Не всё потеряно

                «Не все потеряно».
               
                (ПЬЕСА ЗА РАМКАМИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ)
               
                ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

2-й класс (а):
Бедный мальчик (МИША)
Девочка, которая ему нравится (ЮЛЯ)
Ее подруга (ОЛЯ)
5 главных мальчика - задиры
4 вредных девочки
Девочка со странной родинкой на лице, ее раньше травили, но потом переключились на Мишу (ЛЕРА)
Староста (АНЯ)
Девочка из богатой семьи (ЭМИЛИЯ)

2-й класс (б):
Друг Миши (СЕНЯ)
2 девочки, которые хотят помочь (СОНЯ И ЛИЗА)
Староста

7 класс (а):
Девочка-художница (ЛИАНА)
Девочка-поэтесса (СЕРАФИМА)
Самая популярная и высокомерная девочка в классе (ВИОЛЕТТА)
Ее парень (ОЛЕГ)
Ее подруга (ВЕРА)
Девочка-тихоня, отличница (ТАЯ)
Староста (ВИКА)
Две троечницы, которых ничего не волнует и которые редко появляются в классе (СТАСЯ И АЛЕНА)

7 класс (б):
Два красивых мальчика - скейтера (ЖЕКА и ЛЕША)
Девочка, играющая на скрипке (АГНИЯ)
Девочка, играющая на фортепиано (АДЕЛИЯ)
Одноклассники (НАСТЯ, ЯНА, АНДРЕЙ)

9-й класс (а):
Девочка из Китая (ЯН ЛИ)
Ее подруга, двоюродная сестра Миши (МИРА)
Влюбленная парочка (САША И ЗИНА)
Два друга, издеваются над китаянкой (СМИРНОВ ВЛАД И ВИТЯ)
Рок-музыкант (СТАС ЛЮБАРСКИЙ или ЛЮБА)
Староста (СВЕТОЧКА)

Учителя: 2 учителя начальных классов (МАРИЯ НИКОЛАЕВНА И АНАСТАСИЯ ДМИТРИЕВНА)
Учительница русского языка и литературы (БЕЗДЕНЕЖНЫХ ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА)
Учитель физики (ДАНИЛА СЕРГЕЕВИЧ)
Директор (АНАТОЛИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ)
Завуч (ЛАРИСА АРКАДЬЕВНА)
Секретарь (ТОМОЧКА)
Две девочки-сплетницы в коридоре (НАДЯ И ЖЕНЯ)

Другие роли:
Китайско-русская семья ЯН ЛИ:
ЧЕНГ ЛИ– старший брат ЯН ЛИ,
ДЖЕН ЛИ (бизнесмен) – отец  ЯН ЛИ
МАДИНА - его русская жена (татарочка)
сотрудники кафе, джаз-музыканты, рок-группа ЛЮБЫ (МАША, КОСТЯ, ЛЕКА), мама Миши (ОКСАНА), отец Юли (АНТОН), женщина с коляской, люди на улицах, а также массовка.


                ДЕЙСТВИЕ  ПЕРВОЕ
                Явление 1.
На сцене - слабое освещение. Видно лишь контуры людей. За столом кто-то сидит, рядом стоят люди в черных мантиях. Зловещий ритуал. Напряженная музыка. Выходит ЯН ЛИ и робкими шагами приближается к столу. Испугано садится.

ГОЛОС ИЗ КРЕСЛА: Имя?
ЯН ЛИ: Ли..Ли
ГОЛОС ИЗ КРЕСЛА: Полное имя?
ЯН ЛИ: Ян Ли!

Шелест бумаги. Шепот людей в черных мантиях.

ЯН ЛИ: (себе под нос): успокойся, успокойся...
ЛЮДИ В ЧЕРНЫХ МАНТИЯХ (хором, крещендо): покойся, покойся, покойся, покойся, покойся....
ЯН ЛИ (просыпаясь, вскакивая с места): ААА!

Резко включается свет. Те же люди уже без мантии, оказываются обычными учителями. В кресле - директор.

ДИРЕКТОР: Все в порядке? Успокойтесь, пожалуйста!
СЕКРЕТАРЬ (равнодушно): Водички?

Ян Ли пытается отдышаться. Учителя занимаются своими делами, странно и неодобрительно поглядывая.

ЯН ЛИ: С-спасибо...
СЕКРЕТАРЬ: Дать или не дать?
ЯН ЛИ: Да.

Секретарь громко вздыхает и игнорирует девушку.

ДИРЕКТОР: Класс, в который вы перевелись, юная леди - 9-й "А". Первый урок у вас сегодня уже начался. Поспешите. 310 кабинет, классный руководитель - Безденежных Людмила Ивановна. Удачи вам!
ЯН ЛИ: Благодарю.

Врезается в косяк двери. Смущается и быстро покидает кабинет.

СЕКРЕТАРЬ (недовольно): Своих детей мало, черт пойми кого берете, Анатолий Геннадьевич.
ДИРЕКТОР: Чужих детей не бывает, Томочка. Уж от вас-то не ожидал подобных предрассудков... Сделайте-ка мне лучше кофе.

Свет гаснет.

                Явление 2.
Ян Ли идет по коридору. Случайно спотыкается об чью-то ногу на повороте.

РОК-МУЗЫКАНТ: Але, нормальная?
ЯН ЛИ: Прости, спешу.
РОК-МУЗЫКАНТ: Ну окей. Стой, а ты новенькая штоль? Чето я не видал тебя раньше.
ЯН ЛИ: Да. Из 9 А.
РОК-МУЗЫКАНТ: Ёмаё, что я пропустил? Тогда нам по пути, крошка.
ЯН ЛИ: Я не хлеб.
РОК-МУЗЫКАНТ *: ха-ха! Еще и юмористка. Пошли. Скажу, тебя встречал, а то Людка ругаться будет. Не против же? (подмигивает). Меня, кстати, Любой зовут
ЯН ЛИ: Я, конечно, не так хорошо разбираюсь в русской культуре и тому подобное, но мне казалось, что Люба – это женское имя?
ЛЮБА: Да вашу ж мать, что непонятного? Фамилия Любарский, вот особо умные личности и додумались так сокращать.
ЯН ЛИ: И ты допустил, чтобы тебя так называли?
ЛЮБА: Да ваще пофигу.
ЯН ЛИ: Ясно. А меня зовут Ян Ли.
ВИШНЯ: А, ну Лиля, значит.

Стучатся в дверь класса. Тихонько заглядывают.

ЛЮБА: О, ништяк, никого нет (проходит на свое место).

Ян Ли стеснительно оглядывает класс. Все резко затихают. После долгой паузы она садится рядом с Любой.

ВЛАД (присвистнув): Люба, ты эту Мачу-Пикчу где достал?
ВИТЯ: Капец реально…
СВЕТОЧКА: Мачу-Пикчу – это древний город в Перу. Учи географию, Смирнов!
ВЛАД: Светка, язык отрежу! Эй, новенькая, ты откуда нарисовалась?
ЯН ЛИ (заикаясь от страха): Я…Из Китая приехала… У меня бабушка тут живет… И я тоже… Живу здесь… Теперь…
ВИТЯ: А что тебе в своих пустынях не жилось? Понавалили тут… Вам тут медом мазано, да?
ВЛАД: Тихо, погоди. Вот пусть она мне объяснит… Папка мой машину купил недавно. Хорошую такую, вашу… А она – обана – и через неделю полетела! Продавцам нет дела, машину на свалку и денежек – нема! А отвечать кто будет? Вот скажи мне, вам халтуру продавать – нормально, да? Вы же…
МИРА: Батя твой – алкоголик, и машину сломал при понятно каких обстоятельствах, ты что к девчонке лезешь?
ВЛАД: А ты не лезь не в свое дело!
ВИТЯ: Да Люба вечно всякую заразу тащит, надоел до чертиков!
ЛЮБА: А что сразу я? Она сама прилипла.
ЯН ЛИ: Что я сделала…?
ЛЮБА: Я вообще сам по себе и на ваше мнение…
СВЕТОЧКА: Ой, не ругайтесь только!
МИРА: Девочка, садись ко мне, я ругаться не буду.

*Далее – Люба


Ян Ли садится к Мире. Входит Людмила Ивановна, ее не сразу замечают. Она грозно смотрит на происходящее.

ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА: А я вам не мешаю, случайно?

Все резко затихают и садятся на свои места.

ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА: Так. Мне сообщили, что в нашем классе есть но… А, уже вижу. Девушка, встаньте и представьтесь, пожалуйста.
ЯН ЛИ: Меня зовут Ян Ли, мне 15 лет, я живу в Йошкар-Оле…
ВЛАД (шепотом): А что не шуалинь какая-нибудь?
ВИТЯ (шепотом): Черта с два она в нашем городе живет…
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА: Эй, Камчатка! Можно потише?
ЯН ЛИ (почти в слезах): Меня зовут…Живу…

Неожиданно в класс забегает встревоженная учительница начальных классов (Анастасия Дмитриевна).

АНАСТАСИЯ ДМИТРИЕВНА: Я прошу прощения, Людмила Ивановна, можно Миру? Там ее младшего брата… В общем, его забрать надо.
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА: Да, можно, но случилось-то что?

