Золушка

Золушка, также пещера им. Эмиля Раковицэ, пещера, расположенная в гипсовых отложениях на территории Молдовы и  Украины. Общая длина ходов составляет 92 км, площадь 206,5 тысяч м;, объём 550 тысяч м;. По длине претендует на 3-е место в мире среди гипсовых пещер и 27-е среди самых длинных пещер в мире.
Золушкой её назвали в честь сказочного персонажа. Входя в неё нужно было преодолеть узкие пролазы по колено проходя в жидкой глине, но пройдя их, открывалась истинная красота пещеры, как в сказке , девчушка - замарашка превращалась в красавицу принцессу.
Это было более тридцати лет назад. Меня всегда тянуло познавать что-то новое и необычное, окрывать новые грани в себе и в окружающей жизни. Одной из таких граней стало увлечение спелеотуризмом.
Спелеотуризм - это один из самых опасных, но захватывающих видов туризма. Посещение пустотных полостей земной коры, называемых пещерами, пронизано особым мистицизмом. Красота внутреннего рельефа горных пород, озер оставляет неизгладимое впечатление. Только под землей можно ощутить особенную энергетику нашей планеты.
Ранним осенним утром наша группа из семи человек направилась на маршрут по пещере Золушка.
Вход в пещеру в одиночку был запрещен, и шли мы в сопровождении опытного инструктора, хорошо знающего условия пещеры и ее топографию. Новичок очень легко мог заблудится в ней.
Серо-зеленая чаша гипсового карьера походила на лунный пейзаж или на поле грандиозной битвы. Она была покрыта бесконечным количеством воронок, океаном воронок — крутых и пологих, маленьких и больших. Мы шли то зигзагами, обходя воронки, то напрямик, опускаясь в них, — тогда горизонт подходил вплотную. Ботинки стучали по неровным грядам светло-серого, изъеденного водой гипса.
Вход в пещеру Золушка оказался провалом на краю невысокого бугра. Изнутри веяло влажной прохладой, стены узкого лаза были покрыты блестящей и мокрой глиной оранжевого цвета.
Мы шли по маршруту углубляясь все глубже и глубже в недра пещеры проходя необьятные гроты, так и узкие лазы, где протискиваешься только на выдохе, длинные переходы и затяжные спуски по уходящие в бесконечную тьму лабиринтов Золушки.
Наша группа состояла из семи человек. Первым шел опытный спелеолог знающий маршруты пещеры. Я был замыкающим группы. Передо мной шел совсем новичок Игорь, ему было уже лет за сорок. Спускаясь по очередному уклону Игорь подскользнулся и сорвался вниз в ращелину. Я успел в последнюю секунду ухватить его за рукав комбинезона. С большим трудом потихоньку я начал вытягивать его вверх. Осложняла наши движения пещерная глина, она покрывала все кругом, проникая во все складки одежды и облепив её толстым и жирным слоем красного цвета. Потихоньку мне удалось вытащить Игоря на уступ обрыва. Он лег на спину и начал приходить в себя,тяжело дыша.
И еще одно свойство пещеры. Все делается там, как при замедленной киносъемке; на каждое, самое простое дело уходит втрое больше времени, чем на поверхности. Даже мысли, кажется, плетутся медленно и неторопливо. Пусть ты уже привык к темноте, и она тебя больше не беспокоит, но незаметно для тебя она влияет на твой организм, делая тебя медлительным, нерешительным, немного апатичным. У темноты много хитростей и секретов, здесь постоянно надо быть настороже. Пещера это спутаный клубок ниток, брошенный глубоко под землю. Галереи пещеры представляют собой настоящий лабиринт, очень сложный и запутанный, который остаётся загадкой для многих опытных исследователей.
Десятки лабиринтов и ходов каждые несколько метров разбегаются в разные стороны. В темноте теряется ощущение пространства и только сила притяжения подсказывает где ты находишься. К несчастью для нас сложилось так, что перед Игорем шла молоденькая девчушка, которая только минут через десять сказала старшему группы что нас в зади нет.
Пока Игорь приходил в себя я прошел чуть вперед и начал кричать , в надежде , что нас услышит ушедщая вперед группа. Но темнота пещеры с жадностью пожирает звук и свет. Я вернулся назад, устало присел рядом с Игорем и сказал -
"Мы остались вдвоем "...
Пещера - это подземелье, как и всякое подземелье холодное, темное, там ничего не видно без искусственного света. И, как всякое подземелье, она окрашена в желтые, коричневые, охристые тона, и то, что принято называть «красотой», - каменные кольца, кружева, цветы, готику сталактитов и точные подобия фантастических соборов Гауди, созданных природой за тысячи лет до рождения самого Гауди, - все это присутствует в пещере в виде редких вкраплений и извлекается из тьмы, опять же, только светом, принесенным с собой. А свет нужно было экономить .
У нас оставались один нашлемный фонарь, карбитка и у меня в запасе ещё был ручной фонарик. Мы решили передвигаться по маячкам (стрелочки из сигаретной фольги), указывающим направления на выход из пещеры. Но были они не везде и часто их заливала жидкая глина.
В пещере царила полная темнота и свой, особенный, микроклимат. Температура воздуха была примерно одиннадцать градусов , а влажность сто процентов , воздух пропитан углекислым газом, так что нахождение в пещере более 4-5 часов могло сказаться отрицательным даже на здоровом человеке.
Больше всего я боялся углекислотных ям. При этом вдыхая углекислый газ, ты лишь чувствуешь духоту, но не понимаешь, что происходит, а через пару минут вдруг слабеешь и быстро теряешь сознание от недостатка кислорода. Еще несколько минут — и смерть мозга.
