1. Авиамеханик
1.АВИАМЕХАНИК
20 января 1969 года я принял Торжественно-клятвенное обязательство при в\ч 78636 и стал авиамехаником истребителей МИГ-17 в ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть). Группа самолет-двигатель. Мне еще нет 18, я в академическом отпуске на далеком Курильском острове Итуруп. Я влюблен, а моя девушка в Минске!
Два года назад я приехал сюда со своими родителями впервые и закончил здесь восьмой класс с отличием. Чтобы учится дальше надо было ехать в интернат в город Курильск или возвращается в Минск, где оставалась моя старшая сестра студентка. Меня отправили домой, где я бросил окончательно аккордеон, занялся боксом и закончил школу с серебром. Поступил в университет и чуть ни угодил на зону. Но, все обошлось – мои действия признали необходимой обороной.
Авиамеханики делились на несколько групп. Самые грамотные – это офицеры с инженерным образованием, далее шли только появившиеся в армии прапорщики и солдаты срочники, которые обучались в школе младших авиационных специалистов (ШМАС) по различным специальностям в течении нескольких месяцев. Ну и третья группа, к которой относился я – это вольнонаемные с самой низкой квалификацией.
Меня распределили в группу «самолет –двигатель». В мою задачу входило раскручивать все лючки, проверять, продувать сжатым воздухом и смазывать тяги самолета. Все резьбовые соединения обязательно контрятся проволокой, а винты обшивки садятся на краску. Для работы в инстументалке нам выдавали пронумерованный инструмент, который в конце дня мы сдавали обратно. За все проделанные работы мы расписывались в специальном журнале.
В моей группе работал вольнонаемный местный парень младше меня. Он работал с двигателем самолета, проверял ультразвуком лопатки турбины на предмет наличия трещин. Ему так же, как и мне приходилось откручивать множество винтов и гаек. Некоторые у меня не поддавались и тогда я звал на помощь Василия. Он был чуть крупнее меня, но вот кисти рук у него были большие и сильный как клещи! Я больше никогда не видел таких мощных рук. Но бывали случаи, когда и Василий не справлялся – тогда применялся «русский ключ» - зубило и молоток.
Мы все были одеты в рабочие куртки и комбинезоны из чертовой кожи, кто офицер или солдат не видно. Часто собирались в котельной, зима на дворе, а там тепло. Народ курил и травил байки. Я как самый молодой с интересом все слушал.
Моя любимая была очень далеко, и я каждую неделю писал ей письма, а то и два. Надо отдать должное, если погода у нас была хорошая и Буревестник принимал почтовый ИЛ-14, то письмо до Минска доходило за неделю!
Еще было одно мероприятие, когда нас всех собирали в ангаре, и мы расстыковывали истребитель, откатывали хвостовую часть от носовой.
Конечно мне ближе по возрасту были солдаты. В тот год как раз происходил переход срока службы с трех лет на два года. Часть солдат уволили по новому закону, но некоторым не повезло – им пришлось дослуживать третий год. Сержант Вагин из Благовещенска как раз и оказался таким «счастливчиком». Но, он больше запомнился мне своей записной книжкой, где были вклеены фотографии девушек с надписями – «Любовь №1», «Любовь №2» …
Был один случай о котором я вспоминаю с ужасом. Может все мои болячки, которые повылезали много позже из-за этого. Крупный прапорщик никак не мог установить помпу в бак с топливом, который находился в фюзеляже прямо за кабиной пилота. Отверстие было снизу, и прапорщик уже минут сорок мучился с помпой. Он мне и предложил раздеться, залезть вовнутрь и законтрить эту злосчастную помпу. И я согласился. Довольно легко я залез в бак истребителя, не думая о том, что я могу задохнуться, от искры может возникнуть пожал, отравиться в конце то концов. Минут пять я ковырялся внутри бака, а когда вылез на воздух – пришлось сидеть и приходить в себя минут двадцать…
Это сейчас задним умом я такой умный, а тогда в 18 лет?
В армии довольно часто происходили несчастные случаи на службе. До личного состава доводились они, дабы такое не повторялось. Один из таких случаев я запомнил. На работе мы пользовались баллонами с жатым воздухом в 12 атмосфер. Воздухом продувались шарнирные соединения, удалялся мусор из малодоступных мест. Никакими редукторами, понижающими давление мы не пользовались. И вот в одной части весной авиамеханик прилег животом на травку на солнышке, его товарищ решил подшутить – приставил шланг к его заднице и открыл вентиль баллона с 12 атмосферами. Несчастный умер на месте. Вот такая невеселая история.
Наступила весна и мы своей молодой компанией решили постричься наголо. Стриглись механической машинкой. Получилось не очень – где густо, где пусто. Дома пришлось побрить голову электрической бритвой «Харьков». Череп стал гладкой, как биллиардный шар. Одно плохо – на острове ветры до 50 метров и ходить зимой в шапке некомфортно – между лысиной и шапкой сплошные сквозняки. Хорошо, что мне мама сшила шапочку, которую я натягивал на голову перед тем, как надеть шапку.
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №223011101387