Мира, никого не дожидаясь, стремительно выбегает из класса.

АНАСТАСИЯ ДМИТРИЕВНА: А я не знаю, там.. До свидания.
ВИТЯ: Опять?
ВЛАД: Ну, началось в колхозе утро…

Уходят.

                Явление 3.
Младший блок. На батарее сидит мальчик (Миша) и плачет. В коридоре – пусто. Вбегают Мира и Анастасия Дмитриевна.

МИРА: Мишенька, ну чего ты опять?
АНАСТАСИЯ ДМИТРИЕВНА: Мне девочки из моего класса сообщили, что снова вот сидит. А что происходит – никто не понимает! Понятно же, что либо его обижают, либо уж я не знаю… Но все так глухо, никто не в курсе!
МИРА: Мишуль, не плачь, я тебя люблю очень... Случилось у тебя что-нибудь?

Миша отрицательно качает головой и продолжает плакать.

МИРА: Тебе помочь?

Миша отрицательно качает головой и продолжает плакать.

МИРА: И говорить не будешь?

Миша отрицательно качает головой и продолжает плакать. Мира вздыхает и гладит Мишу по голове. Из двери класса А.Д. (2б) высовываются любопытные дети, толкаются. Шепчутся. Выходит Мария Николаевна.

МАРИЯ НИКОЛАЕВНА: Ну-ка, что за спектакль ты тут устроил?
АНАСТАСИЯ ДМИТРИЕВНА: Да какой спектакль, может, проблемы у него…
МАРИЯ НИКОЛАЕВНА: У меня в классе довольно спокойные и интеллигентные дети. Если бы что-то было не так, я бы заметила. Поэтому советую вам, Анастасия Дмитриевна, как молодому педагогу, больше читать соответствующих книг и следить за своим классом.

Бросает гневный взгляд в сторону 2 «Б». Дети захлопывают дверь и прячутся.

МИРА: В таком случае, вы должны признать свою некомпетентность. Моего брата явно травят в классе, поэтому он не хочет туда идти и сидит каждый день здесь. И в этом есть ваша вина.
МАРИЯ НИКОЛАЕВНА: Какая наглость! Как ты смеешь говорить такое взрослому человеку? Так. Миша, пошли в класс. А тебя, нахалка, я в следующий раз к завучу за уши потащу!

Берет Мишу за руку и уводит в класс. Он еще больше начинает плакать.

АНАСТАСИЯ ДМИТРИЕВНА (вздыхая): Иди в класс, Мира… Они разберутся.
МИРА: Он мой брат, понимаете? Я не могу это просто так оставить!
АНАСТАСИЯ ДМИТРИЕВНА (уныло): Понимаю. Пусть его мама поговорит с Марией Николаевной. Я ничем больше помочь не могу.

Уходят.
                Явление 4.
 Перемена. В кабинете 2-го «А». Учительницы нет в классе.

ЭМИЛИЯ: Мама говорит, что Турция – это дурной тон. Мы летом летали в Грецию…
ДЕВОЧКИ: Ах!
ЭМИЛИЯ: Меня так укачало в самолете.. Поэтому красивая стю..стрю..стрюрардесса мне принесла апельсинового соку…
ДЕВОЧКА 1: А там были большие слоны?
ДЕВОЧКА 2: И ты каталась на них?
ДЕВОЧКА 3: Папа сказал, что мы тоже следующим летом поедем куда-нибудь…
ДЕВОЧКА 4: Какая красота!

Миша сидит за второй партой, ни с кем не общается и рисует.

ЛЕРА: А что ты рисуешь?
МИША: Это не тебе.
ЛЕРА: Ну покажи…
ЭМИЛИЯ: Ой, смотрите, нашли общий язык…
МАЛЬЧИК 1: Это он рисует свадебное платье Лере, которое ей купит, когда вырастет.
МАЛЬЧИК 2: И когда будет большим начальником и зарабатывать много денег.
ЭМИЛИЯ: Я хочу посмотреть!

Мальчики кидаются к Мише и отбирают рисунок.

МИША: Нет! Это мое! Отдайте!
МАЛЬЧИК 3: Наверняка это не платье, а шторка. Его жена будет тоже носить старую дырявую шторку!
ЭМИЛИЯ: Дураки! Дайте мне рисунок сейчас же!

Мальчики передают рисунок Эмилии.

ЛЕРА: Почему вы обижаете его…
МАЛЬЧИК 4: Цыц! Ну, Эмилечка, что там нарисовано?
АНЯ: А я могу Марь Николаевне все рассказать…
ВСЕ МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ: Только попробуй!

Аня смущенно затихает и делает вид, что это ее не касается.

ЭМИЛИЯ (визжа): А Мишенька любит Юлю! Тили-тили тесто, жених и невеста!
МАЛЬЧИК 5: Покажи рисунок, что там, что там?

Все рассматривают. Там нарисованы мальчик с девочкой за ручку и написано Юля + Миша = любовь навсегда.

ДЕВОЧКА 1: Какая прелесть!
ДЕВОЧКА 2: Может, там написано Лера?
ЭМИЛИЯ: Нет! Юля, Юля, я точно видела!
ДЕВОЧКА 3: Юля, ты хочешь быть невестой Миши?

Юля до этого шепталась с Олей.

ЮЛЯ (смущенно): Чего вам надо от меня… Не хочу я ничего…
ОЛЯ: Юля, пошли отсюда.
ДЕВОЧКА 4: Невеста сбегает! Ловите!

Резко входит Мария Николаевна. Дети толпой чуть не врезаются в нее.

МАРИЯ НИКОЛАЕВНА: Это что за вакханалия? А ну по местам, звонок для кого был?

Все разбегаются по партам. Начинается урок.

МАРИЯ НИКОЛАЕВНА: Сегодня на уроке литературного чтения мы будем читать стихи Григория Остера. Я просила выучить вас любое стихотворение наизусть. Кто хочет прочитать первым?

Эмилия тем временем что-то рисует на картинке Миши, а затем тихо передает через других учеников Мише.

МАЛЬЧИК 1: Я готов!
МАРИЯ НИКОЛАЕВНА: Пожалуйста, Дима.
МАЛЬЧИК 1: Не может быть тому прощенья,
Кто вас нечаянно толкнул,
И никакие объясненья
Его не могут оправдать,
А если вы его случайно
Ногой ударили по лбу,
То вы ни в чём не виноваты,
И он обязан вас простить.*
*Г.Остер

Миша получил рисунок, ему стало нехорошо, но он сдерживается, чтобы учительница не увидела.
МАРИЯ НИКОЛАЕВНА: Молодец, Дима, пять. Следующим по списку у нас Миша.
МИША (сдерживая слезы): Я… Стихотворение.. Я…
МАРИЯ НИКОЛАЕВНА: Чего ты там мямлишь? Если не готов, так и скажи. Садись, два. А мы продолжаем. Дальше по списку у нас...

 Голоса медленно стихают, свет гаснет. Спустя пару секунд звенит звонок, свет снова включается.

МАРИЯ НИКОЛАЕВНА: Пока можете отдохнуть, а следующим уроком у нас математика.

Все оживляются. Миша выходит из класса в коридор. Подходят Сеня, Соня и Лиза.

СЕНЯ: Привет, ты чего тут сидишь? Обидел кто?
МИША: Сижу и сижу, тебе какое дело...
ЛИЗА: Ты чего грубишь? Мы же помочь хотим.
СОНЯ: Это грубо и невежливо, между прочим.
МИША: Простите, я не хотел.
ДЕВОЧКИ (хором): ладно, прощаем.
СЕНЯ: Ты мне скажи, кто, я ему как дам! Я теперь на карате хожу, там у нас знаешь штуки какие крутые... Раз - раз - хейя! И все, никто приставать не будет!
СОНЯ: Ага, а тебе хейя - и в ответ!
ЛИЗА: Глупо все силой решать. Может, мы поговорим с тем, кто тебя обижает?
СТАРОСТА 2Б: Эй, бездельники, а доску кто мыть будет? Соня, Лиза, ваша очередь! А ты, Сеня, тоже иди сюда, Анастасия Дмитриевна зовет!
ЛИЗА: Сейчас придем.
СОНЯ: Подожди немного.
СЕНЯ: В общем, ты меня услышал. Хейя - и все!

Уходят. Появляется Юля.

ЮЛЯ: Ой, а ты чего здесь делаешь?
МИША: Зубы чищу.
ЮЛЯ: Фу, грубиян!
МИША: Не уходи, прости! Ты куда, можно с тобой?
ЮЛЯ: Я в старший блок в библиотеку.
МИША: Ого.. А не боишься?
ЮЛЯ: Чего мне бояться? Библиотека только там. Пошли, если смелый.

Идут вместе. Юля тайком рассматривает Мишу и скомканный рисунок у него в руках.

ЮЛЯ: Не обращай на них внимания, зато ты рисуешь красиво…
МИША: Оно больше не красивое…
ЮЛЯ: Красивое, красивое! Подари мне рисунок, а?
МИША: Держи…

Продолжают общаться и уходят со сцены. Мимо проходят уже старшеклассники (зашли в старший блок). Среди толпы выделяются две подруги: Лиана и Серафима.

