Не лучезарное завтра, но и не ужасное вчера

    Ерошенко И.П., Ерошенко Т.И.            

            Не лучезарное завтра, но и не ужасное вчера
           (Субъективные заметки о коммунизме или реальном гуманизме как         
                идее и социальной реальности)

Упоённый победой над Советским Союзом (коммунистическим ограничителем аппетитов мирового капитализма в ХХ веке) Запад решил, что воссозданная клятвопреступниками Россия с претензией на роль империи той, которая рухнула в 1917 году, тоже достойна распада. Пользуясь, своим преимуществом в искусстве ведении ментальной войны Запад завёл Россию в ловушку. Антикоммунизм, который продолжает доминировать в политике российского руководства отягощает и без того сложное положение страны. К сожалению, осознание этого дошло только до одного видного члена партии Единая Россия Евгения Примакова, который призвал  «прекратить каяться за советское прошлое».
       Полагаем, что  гражданам нашей страны, которая совсем недавно, по историческим меркам, называла себя официально социалистической и  официально же в качестве цели своего развития определяла коммунизм (т. е. общество полностью построенное на принципах коммунизма или общество реального гуманизма) необходимо знать различные возможные варианты рассмотрения и понимания этого сложного социального феномена. Так как сейчас само имя этого феномена вызывает самые противоречивые чувства от восторгов до ненависти. Впрочем, о ненависти к коммунизму хорошо писали авторы «Манифеста Коммунистической партии» ещё в Х1Х  веке.
        Есть ещё 2 причины обуславливающие обращение к этому феномену.
Первая: необходимость обратить внимание на опыт коммунизма второй половине  ХХ века (позитивный и негативный). Вторая: осмысление  связи между разгромом «коммунизма» в СССР и Восточной Европе и самым крупным  поражением за всю историю России как государства и цивилизации.
       Поскольку все названные причины не совпадают, но пересекаются, то мы  и будем их рассматривать в этом пересечении. Власть предержащие продолжая борьбу с коммунизмом в самой России (а охаивание советского социалистического прошлого – это борьба с коммунизмом) тем самым продолжают и дело разрушения русского мира, хотя и заявляют об обратном.
        Обратимся к высказыванию выдающегося советского и российского философа, оно довольно популярно: «А если бы я знал, что, как я тогда уже, я, между прочим, эту формулу высказал еще в 89 г., целились в коммунизм, а попали в Россию, если бы я знал, что смертельный удар этот будет нанесен не просто по коммунизму, а по России,,,, если бы я это знал, конечно, я строчки не смог бы написать чисто психологически.». Ему также принадлежит и отличное от догматического понимание коммунизма. Может быть, не со всем, что он ( А. Зиновьев) говорил и писал о коммунизме можно соглашаться, но в его понимании имеется, по нашему мнению, рациональное зерно. И это подтверждается ленинскими высказываниями о коммунизме, которые, к сожалению, недостаточно глубоко были осмыслены. Что мы имеем в виду?  Согласно его (А.Зиновьева) концепции коммунизм включён в повседневную реальность социальной жизни человечества.  Всё упирается в меру возможности и необходимости использования принципов, определяемых как коммунистические. А эта мера определяется историческими условиями.
     Итак, коммунизм родился вместе с человечеством. Именно опора на коммунистические принципы позволила человечеству выделиться из животного мира. Первобытное общество, это общепризнано, было простым, примитивным обществом – обществом «первобытного коммунизма». Жизнь в социуме «первобытного коммунизма» не была лёгкой. Она была заполнена борьбой, но борьбой не за эгоистические интересы отдельных групп и лиц, а  за выживание коллектива.   
          Но когда на смену ему (простому) пришло сложное общество коммунизм полностью и абсолютно не исчез и не исчезал (полностью)  никогда. Принципы коммунизма в той или иной мере (в ограниченной мере) сохранялись внутри общин, пришедших на смену родовым, внутри семей и кланов, которые продолжают функционировать и в настоящее время на всей планете (это сохранение коллективистского общинного сознания обусловило парадокс легкого восприятия идей коммунизма в России и в других странах Востока и следования за ними).   
        Возникшие  в сложном обществе социальные группы, классы и другие общности, стремятся создать внутри себя больше условий для функционирования коммунистических отношений, но это, как правило, происходило и происходит за счёт ухудшения условий жизни других классов и общностей, и поэтому наталкивалось на встречное сопротивление.
       Так рождалась классовая борьба. Она же становится источником и причиной всех войн.  Господствующий класс в рабовладельческом обществе получает возможность своего развития за счёт низведения эксплуатируемых им социальных групп до положения домашних животных. И эта тенденция сохраняется на протяжении всей истории человечества.
       Но почему тогда понятие коммунизма связывается с именем К. Маркса и тех или иных его последователей? Заслуга К.Маркса состоит в том, что он обратил внимание  на тот факт, что уровень развития производительных сил, которого достиг капитализм, позволяет создать условия для развития каждого человека. И поэтому нет суровой необходимости опускать для обеспечения нормальной жизни части людей до положения домашних животных всех остальных.
       А какова роль гуманистического содержания религиозных учений (а оно содержится реально в мировых религиозных учениях)? Мировые религиозные учения представляют собой отражения опыта борьбы социальной и идейной за сохранение, и развитие коммунистических/ гуманистических отношений трудящейся частью человечества. Марксово учение о коммунизме или обществе реального гуманизма и уже накопленный солидный позитивный и негативный опыт его реализации, несомненно, относится к человеческому духовному  опыту. Духовный опыт  - знания, которые позволят и человеку, и человечеству раскрывать свои сущностные силы. Условием этого является  синергия этого гуманистического знания  с духовностью всей человеческой культуры.   
     Марксистская теория реального гуманизма вместе с гуманизмом мировых религий теперь предстаёт как общечеловеческое знание о СПАСЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ОТ САМОИСТРЕБЛЕНИЯ.
     Марксистское учение, развитое Владимиром Лениным, указывает, что источником всех войн является неограниченное развитие капиталистических отношений в эпоху империализма. Неограниченные капиталистические отношения ведут к социальному взрыву в социуме и в конечном итоге в Мире. Элементы коммунистических отношений и предстают в качества такого средства, которое способно ограничивать цепную реакцию капитализма, ведущую к ядерному взрыву в переносном и прямом смысле.
      .


Рецензии