Непроизвольность и Краткая история диалектики

"Непроизвольность" — это противоположность "наугад", "рандомно".

Ситуации всегда неповторимы. Также, как и облака на небе, волны на море, листья на деревьях. Это всё "апериодические паттерны", "неопаттерны" — следующий уровень сложности после "фракталов".

Итак, всё во внешнем мире и в мире внутреннем — неповторимо. Но человечество как-то выкручивается. Ничего другого у него нет, — вот и приспособилось.

"Непроизвольность" и "неповторимость" (уникальность) — это из разных "плоскостей" сравнения. Можно быть "уникальным" и при этом "непроизвольным" (не наугад сделанным).

В связи с этим:

Первое. Или логика — или произвольность (т.е. "наугад").

Второе. Давать "один и тот же ответ" на "одну и ту же задачу" может лишь формальная логика. Это базовое условие, лежащее в ее основе. Если оно не выполняется, то это означает, что "нарушена логика", формальная логика. Задачи ставятся и ответы ищутся в специально сконструированной искусственной среде, которая называется "математика".

За пределами математики, в "жизни" — никогда не существует того, что дается "один и тот же ответ на одну и ту же задачу". И ответ всегда будет разный, и задача всегда будет разная. Даже если они очень похожи. ("...В одну и ту же реку нельзя войти дважды").

Это поле диалектической логики. Формальная логика здесь не применима.

Третье. Попытки протащить диалектическую логику в нашу реальность делались все 70 лет советской власти — во всех вузах страны, огромным "коллективным советским философом" — примерно так называл Ильенков, главный "философ" 1960-1980-х, совместный труд советских себе подобных. Но это оказалось им не по зубам. Ничего не вышло, — только глупость, горы макулатуры и сегодняшняя социально-экономическая ситуация. Слишком сложный предмет оказался.

Марксу и Ленину было некогда. Гегель заложил некоторые основы. Кроме них никого больше не было, кто бы это понял.

Новый этап осмысления их наследия начался в 1932 году, когда были опубликованы "Философские тетради" Ленина. Советской науке срочно нужен был Учебник (!) диалектики и диалектической логики. Дело шло... ну, как обычно — приписки, очковтирательство, бюрократизм, пиар, потемкинские деревни, имитация. Но масштабно. В размерах огромной страны и ее главного идеологического направления! В начале 1960-х к этому процессу подтянулся Ильенков, стал даже "светилом" и главным, и даже написал "Очерки диалектической логики" (очерки! не учебник) или типа того. Но никакой диалектической логикой так и не запахло.

Теперь я делаю попытку. Не удивительно, что это непонятно. Удивительно — это то, что есть какое-то (небольшое) количество людей, которым это более или менее понятно. 

Можно ли использовать диалектическую логику для того, что рассматривать действия в прошлом и "непроизвольным" образом оценивать их как верные или неверные?

Можно. Но есть одна особенность. Носитель диалектической логики будет оценивать действия, совершенные в прошлом — историческом  или личном — и давать им свою оценку "правильно" или "неправильно" только при условии, что это ему нужно для совершения какого-либо действия в настоящем или будущем. Если "предполагаемое действие" присутствует, то будет "проведение границ рассмотрения процесса, явления", будет "создание модели", будет "управленческое решение" (и "оценка" как его часть), т.е. будет "акт применения диалектической логики", или даже можно сказать: "будет диалектическая логика". В ином случае, как говорил один древнеегипетский маг: "Нет камней — нет стройки; нет стройки — нет дворца; нет дворца... — нет дворца!".


Александр Клейн
10 января 2023 г.


Диалектическая логика как логика. 4 принципа
http://proza.ru/2023/01/09/29


Рецензии