ЛИАНА: Выставка была прекрасна…Этот переход от картин, на которых изображены женщины к картинам, которые писали женщины… Я получила определенно эстетическое удовольствие!
СЕРАФИМА: Жаль, что я была занята, когда ты ходила. Называется ведь «Женщины в искусстве»?
ЛИАНА: Да-да!
СЕРАФИМА: Обязательно схожу на выходных!

Заходят в свой класс. Резко останавливаются. На них зло смотрит классный руководитель (учитель физики) и весь класс.

ДАНИЛА СЕРГЕЕВИЧ: Так-так, пришли… А на первых двух уроках где были?
ЛИАНА: Каких еще уроках? У нас окно, нам к третьему!
ДАНИЛА СЕРГЕЕВИЧ: Я вам поставил дополнительные два урока физики для подготовки к ВПР. Которые вы успешно прогуляли.
СЕРАФИМА: Но мы не знали об этих уроках, когда вы о них говорили?!
ДАНИЛА СЕРГЕЕВИЧ: Я предупредил Виолетту, чтобы она передала всем остальным. Почему все пришли, а с вами двумя опять какие-то проблемы?

Серафима и Лиана зло смотрят на Виолетту. Та незаметно от учителя показывает им язык.

ЛИАНА: Да потому что нам банально не сообщили! Они все не общаются с нами, что мы сделаем?
ДАНИЛА СЕРГЕЕВИЧ: Ну, наверное, тогда вам стоит наладить свои отношения с коллективом и не абстрагироваться от него?
СЕРАФИМА: Наши отношения с коллективом вас волновать не должны. Мы приходим сюда учиться, а не…
ДАНИЛА СЕРГЕЕВИЧ: Что вы должны, а что не должны, решаю я. Прогул вам я влепил уже 100%, в ближайшее время оставлю после уроков на отработку материала. Готовьтесь к следующему уроку.

Направляется к выходу. В дверях сталкивается с Стасей и Аленой.

ДАНИЛА СЕРГЕЕВИЧ: Ага, попались! Еще одни.
СТАСЯ: У меня справка, я у стоматолога была!
АЛЕНА: Мне плохо утром было, мне мама объяснительную написала!
ДАНИЛА СЕРГЕЕВИЧ: Давайте все свои бумажки сюда, разберемся.

Уходит. Стася и Алена смеются, садятся за последнюю парту и, свалив рюкзаки на парту, засыпают на них.

ЛИАНА: И почему у нас это так не работает?
ВИОЛЕТТА: Да потому что отношения надо с классом выстраивать, не слышали, что ли?
ВЕРА: А не абстрагироваться от коллектива.
ВИКА: Я думала, они в курсе. Нехорошо так-то, девочки…
ТАЯ: Подвели, получается.
ОЛЕГ: Подвели все, а промолчали вы. Тоже соучастники. Так что не стройте уж из себя ничего теперь.
СЕРАФИМА: Вы такие все невозможные, я не могу просто…
ЛИАНА: Фимочка, не надо…
СЕРАФИМА: Сами из себя ничего не стоите, а на других отыгрываетесь, чтобы эго свое потешить.. Как это противно и…
ОЛЕГ: Ты сейчас договоришься, я не посмотрю, что ты девочка, влеплю за двоих!
ВЕРА (язвительно): Ну ты что, она эстет, тонкая натура, как ты можешь…
ОЛЕГ: А я тонко влеплю, эстетично!

Все смеются. Серафима злится и вот-вот готова накинуться на Олега.

ЛИАНА: Серафима, пошли выйдем, перемена пока… Пойдем-пойдем, нечего, пусть остынут.
ВЕРА: Идите-идите, вам тут не рады!

Выходят из класса в коридор.

ЛИАНА: Фим, я понимаю твою импульсивность, но ты бы только усугубила положение, понимаешь…
СЕРАФИМА: Да не могу я терпеть больше! Сколько можно так жить, скажи, пожалуйста?

Сзади подкрадываются Жека, Леша, Агния и Аделия. Жека приобнимает за плечи Лиану и Серафиму.

ЖЕКА: Йоу, девчонки!
ЛИАНА и СЕРАФИМА: О, Жека, привет-привет! Ребятки!

Радостные здороваются и обнимаются.

ЛЕША: Чего носы повесили, декаденты?
СЕРАФИМА: Декадент свалился под тент.
АГНИЯ: Вот она, поэзия 21 века! Не обижайся, я не серьезно. Что случилось?
ЛИАНА: Новые лозунги, приколы старые…
АДЕЛИЯ: Опять Виолетта со своими, да?
СЕРАФИМА: Да чтоб ей провалиться…
ЛИАНА (вздыхая): Ты безнадежна…
СЕРАФИМА: Ты понимаешь, что это чистой воды травля? Никто не заслуживает оказаться в таком положении, как мы, даже та же самая Виолетта! А я не могу ничего с этим сделать, и меня это раздражает!
АГНИЯ: Может, не теми способами действуете?
СЕРАФИМА: А мы все уже перепробовали. Пытались быть вежливыми, потом спорили, потом опять помогали чем… Все тщетно!
АДЕЛИЯ: Тяжелый стучай…
ЖЕКА: А я предлагаю забить. У вас есть мы, у вас есть ваше творчество и своя, пусть и не такая большая, но аудитория. Они завидуют, ясно же.
ЛИАНА: Тут скорее больше непонимание. Мы для них – инородный элемент, пятно на чистом холсте…
ЛЕША: А зачем вам их понимание? Делайте свое дело, вот и все.
СЕРАФИМА: Да ладно бы просто тихое непонимание, оно не приносит вреда. А здесь огромное непониманьище с нелицеприятными последствиями.

Звенит звонок.

ЖЕКА: Ладно, потом поговорим. Мы с Лехой катать пойдем после школы, айда с нами, если будете не заняты со своими интеллигентскими делишками?
ЛИАНА: Придем.
ЖЕКА: Супер, заметано.
ЛЕША: До встречи!

Расходятся.

                Явление 5.
Столовая. Сидят Зина с Сашей и пьют чай с булочками.

ЗИНА: Никогда не понимала тех, кто платит за обеды. Тут отравиться – раз плюнуть.
САША: Я в котлете как-то клок волос нашел…
ЗИНА: Фу, Саша, я же ем! Какая мерзость!

Неподалеку садятся Мира и Ян Ли

МИРА: Надо же, мне почему-то казалось, что Ли – это имя, а Ян– фамилия!
ЯН ЛИ: Вовсе нет. У меня братик младший есть еще. В другой школе учится, кадетский класс. Ченг Ли зовут.
МИРА: А, к слову, ты ведь не против русификации своего имени?
ЯН ЛИ: Русе..Что?
МИРА: Ну типо если я буду называть тебя Лиличкой?
ЯН ЛИ: Если вам так удобнее, то конечно. Меня так мама называет.
МИРА: Супер. Кстати, насчет твоего брата. Все-таки это очень круто. У меня тоже братишка есть. Двоюродный только. Мишей зовут, в нашей школе во втором классе учится.
ЯН ЛИ: Это к нему ты сегодня ходила?
ЗИНА (брезгливо): Саша, давай пересядем.
САША: Да мне и тут нормально.
ЗИНА (сквозь зубы): Саша. Я. Хочу. Пересесть.
САША (безразлично): Ну ок.

Пересаживаются. Мира и Ян Ли смотрят на них.

ЗИНА: Чего уставились, мы вам что, синие в крапинку?
МИРА: А вы чего пересели, мы вам что, чумные?
ЗИНА: Может, и чумные. Мало ли чем она болеет, я заразиться не хочу.
МИРА: Ты кем себя мнишь вообще? Совсем с ума сошла?
САША: Солнышко, перегибаешь, успокойся…
ЯН ЛИ: Прекратите…
ЗИНА И МИРА (хором): Молчать!

Ян Ли и Саша ошарашено переглянулись и зажались. В столовую зашла завуч.

ЛАРИСА АРКАДЬЕВНА: Что за спор, а драки нет?
ЗИНА: Ничего. Так, немного не поладили. Уже все в порядке.
ЛАРИСА АРКАДЬЕВНА: Ты бы, Зиночка, с такой прытью в школьный парламент бы записалась. А не устраивала хлебные побоища.
ЗИНА: Такого не повторится.
ЛАРИСА АРКАДЬЕВНА: Вот уж надеюсь. А с тобой, Мира, отдельный разговор. Это правда, что ты Смирнова Влада побила недавно?
МИРА (пытаясь сдержать улыбку): Что вы, Лариса Аркадьевна, как можно… Я ведь девушка, куда мне, я бы не смогла… А это он вам рассказал?
ЛАРИСА АРКАДЬЕВНА: Да нет, не он. Так, птичка на ухо нашептала. Вот я тоже сплетням не верю, но если он мне скажет, что это действительно так и было, тебя переведут на домашнее обучение или исключат. Ты ведь понимаешь это?
МИРА: Так точно.
ЛАРИСА АРКАДЬЕВНА: Вот и славно. Не конфликтуйте, ради бога. Худой мир лучше доброй ссоры.

