Павел Киселёв - рссийский политический деятель
Александр Полынкин
В 2013 году на карте города Орла и его окрестностей произошли изменения, которые заставляют жителей областного центра и туристов, прибывающих сюда, быть внимательнее. Дело в том, что вслед за улицей Математика Киселёва, появившейся в Советском районе Орла в 2002 году, на окраине города, в микрорайоне Болховский, возникла и улица Графа Киселёва.
Об Андрее Петровиче, уроженце Мценска и выпускнике Орловской мужской гимназии, известном преподавателе и авторе самых стабильных и долговечных российских учебников по математике, знают на Орловщине давно и многие.
«Любимец публики: красив, смел, остроумен…»
Я же расскажу о Павле Дмитриевиче Киселёве, несомненно, уникальной личности в истории России XIX века. Очень немногие, как он, достигали высот сразу в нескольких сферах деятельности – гражданской, военной и дипломатической.
Российский политический деятель, генерал от инфантерии, 1-й министр Государственных Имуществ, член Государственного Совета, кавалер многих российских и иностранных орденов, граф Павел Киселёв родился в январе 1788 года в семье помощника управляющего Московской Оружейной Палатой и был старшим сыном у родителей.
Род Киселёвых принадлежал к старинному дворянству, внесённому в родословные книги Московской и Калужской губерний. Один из предков, Семён Фёдорович, был воеводой в Новосиле в 1546 году.
Павел получил домашнее образование, но, как сам он позднее вспоминал, оно было недостаточным (ученик в совершенстве овладел только французским языком). Но благодаря постоянной и целенаправленной работе по самообразованию Павел Дмитриевич впоследствии стал одним из самых просвещённых людей своего времени.
В 17 лет, в 1805 году, с чина юнкера Павел Киселёв начал военную службу, а в следующем году был переведён корнетом в Кавалергардский полк, с которым в 1807 году впервые участвовал в бою под Гейльсбергом.
По словам современников, Киселёв обладал недюжинным умом и честолюбием, был красив, смел и остроумен, в результате чего вскоре скоро стал любимцем Петербургской аристократии и завязал прочные отношения с рядом влиятельных людей. Участвуя со своим полком в Отечественной войне, Киселёв в сентябре 1812 года по собственному желанию был назначен адъютантом к знаменитому генералу Милорадовичу, с которым принял участие в 25 сражениях 1812 года и во время Заграничного похода русской армии в 1813—1814 годах.
В этот период за боевые отличия он получил орден Святой Анны 2 степени с алмазами, золотую шпагу и чин ротмистра. Личные отношения Киселёва с Милорадовичем не были хорошими, но последний очень ценил в подчинённом дар слова и способность ясно, отчетливо и обстоятельно писать донесения, чего делать сам не умел и не любил, и потому постоянно посылал Киселёва с докладами к императору Александру I.
Царю приглянулся расторопный, умный, исполнительный ротмистр, и император в 1814 году назначил Киселёва своим флигель-адъютантом и стал давать различные поручения, исполнявшиеся молодым офицером с чрезвычайным искусством.
Павел Киселёв сопровождал Александра на Венский Конгресс, в Париж после "Ста дней" и в Берлин на помолвку Великого Князя Николая Павловича с принцессой Шарлоттой. Здесь проявились не только царедворческие, но и дипломатические способности Павла Дмитриевича.
К этому времени Киселев вполне уже определился, как личность и как общественный деятель. Его ум и дар слова покоряли всех, кто приходил с ним в соприкосновение. Опять ссылаюсь на слова современников, которые отмечали также его «безусловную честность и открытость характера».
При этом он, когда хотел, бывал необыкновенно мягок и обходителен и умел успокаивать чужие самолюбия. Лишь иногда прирожденная горячность увлекала его и доводила до резкостей, которые, в соединении с завистью к быстрому его повышению, породили ему немало врагов.
В Орле оправдан
Уже в самом начале блестящей карьеры Павла Киселёва, когда он был назначен начальником штаба 2-ой армии, квартировавшей на юге России, его честность и требовательность стала причиной конфликта летом 1823 года с генералом Мордвиновым. Последний именно Павла Дмитриевича посчитал виновным в своей отставке и вызвал Киселёва на дуэль.
Поединок состоялся 24 июня 1823 года в местечке Ладыжине в 40 верстах от Тульчина (город в современной Винницкой области Украины – А.П.). Киселёв смертельно ранил своего противника в живот. Все обстоятельства этого дела он сам изложил в письме царю, а потом добился и личного приёма у императора.
