Из песни слова не выкинешь. Прод. 9

Осип в этой новой реальности ничего не понимал. Дора разъясняла ему, чего хотят большевики.  Приводила цитаты из выступлений товарища Ленина и его соратников.  Она была одержима идеями создания нового общества. 

Старик пытался понять, о чём идёт речь, и кто такой товарищ Ленин, ставший для его дочери ближе родных людей.

Для пожилого человека всё происходящее казалось чем-то нереальным. И раньше ему, его семье, соседям, многим прихожанам местной синагоги, жилось тяжело, но они к тому привыкли. Сейчас же он не знал, чего ожидать в дальнейшем.

Днём дочь работала в Рабкрине*, а вечера проводила за учебниками. Подружившись с учительницей русского языка, брала дополнительные уроки, чтоб, как она говорила, избавиться от местечкового произношения.  Когда близкие ей люди разговаривали на идише, она морщилась, отстранялась.

Осип всегда уважал труд учителей и сожалел о том, что ему мало довелось учиться, но всё же он не понимал, как можно стыдиться языка, на котором говорили предки!

По работе Дора моталась по области: участвовала в продразвёрстке. Позже -  в раскулачивании несознательного крестьянства.

Дома она рассказывала, что её начальник, комиссар Васильчук, очень хвалит за усердие. Ставит в пример остальным сотрудникам Рабкрина.

Бася с интересом слушала Дору, а Рахели было не до глупой, с её точки зрения, болтовни сестры: мужа арестовали, осудили за спекуляцию, припрятанные ценности изъяли. Сытая жизнь Рахели, не успев в полной мере начаться, завершилась крахом.
Рахель плакала, причитала: «Как теперь жить, как…»
Из каких-то своих источников прознала, что мужа арестовали по чьему-то доносу.

Осипу страшно было думать, что Дора могла быть причастна к аресту зятя. Он отгонял назойливые мысли, но они не давали ему покоя.

Знающие люди из синагоги посоветовали  поскорее отослать Рахель из города.  Быстро собравшись, она уехала в Одессу к дальним родственникам, почти к чужим людям.  Рахель не была портнихой, но умела ремонтировать одежду, на шее ни у кого сидеть не будет, на кусок хлеба заработает.

Наставник средней дочери, комиссар Васильчук, тоже куда-то исчез. То ли его куда-то перевели, то ли тоже арестовали: этого никто не знал. Теперь Дора с воодушевлением  рассказывала о смелости и находчивости нового начальника. Под его влиянием Дора вступила в ВКП(б). Теперь она сама стала пропагандистом новых идей, сама несла их в народные массы.

Переехала к своему учителю, никого с ним не познакомив. Родными не интересовалась. Как и чем они живут -  её не волновало.

Встречаясь на улице с отцом или с младшей сестрой, делала вид, что с ними незнакома. Рахель она давно вычеркнула из своей жизни, как чуждый элемент.

Трещина, возникшая между родными людьми, становилась всё более непреодолимой.   А однажды от случайных людей узнали, что Дора переехала в Москву.

Мрачные думы о средней дочери болью отзывались в старом сердце отца.

А Баська жила обычной жизнью: помогала Осипу во всём, работала швеёй в ателье, бегала на свидание к Моте, дальнему родственнику покойного раввина Каца.


*Рабкрин - Рабоче- крестьянская инспекция

продолжение http://proza.ru/2023/01/18/1051


Рецензии
Верочка, очень хорошо воссоздаешь время. Чувствуешь. Как будто переносишься в те года.

Да, это были искренне идейные люди. Которым крепко достанется в 37-м. Сейчас читаю "Подстрочник" Лилианны Лунгиной. Ее отец разделил массовую судьбу тех, кто истово, пламенно были преданы революции и Советской власти. Которая их "отблагодарила" в лице товарища Сталина.

Ваша Лена   12.01.2023 11:23     Заявить о нарушении
Именно: искренне верили в новое общество, в новые порядки, большевикам, а получилось всё наоборот - их же и расстреливали.
Не знаю, может, карма такая, не понимаю, почему не пошли после февральской революции по европейскому пути, видно, в каждой эпохе есть свои злодеи...

Веруня   12.01.2023 15:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.