Уходит. Зина и Мира еще раз злобно переглядываются и затихают.

                Явление 6.
Рекреация в школе. Родители ждут своих детей.

АНТОН (себе под нос): Задерживают сегодня, что ли.
ОКСАНА (думая, что ей): У них физра последняя. Переодеваются долго.
АНТОН: А, ой, добрый день. Ваш тоже во 2-м «А»?
ОКСАНА: Да-да.
АНТОН: Замечательно (потом, недолго думая) Я Антон Пав… Впрочем, просто Антон.
ОКСАНА: А я просто Оксана.

Выбегают дети 2-х классов.

ЭМИЛИЯ: Я тебе подарю этот блокнотик, если ты мне математику напишешь.
ДЕВОЧКА 1: Напишу, напишу! А отдашь когда?
Эмилия: Когда напишешь, тогда и дам, пока!
МАЛЬЧИК 2: Я супер-мега-скоростной самолет, ты не поймаешь вжжж!
МАЛЬЧИК 3: А я супер-мега-скоростной самолет в бесконечность раз больше!
ОКСАНА (смеясь): Собьют еще поди, чертята.
АНТОН: Отойдем в сторону. О, а вот и моя.
ЮЛЯ: Папа!
АНТОН: Привет, принцесса. Домой?
МИША: Привет, мам.
ОКСАНА: Привет, солнышко.
ЮЛЯ: Да, домой.
АНТОН: Ну, до свидания, Оксана. Думаю, еще увидимся.
ОКСАНА: Удачного дня.

Идут к выходу. Юля резко останавливается, подбегает к Мише, целует его в щечку и так же стремительно выбегает из школы. Оксана и Антон переглядываются, улыбаются, еще раз прощаются, Антон выходит вслед за дочерью.

ОКСАНА (смеется): Ты поэтому в школу не хотел, чудо? Или все, теперь хочешь?

Миша молчит и улыбается. Затем они выходят из школы.
               

                2 действие.
                Явление 1.
Задний двор школы. Люба нервно курит и ругается с кем-то по телефону.

ЛЮБА: Какой, к черту, сеанс психотерапии?  Машня, ты псих, что ли? С крыш кидаться собираешься или я не понял? Вот отыграем концерт в Банзае, станем знаменитыми, и тогда кидайся себе на здоровье! (пауза) Да мне-то какое дело? У нас генеральная репетиция сегодня! (пауза) Ну и фиг с тобой. А Костян что? (пауза) Мать из запоя вытаскивать? Это каким образом, интересно? Осушить больше бутылок, чем она, чтобы ей меньше досталось? (пауза) Да гонит он, что не пьет, все равно втихушку где-нибудь… (пауза) Давай, добей меня, скажи, что Лека тоже занята (пауза) Ясно. Ну и идите вы все на… Так, я перезвоню.

Примерно на середине его «монолога» появляется Ян Ли и завороженно наблюдает за речью Любы. Последние две фразы Люба в спешке заканчивает, увидев китаянку.

ЛЮБА: Эй, узкоглазая! Че тебе надо?
ЯН ЛИ: Ничего…

Разворачивается, собирается уходить, но неожиданно снова поворачивается лицом к Любе.

ЯН ЛИ: Все русские такие грубые и несчастные?
ЛЮБА (ошарашенно): Чего…?
ЯН ЛИ: Ладно, не важно.

Уходит. Люба бросает сигарету и в спешке догоняет Ян Ли.

ЛЮБА: Стой, погоди! Лиля!

Останавливает девушку, смотрят друг другу в глаза. Затем неловко отворачиваются.

ЛЮБА: Тебе далеко? Я провожу.

Какое-то время идут молча. Люба периодически оценивающе смотрит на Ян Ли.

ЛЮБА: Понимаешь… Даже не знаю, как тебе сказать. Условия тяжелые. Люди грубеют и все такое… Не все выдерживают. Сохранить душевную чистоту и любовь крайне сложно. Человек – существо дрянь. Чтобы приспособиться, надо доминировать. Короче, как сказал Боря Рыжий: «Жить тяжело и неуютно, зато уютно умирать». Этот мир потерян абсолютно.

Ян Ли грустно смотрит в пол и молчит.

Люба: Ты не думай, что я тупой и жестокий. Я читаю много, так-то. Да и к садизму, вроде как, не склонен. Просто мне выгодно таким казаться: ведь чего с дурака спросу? Вот и меньше придирок ко мне. Себе на уме, делаю, что хочу. И я вреда никому не приношу, и меня не трогают.
Ян Ли: А счастье?
Люба: Какое счастье?
Ян Ли: Ты сказал, что никому не приносишь вреда. А приносишь ли ты кому-нибудь счастье?
Люба (нервно, пытаясь выкрутиться): Смешная ты. Банальное что-то несешь, уж прости.
Ян Ли: Счастье всегда банально и просто. Просто, поэтому и хорошо.
Люба: Блин, ну… Не знаю…
Ян Ли: Мы пришли. Дальше провожать не надо.
Люба (присвистнув): Фига домик…Тебе в таких условиях легко рассуждать о счастье. Когда материальное не беспокоит, хорошо думать о духовном.
Ян Ли (слегка обиженно): Прости, что я при деньгах и не могу предотвратить глобальное потепление, инфляцию и безработицу.
Люба: Да я не это имел ввиду.
Ян Ли: Уже не важно. Как бы красиво ты ни говорил, это все – пусто. Я понимаю, у вас другой менталитет: Достоевский, страдания и иже с ними. А для меня это все не близко. Я просто хочу жить спокойно. Чтобы меня никто не травил и принимал такой, какая я есть. Не откровенничай со мной и не вызывай жалость к себе. Все равно завтра в школе сделаешь вид, что не знаком со мной. Иди своей дорогой.

Ян Ли уходит. Люба, не шевелясь, стоит и долгое время смотрит в одну точку. Неуверенно делает пару шагов в сторону, а затем подбегает снова к дому китаянки.

Люба (подтягивается на заборе частного дома Ян Ли и кричит): Завтра в 19:00 концерт в кафе «Банзай»! Я тебя ждать буду, слышишь?

Ян Ли появляется в окне.

ЛЮБА: Хочешь, на китайском спою?

Ян Ли усмехается, крутит пальцем у виска и закрывает шторы в окне. Люба нервно хихикает, делает пару непонятных, резких движений, словно мечется. Затем снова приходит в оцепенение и смотрит в никуда.

ЛЮБА (себе под нос): Вот тебе и весеннее обострение…

Снова нервно смеется, чешет затылок и уходит.
 

                Явление 2.

Внешкольное время. Скейт-площадка. Жека и Леша катаются, Агния и Аделия сидят рядом, играют на гитаре и поют.

АГНИЯ и АДЕЛИЯ: О, рыжий изумрудный парень,
Он где-то там в листве мелькает.
Лишь краешек улыбки сбоку,
Не помнишь, сколько выпил яблочного соку.
С утра до ночи полвторого,
Ты падаешь со скейта снова и снова.
Фанта и Кола, пластинки Дирола,
Чувствуем себя, как будто прогуляли школу.
Хей, скейтер, мальчик – летний ветер -
Порванная кепка, куртка-анорак.
Хей, скейтер, мальчик – летний вечер
Укради меня навечно в свой заброшенный скейтпарк.
Хей, скейтер, мальчик – летний ветер -
Порванная кепка, куртка-анорак.
Хей, скейтер, мальчик – летний вечер
Укради меня навечно в свой заброшенный скейтпарк.
На расстоянии наушников,
И никому не скажем, что мы в них слушаем.
На нас так странно смотрят люди:
Радужные волосы, поношенные худи.
Ты держишь скейт, а я гитару.
Мне кажется, влюбились просто по угару.
Пройдемся по парку, ларек, супермаркет.
Королева секонд-хенда с гранжевым парнем.
Хей, скейтер, мальчик – летний ветер -
Порванная кепка, куртка-анорак.
Хей, скейтер, мальчик – летний вечер
Укради меня навечно в свой заброшенный скейтпарк.
Хей, скейтер, мальчик – летний ветер.
Хей, скейтер, мальчик – летний вечер
Укради меня навечно в свой заброшенный скейтпарк*

АГНИЯ: Ты аккорды в припеве перепутала.
Аделия: Ничего я не перепутала, они там одинаковые!
 
Появляются Лиана и Серафима.

ЛИАНА: Привет уличной интеллигенции!

Все ребята здороваются и обнимаются. Вдали прогуливаются Настя, Яна и Андрей.

НАСТЯ: О, Женька, Лешка, девочки!
Ж. Л. А.и А. (хором): Привет-привет!
ЯНА: Как раз только хотели вам написать и предупредить. Завтра к первому, нам два урока физики дополнительные поставили.
АНДРЕЙ: Не проспите.
АГНИЯ: Ой, спасибо большое.
ЛЕША: Проспать – или не проспать… Вот в чем вопрос.
ЖЕКА: Даа, отбирают у детей законные часы сна. Может, не пойдем?
СЕРАФИМА: Не советую прогуливать…
ЛИАНА: Ага, обожглись уже.
НАСТЯ: Ладно, мы в кино.
АНДРЕЙ: Пока, ребят!
ВСЕ (хором): пока.