Золушка уже забрала несколько человек , которые не имея специального оборудования попали в такие ямы. У нас такого оборудования не было. Я надеелся что мы сможем добратся до самого большого зала с одноименым названием Золушка. Это было место, через которое проходили все маршруты спелеологов и рано или поздно, но нас нашли бы.
Нам приходилось то проползать через узкие щели, то карабкаться по глыбам, покрытым тысячами острых шипов. Тяжелый воздух, казался осязаемым, комбинезоны липли к телу. Все чаще мы лежали и отдыхали. Но карбидка горит ярко, значит, в воздухе нет углекислого газа, можно лезть дальше. На стенах все чаще появляются витые кристаллы, похожие на обрывки стружек. Это гелектиты, пещерные цветы.
Но тут началось неприятное, у Игоря начался приступ клаустрофобии. Его охватила паническая атака. Он начал задыхатся, глаза были расширены от испуга, его начала бить дрожь.
Он снял каску и кинул её , она ударилась об пол пещеры и фонарь закрепленый на ней разбился.
Мы остались только с карбиткой и ручным фонарем.
Страх может и убить, может и сохранить жизнь .
Страх неизбежен и необходим.
Нужно бояться потери чувства страха.
Если хочешь победить страх, иди навстречу к источнику, побудившему этот же страх .
Я начал успокаивать его заставив его медлено дышать и попытаться представить зеленый лес , наполненным воздухом. Постепенно его дыхание восстановилось и он начал приходить в себя. Мы опять потихоньку двинулись в неизвестном направлении , решив экономить свет. Я потушил карбитку и включил фонарь. Игорь проходил вперед десяток метров, потом я выключал его и по памяти шел за ним. И вот на очередном переходе я включаю фонарик. Вокруг высокие блестящие от глины стены. Натеки потускнели и покрылись мертвенно-серым налетом; луч с трудом дотягивался до сводов, покрытых трещинами. Мы были в огромном зале, почти сотню метров длиной, но размеры его скрадывались нагромождениями глыб. Чем дальше мы шли, тем выше уходили своды. Сначала где-то в углу, потом все ближе, все звонче застучала капель. Здесь, в глубине зала, натеки становились вычурнее и ярче, наконец, стены раздвинулись — и мы вошли в огромный зал ЗОЛУШКА.
Если бы мрачную и торжественную музыку можно было выразить в камне, она, наверно, выглядела бы именно так. Плавными дугами взвивались к высокому потолку волнистые каменные драпировки, из тьмы и камня выступали мощные ступенчатые колонны и свисали с потолка белые, оранжевые, кремовые сталактиты. Посреди зала находился длинный постамент на котором было большое количество различных чудных фигурок , вылепленых из глины. Каждая группа , которая проходила здесь, оставляла после себя новую статуэтку.
Мы с Игорем уставшие но счастливые присели на камни. Я знал , что то ,что мы оторвались от группы уже знали в лагере на верху и на наши поиски уже направились опытные спелеологи. Через какое-то время карбитка угасла.
Наступила стопроцентная темнота и тишина.
Наиболее тягостным в пещере оказываются вещи, о которых наверху мы просто не можем составить понятия. Это - давление постоянства, постоянная тишина, ничем не нарушаемая, оглушительная. Постоянство температуры и влажности, которое высасывает из организма последнее тепло.
Это очень важное искусство - уметь ждать, перемалывая пещерный холод, пробирающийся к сердцу сквозь влажный комбинезон.
 Стараюсь думать о море, о тепле, внушить себе, что сыт, что жарко, очень жарко. Это иногда помогает. Если очень стараться.
Я думал о том что попав под Землю, я сделал шаг в мир, где весь мой предыдущий опыт почти бесполезен. Здесь ломаются привычные, казавшиеся естественными и незыблемыми, биоритмы, здесь прогноз собственных действий ограничен ближайшим поворотом, здесь ни один отвес не просвечивается до дна, а вернуться во много раз труднее, нежели дойти до намеченной цели.
Стремление человека проникнуть в глубь Земли сравнимо с желанием познать глубины естественного мира, смысл собственных снов, тайн подсознания до самых потаенных его уголков своего сознания и души.
Время остановилось , уперевщись в черную мглу подземной вселенной...
Здесь под землей, был, буквально, другой мир, живущий по своим законам в «параллельном» пространстве и времени, приобретающем свойства, которые даруются прикосновением вечности: ведь каменные цветы, в отличие от земных, растут тысячи лет. И капли падают в каменную чашу с неизменностью, которая способна свести с ума: на Земле может закончиться великое оледенение, вымереть мамонты, человеческая цивилизация может созреть, войти в период, охватываемый понятием «история», и выйти из него в результате войны или гигантской индустриальной катастрофы - а ритм падения капель в каменную чашу на дне пещеры не изменится...
Вдалеке пещеры послышались голоса и засверкали по сталактитам лучи фонарей, нас нашли....
Кто-то сказал, что спелеолог бывает счастлив дважды — когда входит в неизведанную пещеру и когда выбирается из нее, вылезая из-под земли, уставший, голодный, промокший, испачкавшийся в пещерной грязи и с отбитыми коленями.
До чего же это верно! И никакие гелектиты и сталактиты не волнуют так, как вот это пятно пурпурного, вечернего неба, которое с каждым шагом приближается все ближе и ближе. Я вышел из пещеры и почувствовал как пахнет заходящее осеннее солнце.

Пещеры — подземный космос, скрытый в земных недрах. Почему туда тянет? Возможность открыть неизведанное? Испытать себя на прочность или шагнуть за пределы своих способностей? Заглянуть хоть немного внутрь планеты, которая является нашим домом?..
У каждого — свои ответы…


Рецензии