Знаменитые сталинские шарашки

Тема т.н. "шарашек", что были созданы в 1930-е годы, обсуждалась много раз. И довольно часто исключительно в негативном контексте - мол, ученых "заставляли днем и ночью творить за колючей проволокой в тяжелейших условиях заключения".
Об условиях будет написано ниже со слов человека, побывавшего там. Хотя, конечно, "шарашка" - это, конечно, не санаторий, даже спорить бессмысленно.

Знаменитые "шарашки" создавались в то время с целью ускорения научно-технического перевооружения страны. Это были совсем небольшие группы из числа ученых, профессоров, изобретателей, словом, из числа деятелей науки, осужденных по известной статье 58 УК.

Впоследствии, уже после Победы в Великой Отечественной, в "шарашках" стали размещать ученых и крупных научных специалистов уже из Германии, которых вывезли в СССР.

А когда вообще стали появляться "шарашки"? Их история берет начало в 1930-х годах - 15 мая 1930 года. Именно тогда циркуляр ОГПУ, представленный заместителем председателя ОГПУ Генрихом Ягодой был подписан председателем ВСНХ В.В.Куйбышевым. Документ узаконивал Особые конструкторские бюро (ОКБ) ОГПУ.

В циркуляре предлагалось использовать труд тех самых "вредителей", чтобы их работа проходила под контролем и в помещениях органов ОГПУ.

Как представляется, в развитие циркуляра 1 апреля 1931 года Приказом ОГПУ № 160/96 в составе Экономического управления (ЭКУ) ОГПУ было создано "5-е Специально-Техническое Отделение по использованию осужденных специалистов".
Вот этот день и считается днем рождения "шарашек".

Политбюро ЦК 10 августа 1931 года утверждает начальником ЭКУ ОГПУ СССР Л.Г.Миронова.

А уже в 1939 году идея "шарашек" получила дальнейшее развитие при новом руководителе НКВД СССР Л.П.Берия.

В письме к Сталину от 04.07.1939 года Берия сообщал, что по делам арестованных специалистов следствие приостановлено еще в 1938 году, они находятся на положении подследственных. Но гораздо целесообразнее и полезнее для страны, как считал Берия, стоит использовать их труд во вновь созданных Особых технических бюро (ОТБ).
Берия предложил создать ОТБ по проектированию самолетов и ОТБ по проектированию двигателей для них. Сталин с предложением главы НКВД согласился.

Вообще, ситуация тогда действительно сильно назрела - была острая необходимость использования таких специалистов в интересах авиации для создания новых самолетов. Проблема в самолетах стояла остро, а получалось, что высококвалифицированных специалистов по самолетостроению бездумно отправляли куда-нибудь в тайгу, на лесоповал.

Об использовании арестованных специалистов для нужд авиации просил в свое время, к слову, еще заместитель наркома обороны СССР по ВВС командарм 2-го ранга Я.И.Алкснис.

В 1930 году в Бутырской тюрьме из специалистов авиапрома, которые были арестованы по разным делам, создали два конструкторских бюро (КБ) - По двигателям и "Особое КБ" ОТБ-39 по самолетостроению.
Находившиеся в этих КБ 316 специалистов работали, можно сказать, "на износ" - в случае успеха по созданию проекта нового истребителя и изготовление его опытного образца всего за 3 месяца (!), им была обещана амнистия!

Специалисты справились, уложились в отведенный срок - 29 апреля 1930 года истребитель был поднят в воздух.
К слову - пилотом этого опытного образца был знаменитый Валерий Чкалов, а сам Сталин присутствовал при испытаниях.
Самолет для того времени обладал неплохими характеристиками, еще до конца испытаний пошел в серию под названием И-5. Всего было выпущено 800 истребителей данной модели.

Самолет создал выдающийся советский конструктор Н.Н.Поликарпов.
За успехи в создании И-5 Поликарпова освободили из-под стражи, в 1937 году он был избран депутатом Верховного Совета, стал лауреатом двух Сталинских премий и Героем Социалистического труда.

Были созданы также группы конструкторов В.М.Петлякова, В.М.Мясищева.
Группы разместили в поселке Болшево Московской области - учреждение было названо СТО (спецтехотдел) НКВД. Чуть позже "шарашка" переехала в здание КОСОС в Москве. КОСОС расшифровывался, как конструкторский отдел сектора опытного строительства.

Стоит сказать, что в здании КОСОС конструкторы и работали, и жили. На верхних этажах на окна изнутри установили решетки, были оборудованы спальные комнаты и кабинеты для работы. В спальных комнатах жили по четыре человека.