Настя, Яна и Андрей уходят.

ЖЕКА: Так вы о чем?
ЛИАНА: Да нас Виолетта подставила. Все знали, что будет физика, а мы не знали. Вот и наехали на нас немного…
СЕРАФИМА (саркастически): Ну да. Чуть-чуть совсем.
ЖЕКА (присвистнув) Дела-а.
ЛЕША: Я вообще не понимаю, за что вас так шпыняют. У нас вон Аделька с Агнией тоже люди творческие: на инструментах играют, в музыкалку ходят, так их все уважают, просят иногда помочь с чем-нибудь таким..это..ну вы поняли. И класс у нас дружный, никто никого не обижает.

*Алена Швец «Скейтер» + авторская цензура.

ЛИАНА: Ладно, проехали, давайте лучше кататься. Вы нас с СЕРАФИМОЙ научить хотели.
ЖЕКА: Еще не передумали, уверены?
СЕРАФИМА: Вот уж не дождешься!
ЛЕША: Ну тогда погнали.

Жека и Леша на заднем плане учат кататься Лиану и Серафиму. Агния с Аделией тоже на заднем плане тихо играют ни гитаре. На передний план выходят Мира с Мишей за руку, Ян Ли и Юля.

МИРА: Так, дети. Вы гуляете здесь недалеко, за ворота парка не бегать, под машины не кидаться, до подозрительных личностей не домогаться, асфальт не лизать, чуть что – сразу ко мне. Команда ясна?
МИША: Так точно!
МИРА: Юля, я твоему папе обещала, что верну тебя в целости и сохранности. Так что, Миша, следи за ней.
МИША: Принял!
МИРА: Все, бегите.

Юля и Миша уходят и играют на детской площадке. Ян Ли и Мира садятся на скамейку.

МИРА: Охтыж, такими темпами и почувствуешь себя старой и состоявшейся в жизни женщиной.
ЯН ЛИ (смеясь): Ну не говори-ка! Тебе еще далеко.
МИРА: Ладно, давай сделаем химию, нам сдавать завтра.

Какое-то время все спокойно занимаются своими делами. Откуда-то звучит ненавязчивая музыка. Неожиданно с детской площадки раздаются крики. Одноклассники Миши отбирают у него с Юлей мяч.

МИША: Прекрати, отдай, мое!
МАЛЬЧИК 4: А ты попробуй поймай!
МАЛЬЧИК 5: Мы же просто играем. Тебе жалко, что ли?
ЭМИЛИЯ: Жадина – говядина! Тебя не учили, что нужно делиться игрушками?
Юля (тихо): Ты хоть раз поделилась чем-нибудь своим с кем-то?
Эмилия: Чего ты сказала?
ЮЛЯ: Ничего…
ДЕВОЧКА 2: А вот и сказала, я тоже слышала!
ДЕВОЧКА 3: Она грубит тебе, Эмилечка…
ЭМИЛИЯ: Без тебя слышу! Я зато, Юля, с нищими в мячик не играю!
МАЛЬЧИК 1: Тили-тили тесто…

Ян Ли и Мира замечают происходящее и бегут на площадку.

МИРА: А ну, что здесь происходит?

Все резко затихают и останавливаются.

ДЕВОЧКА 4: Шухер! Бежим!

Все разбегаются во все стороны, но Мира успевает схватить за шкирку Эмилию и поднять ее в воздух.

МИРА: Так, попалась, значит.
ЭМИЛИЯ: Отпусти, дура!
МИРА: Это ты меня дурой назвала?
ЭМИЛИЯ: Тебя! Если не отпустишь, я папе расскажу, он из тебя колбасу сделает!
МИРА: Это мы сейчас еще посмотрим, кто из кого первым колбасу сделает.
ЭМИЛИЯ: АА! Помогите! Помогите кто-нибудь!

Люди вокруг неодобрительно косятся в их сторону.

МИРА: Прекрати орать! Ты брата моего зачем обижаешь? Думаешь, это тебе с рук сойдет?
ЭМИЛИЯ (плачет и брыкается): Помогите! Убивают! Кто-нибудь! Ты не имеешь права!
ЯН ЛИ: Мира, там люди смотрят…
МИРА: Погоди. Я тебе в первый и в последний раз говорю…
Женщина с коляской: Девушка, вы что делаете с ребенком? Как вам не стыдно? Сейчас же отпустите бедную девочку!

Мира отвлеклась взглядом на женщину. Тем временем Эмилия укусила Миру за руку. Та ее выронила.

ЭМИЛИЯ (отбежав на безопасное расстояние): Это тебе с рук не сойдет! Дура!

Убегает.

ЖЕНЩИНА С КОЛЯСКОЙ: Совсем уже ошалели. Молодая девушка, красивая, а ведете себя, как не пойми кто.
МИРА: Что-то вы интересно так на события реагируете. Когда тут компания обижала мальчика, вам было как до лампочки. А чуть в дело подключилась я, так вам резко стало не все равно. Так что уж не лезьте.
ЖЕНЩИНА С КОЛЯСКОЙ: Не лезть? Это вы хорошо придумали! Это дети, они, может, просто играют, вы не должны вмешиваться!
ЯН ЛИ: Мира, не нарывайся, у тебя и так проблемы.
ЖЕНЩИНА С КОЛЯСКОЙ: И раз так, по закону вы должны действовать более гуманными методами!
МИРА (еле выжимая из себя): Приятного вам дня.

Мира, Ян Ли , Миша и Юля отходят в сторону. Женщина с коляской еще что-то пытается кричать вослед, но потом тоже стихает и уходит со сцены.

МИША (тихо): Мира, а ты ей очень больно сделала?
МИРА: Нет, Мишенька, просто немного напугала. Все хорошо. Дай я тебя обниму.
ЮЛЯ: Мне кажется, она сейчас будет еще больше злиться на Мишу…
ЯН ЛИ: Зря ты, Мира…
МИРА: А что я, должна была смотреть на это и дальше? Ну, умная? Что я должна была сделать?

Аделия, Агния, Леша, Жека, Лиана и Серафима услышали крики и подошли поближе.

Леша: Вам помочь?
Миша: Сестренка сильно ругается…
ЯН ЛИ (Мире): Если тебе не нужны мои советы, я уйду, не буду мешать.
ЮЛЯ: Не уходи, мне страшно…
МИРА: Страшно? Боже… простите меня, пожалуйста.. Не уходи, Лиличка, я не хотела на тебе срываться. Мне так стыдно.
ЯН ЛИ: Ну что с тобой поделать. Не уйду.

Ян Ли, Миша и Мира обнимаются.

АГНИЯ: Какая прелесть.
ЖЕКА: А вы не из 32 школы, случайно? Что-то лица знакомые.
ЮЛЯ: Да, из 32.
ЛЕША: Хоть летописи пиши, получается. 32 школа – школа травли и обид, спешите записаться. В подарок – приятный бонус – ненависть, слезы и драки.
ЯН ЛИ: А у вас тоже проблемы?

Все долго и с сомнением смотрят друг на друга: говорить или не говорить. Напряженная музыка.

МИРА: Кажется, я знаю, что делать.

Гаснет свет. Все тихо расходятся.

                Явление 3.

Клуб-кафе «Банзай». На сцене играют джаз, снуют туда-сюда улыбчивые официанты. Входит компания: Агния, Аделия, Жека, Леша, Лиана, Серафима, Юля, Миша, Мира, Ян Ли.

ЛЕША (присвистнув): Милое местечко.
ЯН ЛИ (озираясь, явно смутившись): Мое любимое. Здесь очень атмосферно и живая музыка.
Жека: У тебя хороший вкус.
ЯН ЛИ: Благодарю.

Присаживаются за столик, официант приносит им меню.

ЯН ЛИ: Сейчас еще придет мой брат. Вы ведь не против?
АГНИЯ: Не против, конечно, будет здорово.
МИРА: Итак, давайте ближе к делу. Что мы имеем. Мы имеем парочку несчастных, зашуганных детей и ватагу агрессивных и недалеких переростков. Ваши варианты?

Неожиданно джаз-музыканты перестают играть и уходят со сцены. Теперь там оказывается рок-группа Любы. Все удивленно смотрят на сцену.

ЛЮБА: Салют всем гостям! Сегодня пятница, а это значит, что вас снова радует своей офигеннешей музыкой рок-группа «Говорят улицы»! Готовьтесь как следует оторваться. Слабонервным, сердечникам и пожилым просьба покинуть зал!
МИРА: С ума сойти…

Начинают играть и петь. В это время к столику компании подходит официант и первую минуту игры принимает заказы (их разговоры не слышно) а потом уходит. Люба посматривает в сторону Ян Ли. Девушка делает вид, что не замечает и периодически то ли едва сдерживает слезы, то ли морщится.