Эта встреча произошла, как ни удивительно, в Орле, в начале сентября 1823 года. Александр I тогда посетил наш губернский центр. В поездке его сопровождали генерал Аракчеев и начальник Главного штаба, генерал-адъютант Дибич, непосредственным подчинённым которого являлся Павел Киселёв. В честь приезда царя 4 сентября был устроен специальный смотр войск, а 5 и 6 сентября – военные маневры, за которыми наблюдали начальники армейских штабов, тоже прибывшие в Орёл по приказу Дибича.
Вот в один из промежутков между смотром и маневрами Киселёв и смог получить аудиенцию у императора. Александр, узнав о дуэли, «вполне оправдал поступок» Киселёва, отметив лишь, «что гораздо лучше было бы, если б поединок был за границей». Никаких «оргвыводов» по отношению к Павлу Дмитриевичу не последовало. Надо сказать, что Александр I, как и Николай I в последующем, всегда благоволили Киселёву: он умел быть нужным и полезным, хотя до лизоблюдства никогда не доходил. Получив прощение за участие в дуэли, уже по собственной инициативе, Павел Дмитриевич выплачивал вдове Мордвинова денежное содержание вплоть до её смерти.
Основатель орловского садоводства
Во время русско-турецкой войны 1828-1829 годов Киселёв был главнокомандующим русскими войсками в Дунайских княжествах, а потом в течение пяти лет (1829-1834г.г.), когда Молдавия и Валахия находились под протекторатом России, Павел Дмитриевич управлял этими княжествами. Под его руководством были приняты первые конституции Дунайских княжеств, так называемые органические регламенты.
Киселёв руководил созданием одной из главных трасс Бухареста, и по сей день носящей его имя (рум. ;oseaua Kiseleff).
С 1837 по 1856 год Павел Дмитриевич был Министром государственных имуществ (созданного по его инициативе Министерства) и проделал большую работу по улучшению положения государственных крестьян, которые до этого подчинялись Министерству финансов и считались лишь источником доходов. Что конкретно было проведено Киселевым и его Министерством за два десятилетия плодотворной деятельности – каждый читатель может подробно узнать из множества статей в средствах массовой информации, посвящённых этому вопросу. Я же остановлюсь на моменте, непосредственно связанном с нашим краем.
15 сентября 1843 года Третий Департамент Министерства государственных имуществ, на основании приказа графа П.Д.Киселёва, издал предписание за №12506 с предложением основать в Орловской губернии древесный питомник (или казённый сад).
Целями его создания обозначались развитие садоводства у государственных крестьян, акклиматизация и распространение полезных плодовых, ягодных, декоративных и овощных культур.
До сегодняшних дней дошло письмо от 26 марта 1845 года на имя управляющего Орловской Палатой государственных имуществ: «на основании приказания его сиятельства, Господина Министра, сообщенного Вам в предложении от 31 августа прошлого года №12089, препровождаю при сем составленный в Департаменте чертёж на устройство при Орловском древесном питомнике дома для садовника, флигеля для рабочих и парников».
Орловский древесный питомник, площадью 15 десятин, был официально открыт 28 апреля 1845 года на южной окраине Орла, на берегу Оки. При питомнике имелись ботанический сад и школа садоводов с двадцатью учениками. День 28 апреля и настоящего времени ежегодно отмечается как день рождения Института селекции плодовых культур (бывшая Орловская плодово-ягодная станция).
Что касается судьбы самого Павла Дмитриевича Киселёва, то после Министерства Государственных имуществ он успел ещё 6 лет послужить послом России во Франции, успев многое сделать для нормализации русско-французских отношений после поражения России в Крымской войне.
Умер граф Киселёв в Париже 14 ноября 1872 года, на 95-ом году жизни. Согласно завещанию, его похоронили в Москве, в Донском монастыре.
Александр Сергеевич Пушкин, у которого к генералу Киселёву было неоднозначное отношение (имелись личные мотивы на это), посвятил ему такие строчки:
«…За шумным, медленным обедом
Я рад сидеть его соседом,
До ночи слушать рад его…»
Любезный читатель, ты только что выслушал рассказ о человеке, чьё имя носит одна из орловских улиц. Я уверен: теперь ты не перепутаешь его с математиком Киселёвым.
(Материал из Интернет-сайта)
Свидетельство о публикации №223011000575