Некрасов

Вернувшись однажды поздно вечером от товарища совсем больным, Некрасов не был впущен хозяином в свою каморку. Между тем на дворе стояла холодная ноябрьская ночь... Будущему знаменитому писателю пришлось бы замерзнуть под забором, если бы над ним не сжалился проходивший мимо нищий, который отвел его в какую-то ночлежку на окраине города. Там же Некрасов отыскал себе и заработок, за 15 копеек написав кому-то из товарищей по злоключениям прошение


Роковое стечение обстоятельств... Некрасов -- наш "поэт грусти и печали" -- любил играть в карты. В свой "картежный день" он уже с утра готовился к предстоящим баталиям, настраивал себя на нужный лад. Однажды, уже перед самым выходом из дому, к нему пришла женщина с запиской от какого-то писателя. Тот просил одолжить ему 300 р, иначе он покончит жизнь самоубийством. Некрасов относился к людям, готовым оказать помощь ближнему. Но по поверьям перед игрой занимать деньги и давать в долг нельзя. Поэтому он отверг просьбу несчастного собрата, а угрозы покончить жизнь самоубийством счел простой экзальтацией, так свойственной пишущей собратии. Игра в тот вечер сложилась удачно, вечер "поэт грусти и печали" закончил в ресторации, где его слухи приятно услаждали хлопки пробок от открывавшихся бутылей с шампанским. А на следующее утро принесли известие, что тот кто просил 300 р, выбросился из окна.

"Рукопись ("Бедных людей" Достоевского)получил бывший однокашник писателя Григорович, уже имевший литературные знакомства, и показал ее Некрасову. Вдвоем они читали роман всю ночь, а утром отправились к Белинскому. 'Новый Гоголь явился!" -- закричал Некрасов, входя к нему с 'Бедными людьми'. -- 'У вас Гоголи-то как грибы растут', -- строго заметил ему Белинский, но рукопись взял. Когда Некрасов опять зашел к нему вечером, то Белинский встретил его просто в волнении: 'Приведите, приведите его скорее!'". Достоевский появился у Белинского через два дня и выслушал подробнейший разбор своей повести, закончившийся напутствием: "Вот тайна художественности, вот правда в искусстве! Вот служение художника истине! Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем!.." "Я припоминаю ту минуту в самой полной ясности. И никогда потом я не мог забыть ее. Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни. Я в каторге, вспоминая ее, укреплялся духом. Теперь еще вспоминаю ее каждый раз с восторгом", -- заканчивает свой рассказ Достоевский ("Дневник писателя", 1877).

Известно, что Белинский долго не принимал Некрасова как поэта. Но человеком наш критик был горячим, увлекающимся, и часто менял свое мнение, не по конъюнктурным соображениям, а исключительно по внутреннему голосу. Когда Белинский прочел в рукописи стихотворение "В дороге", оно, по свидетельству Панаева, привело его в полный восторг: "У Белинского засверкали глаза, он бросился к Некрасову, обнял его и сказал чуть не со слезами на глазах: "Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный?.."


Рецензии