ЛЮБА: Эмалированное судно:
Окошко, тумбочка, кровать.
Жить тяжело и неуютно,
Зато уютно умирать.
Эмалированное судно:
Окошко, тумбочка, кровать.
Жить тяжело и неуютно,
Зато уютно умирать.
И тихо капает из крана,
И жизнь растрёпана опять,
Выходит как бы из тумана,
И видит: тумбочка, кровать.
И я пытаюсь приподняться,
Хочу в глаза ей поглядеть,
Взглянуть в глаза и разрыдаться,
И никогда не умереть, никогда не умереть.
Никогда не умереть,
Никогда не умереть,
Никогда не умереть,
Никогда не умереть.
Эмалированное судно:
Окошко, тумбочка, кровать.
Жить тяжело и неуютно,
Зато уютно умирать.
Эмалированное судно:
Окошко, тумбочка, кровать.
Жить тяжело и неуютно,
Зато уютно умирать*

Все хлопают. Официант приносит заказы компании – тортики и кофе.

МИРА (тихо): Лиля, ты в порядке?
ЯН ЛИ: Да, нормально. Я выйду подышать на пять минут, ладно?
МИРА: Хорошо, не задерживайся.

Ян Ли выходит из кафе на улицу.

Люба: Мы просим прощения, пятиминутная пауза!

«Говорят улицы» настраивают оборудование на заднем плане. Люба резко сбегает со сцены. Мира непонимающе смотрит на происходящее, пару раз пытается встать и пойти за ними, но потом улыбается и садится на место. Задумывается.




*«Судно» - группа  Молчат дома (на стихи Б. Рыжего) + авторская цензура.

МИРА (рассуждает): А я и не знала, что он занимается этим профессионально и что действительно умеет играть и петь. Мне почему-то казалось, что это лишь пафос и показуха…
ЛИАНА: Как я тебя понимаю. Наверное, про нас так же думают.
МИРА (подпрыгивая на месте): Точно! Идея!
ЖЕКА: Кружки сшибешь, Эйнштейн…
МИРА: Девочки, вас просто не воспринимают всерьез, потому что вы держитесь особняком. Простите за прямоту, но я думаю, вы действительно слишком заморочены на себе и даже не пытаетесь как-то это исправить. Может, вам устроить какой-нибудь сюрприз – творческий вечер для класса или спектакль?
СЕРАФИМА: Сомневаюсь, что это исправит ситуацию.
ЛИАНА: А мне идея нравится. Почему нет? Попробовать можно.
СЕРАФИМА: Ну, давай попробуем. Хуже уж не станет точно.

Тем временем на улице. У Ян Ли паническая атака, она пытается привести дыхание в норму, плачет.

ЛЮБА: Лиля? Почему ты вышла, тебе не понра…Лиля?
ЯН ЛИ (еле выжимая из себя): Уйди!
ЛЮБА: Ты нормально себя…
ЯН ЛИ: Уйди сказала!

Люба бросается вначале к Ян Ли, затем ко входу в кафе, затем снова к девушке. По итогу просто останавливается и хватается за волосы.

ЛЮБА (в панике): Что делать, что делать…

Ян Ли успокаивается, сползает по стене и смотрит в пустоту. Люба замечает и садится рядом на асфальт.

ЛЮБА (после долгой паузы): Когда я увидел тебя впервые, я подумал, что ты странная. Не похожая на других людей. Но потом я посмотрел на этих самых других людей и понял, что удавился бы, если бы ты была на них хоть каплю похожа. Может, с этим миром еще не все потеряно?

Ян Ли кладет голову Любе на плечо и молчит.

ЯН ЛИ (спустя какое-то время, полностью успокоившись и явно смягчая тон): Мне казалось, что ты звал меня сюда слушать музыку, так почему я ее не слышу?
Люба(улыбаясь): Понял, исправляюсь. Пойдем обратно.

Заходят в кафе. Люба с группой играют что-то свое. Ян Ли садится на свое место. Неожиданно в кафе заходит Ченг Ли и стеснительно улыбается, подходит к столику компании.

ЧЕНГ ЛИ: Добрый вечер.
ЯН ЛИ : W;nsh;ng h;o Cheng Li*
МИРА: Привет! Садись к нам, у нас есть место для тебя.
ЧЕНГ ЛИ: Xi;xi;**
ЯН ЛИ : Это значит «спасибо» по-китайски.
АДЕЛИЯ: Сесе? Звучит забавно. Надо запомнить.
МИРА: Ладно, вернемся к нашим баранам. Считайте, одна проблема решена. Что дальше?
МИША (шепчет на ухо Мире): Мира… А у нас есть деньги на эти тортики?
МИРА (удивленно): Есть, конечно, что за вопрос?
ЯН ЛИ (услышав его вопрос, т.к. сидит близко): Не переживай, МИШЕНЬКА. Если что, мы с братом заплатим, нам не сложно.
МИША: Эмилия бы сейчас засмеялась…
ЯН ЛИ: Какая Эмилия?
МИРА: Это та, которой я сегодня устроила сеанс хороших манер?
МИША (прикрывая рот рукой): Ой…
МИРА: Так тебя травят за то, что твоя семья не может позволить себе пару ненужных цацок и отпуск на Мальдивах?
МИША: В Греции…
МИРА: Не важно! Это же кошмар!
ЯН ЛИ: Погодите, стойте! Я все поняла. Травля в начальных классах – это всегда что-то бессмысленное и жестокое. Но решаться это должно довольно просто. У нас есть конкретный повод – бедность… А у нас с тобой (взгляд на брата) есть родители, занимающиеся благотворительностью. Смекаете?
Мира: То есть вы предлагаете…
ЯН ЛИ: Мы предлагаем вам нашу спонсорскую помощь: одежду, технику, канцелярию и так далее.
Ченг Ли (тихо, пихая сестру в бок): Лиля, ты чего, сдурела?
ЮЛЯ: А если это будет еще и лучше, чем у Эмилии, его даже уважать начнут.
МИРА: Но ведь это глупо – решать проблему материальными благами! Неужели современные дети так зациклены на этом?
ЯН ЛИ: Зациклены или не зациклены, но проблема заключается в этом. Поэтому нужно бить врага его же методами.
ЧЕНГ ЛИ (тихо): Лиля…
ЯН ЛИ: Тсс!
МИРА (недоверчиво): Ну как скажете…

На сцене снова начинается какое-то движение.

ЛЮБА: Итак, а мы продолжаем. Следующая песня – лирическая. И посвящается она прекрасной девушке за тем столиком (бросает взгляд на Ян Ли). Я вел себя как мудак.

*(Ван Шан ха Ченг Ли) – Добрый вечер, Ченг Ли (кит.)
** (Сесе) – спасибо (кит.)

Признаю это. Надеюсь, что ты не злишься и готова простить меня. Жить, может быть, действительно тяжело и неуютно, но если есть, ради кого – то становится легче. Эта песня посвящается тебе.

Все резко оборачиваются и удивленно смотрят на Ян Ли .

МИРА: Очешуеть…
ЛЮБА (поет): Мой прокуренный голос, твои тёплые губы,
Нам так нравится мёрзнуть, нам не нравятся клубы,
Ну конечно уверен, забери моё сердце,
Его хватит надолго, чтобы согреться.
Недовольны прохожие, что мы ярко одеты,
Я бы дал им по роже, но сейчас не до этого.
Я такой безнадёжный, ты такая нарядная.
Идеальное ложе, пустое, парадное.
Плакали, плакали батареи и трубы,
Я целую, целую, твои нежные губы.
И мало ли, мало ли, что подумают люди,
Я такую, такую никогда не забуду.
Знаешь думать и париться - бесполезная тема,
Мы с тобой поднимаемся, по лезвию в небо,
И не хочется сдержанным быть, обыкновенным,
Когда ты это бешенство, запускаешь по венам.
Запотевшие стёкла, и картины руками,
Эти белые стены, стали для нас облаками.
Ты такая красивая, словно мне это снится,
Это только сейчас, это не повторится.
Плакали, плакали батареи и трубы,
Я целую, целую, твои нежные губы.
И мало ли, мало ли, что подумают люди,
Я такую, такую никогда не забуду.
Плакали, плакали батареи и трубы,
Я целую, целую, твои нежные губы.
И мало ли, мало ли, что подумают люди,
Я такую, такую никогда не забуду.
Никогда не забуду...
Никогда не забуду...
Никогда не забуду...
Никогда не забуду...
Никогда-а-а-а-а
Никогда-а-а-а-а
Плакали, плакали батареи и трубы,
Я целую, целую, твои нежные губы.
И мало ли, мало ли, что подумают люди,
Я такую, такую никогда не забуду.
Плакали, плакали батареи и трубы,
Я целую, целую, твои нежные губы.
И мало ли, мало ли, что подумают люди,
Я такую, такую никогда не забуду.
Плакали, плакали батареи и трубы,
Я целую, целую, твои нежные губы.
И мало ли, мало ли, что подумают люди,
Я такую, такую никогда не забуду*

*Нервы «Батареи».

Все встают, громко хлопают и кричат. Ян Ли смущается.

