы и все мало, что успеваем понять в этой короткой жизни.
Свидетельство о публикации №223011001454