В "шарашке" была большая библиотека для нужд конструкторов, они получали газеты и журналы. Заключенные могли ежедневно гулять на площадке, устроенной для этого на крыше здания. Ее также огородили решетками, работавшие в "шарашке" конструкторы называли площадку "обезьянник".
Что касается встречи с родными и близкими, то они могли происходить еженедельно.
Стоит отметить, что питание у заключенных конструкторов было лучше, чем у обычных советских граждан, находившиеся на свободе. При этом и питание, и папиросы предоставлялись в "шарашке" бесплатно.
А еще конструкторам в "шарашке" платили зарплату, которую они пересылали родственникам.

О распорядке дня в своей книге "Туполевская "шарага" написал Леонид Львович Кербер, один из заключенных, впоследствии - работник ОКБ Туполева -
"... Будили нас в 7 утра, время до 8 отводилось на уборку спален, умывание, бритье, физзарядку и т. д. С 8 до 9 был завтрак, после чего работа до часу дня, когда мы шли обедать. С 2 до 7 опять работа, затем отдых до 8, ужин и свободное время до 11, когда гасили свет. Проверка производилась ночью, в кроватях, когда мы спали.
Ближе к войне рабочий день удлинили до 10 часов, а с весны 1941 года и до 12. Кормили достаточно хорошо, на завтрак — кефир, чай, масло, каша; обед из двух блюд и компота; на ужин — горячее блюдо, кефир, масло, чай. Для работавших после ужина часов в 10 в столовую приносили простоквашу и хлеб ... При тюрьме была лавочка, где раз в неделю на деньги, передаваемые родственниками, можно было приобрести туалетное мыло, одеколон, лезвия для бритья, конфеты...".

... А конструктор Владимир Михайлович Петляков получил задание создать двухмоторный высотный истребитель. Он и был очень быстро создан под условным названием "100", но война с Финляндией показала, что армии жизненно необходим пикирующий бомбардировщик.
Перед группой Петлякова ставится новая задача - из истребителя "100" сделать пикирующий бомбардировщик. Срок на выполнение - 1,5 месяца. Если все получится - группа получает освобождение.

И за 1,5 месяца группа Петлякова из истребителя проекта "100" создала ставший знаменитым за годы Великой Отечественной пикирующий бомбардировщик Пе-2!
Он пошел в серийное производство 23 июня 1940 года. За время Великой Отечественной было выпущено 11 427 таких самолетов. На заставке фото этого бомбардировщика.

25 июля 1940 года Петляков и его группа конструкторов, что работали над созданием самолета, были освобождены, получили Сталинскую премию.
Активно работала перед Великой Отечественной и группа А.Н.Туполева. Стоит написать, что в 1937 году Туполев был осужден на 15 лет лишения свободы. Причина — члены делегации в ходе командировки в США валюту на закупки лицензий на производство американских самолетов потратили на свои личные нужды — купили холодильники и бытовую технику.
Заданием для группы было создать двухмоторный бомбардировщик с бомбовой нагрузкой в 1,5 тонны и дальностью полета до 2000 км.
В группе Туполева, к слову, работал в то время и будущий выдающийся советский конструктор ракетно-космической техники Сергей Павлович Королев.

После успешного создания бомбардировщика "103", пошедшего в серию под названием Ту-2, многие специалисты были досрочно освобождены из заключения со снятием судимости.

Ту-2 в разных модификация изготовили за годы Великой Отечественной в количестве более 2,5 тысяч самолетов!
За разработку Ту-2 Андрея Николаевича Туполева досрочно освободили в июле 1941 года.

Стоит отметить, что не только авиацией занимались в "шарашках".
Есть документ - записка Берии Сталину от 18 июля 1943 года по работе "шарашек" при создании новых видов артиллерийского вооружения.

Словом, для своего времени, в тех конкретных исторических условиях, "шарашки" сыграли свою важнейшую роль в создании новых видов вооружения для нужд обороны страны.

Можно ли было без них обойтись? Думаю, что в тех, повторю, конкретных исторических условиях - нет. Очень реально, что кому-то из конструкторов (а может и многим) работа в "шарашках" спасла жизнь.

Как известно, многие из конструкторов были не в ладах с дисциплиной и не в меру болтливы. Как правило, они попадали под арест по доносам. Это было весьма характерно для того времени,  в 30-е годы в НКВД было написано свыше 4 миллионов доносов.  Писали доносы по разным причинам и поводам.  На их проверку привлекались большие группы оперативных сотрудников НКВД.  И пока доносы проверялись и перепроверялись, дело стояло, а конструкторы сидела в камерах. Вот и нашли им достойное применение, к тому же сохранили массу государственных секретов. Да и повысилась производительность труда конструкторов в несколько раз.


Рецензии