МИРА (подмигивая): С тобой я тоже знаю, что делать!
ЯН ЛИ: А если я скажу нет?
МИРА: Но ты же не скажешь?

Ян Ли загадочно улыбается и молчит. Люба спускается со сцены с непонятно откуда взявшимся букетом. Все расступаются. Люба дарит Ян Ли цветы, они долго молча смотрят друг другу в глаза. Напряженная пауза. Все наблюдают. Люба и Ян Ли крепко обнимаются (или целуются). Все облегченно вздыхают, хлопают и кричат. Свет гаснет. Занавес.

                ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
                Явление 1.

Огромная комната с китайским интерьером. Накурено. За ширмой сидит отец Ян Ли, виден только его силуэт. Он курит трубку и работает с бумагами. В комнату входят Ян Ли и Ченг Ли.

ЧЕНГ ЛИ: А я все еще сомневаюсь, что он даст добро на твою идею.
ЯН ЛИ: Да с чего бы это? Он ведь уже как-то помогал детям в приюте, почему бы сейчас не сделать это снова?
ЧЕНГ ЛИ: Но в прошлый раз у него была гонка с конкурентом по…
ДЖЕН ЛИ: ;;;;;;;;1
ЧЕНГ ЛИ: ;;. ;;, ;;;;2. (Тихо, к Ян Ли): Ты бы подождала. Когда он курит, значит, у него что-то не получается.
ЯН ЛИ: Без тебя знаю. Но плохое настроение у него может быть еще долго, а вопрос я обещала решить в ближайшее время.
ЧЕНГ ЛИ: Как знаешь. Пойду-ка я лучше к себе в комнату.

Ченг Ли спешно покидает помещение. Ян Ли громко выдыхает, снимает обувь и аккуратно садится в кресло напротив Джена Ли (Девушку видно. Ширма прикрывает только отца)

Джен Ли: ;;;;;;?3
Ян Ли: I have never had problems with school4
Джен Ли: I know. You have always been a smart girl5

Напряженная пауза. Слышен лишь звук набирания текста на клавиатуре ноутбука.

Ян Ли: Отец. Мне нужна твоя помощь.
Джен Ли: Everything what you want exept money. Do you remember?6
Ян Ли: Я помню. Но сейчас другой случай. Можем мы не учитывать это правило сейчас, ситуация такая, что…
Джен Ли (с сильным акцентом): Я всегда придерживаюсь своих правил. В доме. На работе. Везде. Вы должны уметь решать свои проблемы, не прибегая к моей финансовой помощи. Мысль ясна?
Ян Ли: Предельно. Но помощь нужна не мне.
Джен Ли: Gei shei?7
Ян Ли: Брату моей подруги. Его обижают в школе из-за материального положения его семьи. Я бы хотела ему помочь.

1(Хайдзымен джэ ши нимен ма) – Дети, это вы? (P. S. На протяжении всего разговора на китайском и английском используется синхронный перевод отдельного человека за кулисами).
2(Ши де. Паба вомен дзай дзя) – Да. Отец, мы дома
3(Сюе сяо де вентхи) – проблемы со школой?
4(ай хэв неве хэд проблемс виз скул) – у меня никогда не было проблем со школой
5(Ай ноу. Ю хэв олвэйс бин э смат герл) – Я знаю. Ты всегда была умной девочкой.
6(Эврифинг вот ю вонт эксепт мани. Ду ю ремембе?) – Все, что угодно, кроме денег. Ты помнишь?
7(Шей) – кому?
ДЖЕН ЛИ: ;;; ;;;;;;;;1
ЯН ЛИ: Отец, для тебя решить такую ничтожную проблему – как раз плюнуть, а для него это очень важно! Можно сказать, от твоего решения зависит судьба мальчика! Я обещала, что помогу ему с этим.
ДЖЕН ЛИ: Плевать мы никуда не станем. Знаешь ли ты, дорогая, сколько таких «ничтожных» проблем есть в мире? Если разбрасывать деньги на все, мы с тобой будем есть сухой рис с водой. Никогда не давай обещаний, которые от тебя не зависят и которые ты не можешь исполнить. 
ЯН ЛИ: Но…
ДЖЕН ЛИ: Я все сказал.

В комнату входит Мадина с плойкой. На ней легкий шелковый халат и мягкие тапочки.

МАДИНА: ;;;;;;;;;;;;;;;2 (затем на русском, без акцента): О, Лиличка, маленькая моя!

Мадина резко переключает внимание, на цыпочках подбегает к дочери, целует, затем обеспокоенно берет ее лицо в свои руки.

МАДИНА (обеспокоенно, расстягивая слова, словно капризный ребенок): Что случилось с моей девочкой? Тебя кто-то обижает в классе?
ЯН ЛИ: Нет. Мам, мне нужно поговорить с отцом.
МАДИНА: Он сегодня не в духе, котенок. Пойдем лучше на кухню, я испекла татарский эчпочмак и пахлаву с орехами , пальчики оближешь!
ЯН ЛИ (почти крича): Если мы не поможем Мише, ему будет очень плохо! Ему уже очень плохо, а станет хуже. Как вы не понимаете, разве у вас совсем нет сердца?

Мадина вздрагивает, Джен Ли медленно встает из кресла.

ДЖЕН ЛИ: ;;;;;; ;;;3.
ЯН ЛИ (не успокаиваясь): Вы тратите огромные бабки на абсолютно ненужные вещи, а когда дело касается простых людей – вам на них наплевать! Теперь я понимаю озлобленность Любы и его друзей на мир. Мир, в котором живут такие люди, как вы, обречен!

Мадина охает и закрывает рот руками.

МАДИНА (себе под нос, со страхом): Ой, господи…
ДЖЕН ЛИ (разозлившись): ;;;;;;;;;;;;;4
МАДИНА (оттаскивая дочь): Котенок, пойдем, успокойся, все хорошо, мальчику будет хорошо тоже, только пойдем…
ЯН ЛИ: Папочка, ну пожалуйста! Прости меня, но можно ведь сделать что-то? Пусть это будет выгодно, дай ему мерч своей фирмы или я не знаю, пусть он будет ходячей рекламой! Хорошая ведь идея, ну пожалуйста, если тебе так нужно везде быть продуктивным!

1(Бан во. Вэй Шен ма ни сю Яо во?) - Помогай. Зачем тебе я?
2(Тсин ай дэ, вомен дзиан ван шен ма ши Хоу тсю цы Шан хуо дон ма?) – Дорогой, когда мы идем сегодня на благотворительный вечер?
3(Ли кхай бан гон ши. Фан син ба) – Выйди из кабинета. Успокойся.
4 (Ни дзен ма ган дже ян шуо паба?) – Как ты смеешь так разговаривать с отцом?

ДЖЕН ЛИ: Иди к себе, Ян Ли.

Ян Ли громко вздыхает и уходит.

МАДИНА: Oh honey why are you so strict with she? She is just a child!1
ДЖЕН ЛИ: Мадина, оставь меня, пожалуйста.

Мадина вздыхает и уходит. Джен Ли еще долго после их ухода напряженно ходит по комнате.
 

                Явление 2.
Кухня в доме Ян Ли. Мадина крутится вокруг детей, пытается подбадривать и угощает едой.

МАДИНА: Кушайте, котики. Еще котлеток положить? Ченг, солнышко, убери телефон, когда ешь! Лиля, не спи в тарелке. Лиля?

ЯН ЛИ сидит с поникшим видом, не ест и просто ковыряет ложкой в тарелке.

МАДИНА: Лилия!
ЯН ЛИ: А..? Прости, мам, я вспылила сегодня. Просто я действительно хочу помочь, понимаешь?
МАДИНА (сочувственно): Понимаю, маленькая. Хочешь, я поговорю с папой? Тебе, наверное, очень нравится этот мальчик, да?

Ченг Ли смеется, давится едой и кашляет.

ЧЕНГ ЛИ: Да, интересная выходит парочка…
ЯН ЛИ (улыбаясь): Мам, ему восемь лет.
МАДИНА: А, ой, ну.. Ну бывает. Вам добавки?

Неожиданно входит Джен Ли. Все резко замолкают и словно сжимаются.

ДЖЕН ЛИ (прокашлялся, затем тихо, смущенно, но уверенно): В конверте деньги, здесь – сертификаты на покупку в сети наших магазинов. Вот записка от меня, передашь ее старику Бохаю, когда пойдешь затовариваться за своего друга. Разберешься сама.

Уходит. Затем, словно передумав, возвращается.

ДЖЕН ЛИ: ;;;;;
                ;;;;;2

Проводит по волосам дочери, а затем стремительно уходит. Все удивлены. Улыбаются.

ЧЕНГ ЛИ: Ты ему яду в чай подсыпала?
ЯН ЛИ: Дурак!
-----------------------
1Дорогой, почему ты так строг с ней? Она всего лишь ребенок!
2 (Де би дай юн бу. Син ру дзин шуэй тсин) - твое добро повсюду, словно облака. Ты сердцем чист, как чистая вода.


МАДИНА: Ну все-все, а ты переживала! Ешьте давайте, остынет (затем напевает что-то себе под нос, до зрителей лишь едва доносится «словно облака» и «чистая вода»).
 
               
                Явление 3.
   Спустя пару дней. Школьный коридор. Старший блок.

НАДЯ: Я тебе говорю, они ненормальные! Более сумасшедшей парочки я еще не видела.
ЖЕНЯ: А по-моему, это очень романтично. И смотрятся они интересно. Эх, мне бы так…

Звенит звонок. Неожиданно врываются Вишня с гитарой наперевес и Ян Ли.

ЯН ЛИ: Скажу, что тебя, раздолбая, встречала. А то Людка ругаться будет.
ЛЮБА: Против меня моими же методами? Не позволю!
ЯН ЛИ: Куда денешься? (целует в щеку, смеется и заходит в класс первая)
ЯН ЛИ: Простите за опо.. А, никого нет, ништяк.
ЛЮБА (смешно бурча себе под нос): Куда мне тебя, с таким шилом в одном месте деть, я не понимаю…
ВЛАД: Опять ты, Люба, заразу всякую в класс тащишь.
ВИТЯ: Да они оба теперь чумные.
ЛЮБА (хлопая руками по парте и навесившись над парнями): Тебя мало девчонка побила, от меня получить хочешь?
МИРА (смеется): Не ругайся, ему хватило, до сих пор по ночам ходить боится.

Класс смеется.

ВЛАД: Эй, я не понял. Не бил меня никто, с чего ты взял?
ВИТЯ: Реально, Люба, ты что-то попутал…
ЛЮБА: А фингал у тебя откуда?
ВЛАД: Да с батей подрался…
МИРА: А видео не хочешь посмотреть? Там видно, какой у тебя батя. Стройный такой, с длинными волосами, маникюром… В общем, идеал, а не мужчина! Хочешь, включу? (делает вид, что шарится в телефоне)
ВЛАД: Нет, не надо!
ЗИНА: Включи, мне интересно.
ВЛАД: Не включай, я понял все, я молчу вообще…
МИРА: Как скажешь.
СВЕТОЧКА: Это что же получается, Влада девчонка побила?
САША: Вот это дела.
ВИТЯ: Ну ты даешь, братан, конечно…

Все смеются и переглядываются.

ЛЮБА: Ладно, прекратите. Может, вам показалось.
МИРА (иронически): Мало ли, у его отца маникюр, всякое бывает.
ЛЮБА: У меня концерт в эту пятницу в рок-баре «Тарантул». Всем по промокоду «Говорят улицы 2022» вход бесплатный. Дарю!

Все радостно кричат. Свет гаснет.


                Явление 4.
Младший блок. Перемена. Кабинет 2 «А».

ЭМИЛИЯ: И жили мы в шикарной гостинице на берегу моря. Но как-то раз я переела устриц и мне стало плохо…
Девочка 1(зевая): И красивая официантка принесла тебе яблочного соку?
ЭМИЛИЯ: Апельсинового! Сколько раз вам говорить, что я не люблю яблоки!?

В класс входит Миша в новой с иголочки одежде и новым рюкзаком. Все удивленно смотрят.

ЭМИЛИЯ: Это ты банк ограбил, чтобы купить себе шмотки?
МИША (спокойно): Нет.

Проходит на свое место, достает все нужное и новый телефон. Играет.

МАЛЬЧИК 1: Ничего себе, это же новая модель! Ты где взял?
МИША: Мне подарили. Хочешь со мной поиграть?
МАЛЬЧИК 1: Хочу!
Весь класс (наперебой): И я хочу! И я!

Все окружили Мишу, Эмилия осталась одна.

ЭМИЛИЯ (начиная плакать): А потом я на слоне каталась! И на личном вертолете летала! И…И…

Никто не обращает на нее внимания.

ЭМИЛИЯ: И еще мне папа сказал, что материальные ценности – это не главное! Главное – это какой ты человек!

Все резко оборачиваются, смотрят на нее и снова отворачиваются. Свет гаснет.


                Действие 4.
                Явление 1.
Актовый зал. Все учителя и все классы сидят. Стоит галдеж. Представление еще не началось.

ЛАРИСА АРКАДЬЕВНА: Все замолчали! Что это такое?
ДАНИЛА СЕРГЕЕВИЧ: Вы мешаете девочкам готовиться, как не стыдно?

Становится немного потише. Тем временем за кулисами.

СЕРАФИМА: Ну и где они? Я начинаю нервничать!
Лиана: Успокойся. Сказали же, что сейчас скоро придут!

Забегает Люба со своей рок-группой.

СЕРАФИМА: Вы опоздали на десять минут!
ЛЮБА: Артисты не опаздывают, а задерживаются. Валяй, что нужно делать.

Встают в круг и шепчутся. Тем временем в зале.

ОКСАНА: Меня сын притащил. Пришлось даже отгул взять. Говорит, будет интересно.
АНТОН: Меня моя тоже вытащила. И откуда у них столько энергии?
ОКСАНА (смеется): И не говорите-ка!
АНТОН: Раз уж у нас сегодня выходной, что насчет сходить в кафе после концерта?
ОКСАНА: С удовольствием!

Занавес поднимается. Выходят Серафима и Лиана.

ЛАРИСА АРКАДЬЕВНА: Всем молчать! Начинается!
ЛИАНА: Спасибо всем, кто пришел сегодня на наш небольшой творческий вечер. У нас есть то, чем мы хотим с вами поделиться. Это наше добро. Поддержка и сочувствие.
СЕРАФИМА: Мы знаем, что каждый из вас может столкнуться с травлей в коллективе. Это очень неприятно и порой опасно, но знаете, что поможет вам справиться?
ЛИАНА: Это ваши друзья и любимые. Те, кто будут рядом в сложный момент. Помогут и поддержат.
СЕРАФИМА: Иногда кажется, что проблемы нерешаемые. Но это не так. Выход есть всегда.
ЛИАНА: Если вы не знаете, что делать или у вас есть проблемы, поделитесь с родными или с психологом. Делиться проблемами – это не стыдно. Стыдно – причинять вред другим людям.
СЕРАФИМА: Совсем недавно мы сдружились с прекрасными людьми, которым хотим сказать большое спасибо. А еще – спасибо тем, кто сейчас сидит в зале. Любви вам и спокойствия. Это выступление – для вас!

Все хлопают. На сцену выходят Аделия (садится за фортепиано) и Агния со скрипкой.

ЛИАНА: Мы хотели бы поделиться с вами нашим творчеством. Может быть, вы его не поймете и не поймете нас – но знайте – мы не желаем вам ничего плохого. И, надеемся, что это будет взаимно.

Аделия и Агния начинают играть что-то спокойное. На проекторе мелькают кадры – это картины Лианы. Серафима под музыку девочек читает свое стихотворение.

СЕРАФИМА:
целовал мокрые глаза
по холодной ходила плитке
забывала старые голоса
висела на тонкой нитке
рисовала цветы на эмали
забывала где право где лево
меня никуда не звали
но вечно что-то болело
но вечно что-то белело
и синие губы до дрожи
прозрачное лёгкое тело
поднять и ребенок сможет
ребенку конфеты давала
и плакала пьяной в подъезде
и вечно всего было мало
и вечно не там не на месте
и словно бы космос сгорает
до пепла развеянный бурей
со мной ничего не станет
не бойся я стану разумней
не завтра и не через годик
в России не плачут годами
здесь каждый изогнутый гвоздик
изогнут простыми мечтами
потом начинается горечь
а именно - грусть постоянства
болтаю ногами а то есть
болтаю за жизнь
что не ясно*

Все хлопают.

ТАЯ: У нее такие проникновенные стихи…
ВИКА: А мне понравились картины Лианы. Они очень профессионально нарисованы и цепляют…
ЛИАНА: А теперь для вас сыграет рок-группа «Говорят улицы»! Встречайте!

На сцену выходит Люба со своей группой. Играют музыку  без текста.

ЯН ЛИ (шепчет на ухо Мире): Выступление шикарное, но ты уж прости меня, я не могу понять одно.
МИРА: Что такое?
ЯН ЛИ: Как ты умудрилась побить Влада…?
МИРА (смеется): Никого я не била.
ЯН ЛИ: А кто тогда это сделал?
МИРА: Понятия не имею. Удачное стечение обстоятельств. Я ему сказала, что у меня черный пояс по карате, и если он будет обижать тебя, я его подкараулю, и он получит. Но бить я его не собиралась. Я не знаю, где он отхватил и почему не помнит.
ЯН ЛИ: Ничего себе…
МИРА: Только тсс, это секрет! Смотри, какой он смирный стал, под стать своей фамилии. Мне льстят эти слухи, на самом деле. Пусть все останется, как есть.
ЯН ЛИ (улыбаясь): Так и быть.

Люба заканчивает играть.

ЛЮБА: А на этом наше выступление закончено. Все хорошо, что хорошо кончается.
ВСЕ (хором): Дарите любовь, а не ненависть!

                Конец.


*САША ВАШКО – «Целовал мокрые глаза…».


САША ВАШКО (Шабалина Татьяна) – 2022 год. Для детской театральной студии «ТеАрт».


Рецензии