Политико-религиозный задачник 6

   Есть древнее еврейское предание о том, что существование мира поддерживается наличием 36-ти тайных праведников.
   Если вы спросите: " А, почему именно их тридцать шесть? А, почему именно тайных, а не явных? Что, тайные лучше? ", то вам ответят, что тридцать шесть - это гематрия  ивритстского слова " ло " ( его ) - последнее слово из знаменитого высказывания пророка Ишаягу: " Блаженны все, уповающие на Него " . Вам растолкуют, что тайные праведники помогают окружающим тайно, ничего не получая взамен. Поэтому их молитвы имеют особенную ценность для Б-га.  В годину  тяжких испытаний они проявляют себя, показываются, спасают народ, а потом опять исчезают в неизвестности.
   Всё вышесказанное верно и правильно, но не объясняет, почему кто-то выбирает тайный путь служения, а не явный. Явные праведники, ведь, тоже могут помогать ближнему своему тайно ( кстати, так в большинстве случаев и происходит ).
    Поэтому, данный комментарий мне представляется неудовлетворительным, нуждающимся в раскрытии механизма принятия на себя тайного служения.  Остаётся, наплевав на скромность, написать собственный комментарий, но прошу учесть, что я не являюсь раввином и,  поэтому, целесообразно все мои измышления по поводу иудаизма считать литературным творчеством.
   Так вот, думаю, что объяснять надо не количество праведников и их тайную благотворительность, а блаженное состояние, проистекающее из какой-то скрытой, особой связи ( упования ) со Всев-шним. Ведь, на Б-га надеются
 практически все, даже воры и разбойники, но, когда их ожидания оправдываются, они испытывают облегчение, удовлетворение, удовольствие, но никак не блаженство. Блаженство - сугубо духовная субстанция. Тайным праведникам оно присуще всегда, на постоянной основе, независимо от внешних, или внутренних обстоятельств. Его невозможно украсть, или забрать насильно.
     Ещё раз: секрет " особого " блаженства тайных праведников надо искать в их  "особом " уповании на Всев-шнего, которое в свою очередь приводит к выбору тайного служения Б-гу, раскрывающееся только в момент, когда на кону стоит вопрос выживания народа. И вишенкой на торте служит тот факт, что в результате этого служения мы до сих пор живы и мир не разрушен.
   Для того, чтобы объяснить тайное, надо попытаться объяснить явное. Давайте объясним жизнедеятельность явных праведников, чтобы через них понять жизнедеятельность тайных.
   Прежде всего, какие между ними отличия?
   Явные праведники - это маяки для религиозных масс. Им подражают, на них надеются, у них учатся, их прославляют, поддерживают и т.д.
   Явные праведники ведут себя уверенно; они уже нашли Б-га и точно знают, как Ему служить. Они верят, что тот, кто хочет реализовать волю Всев-шнего наилучшим образом, должен скурпулезно исполнять все предписания религиозной обрядности.
   Явные праведники умны и рациональны: они берут полноту ответственности только за себя и свои поступки.
   Уместно сравнить их с простыми пользователями компьютера ( не с программистами ) . Они вводят вопрос чрез клавиатуру, получают ответ на экран и от восторга плачут: они получили
 " откровение ", они получили " вещь ", от которой уже никуда не уйдут.
   Если "компьютерные образы" отзеркалить в грубую действительность, то станет понятно, что явные праведники не самостоятельные игроки, а часть запрограммированности этого мира.
   Они никогда не откажутся от плодов реализации своих запросов. Например, они тяжёлым трудом получили от окружающих почёт, уважение, преклонение...Как они могут от всего этого отказаться?
   Как можно подозревать, что в чём-то неправ, если перед твоей светлой и безграничной мудростью народ готов стать на колени.
   Как можно ещё что-то искать, когда Б-г - вот Он,... на экране компьютера!
   А, как можно взять, да и отказаться от имущества из-за угроз сумасшедшего Гитлера? Мало ли, что он там вещает!
   А большое имущество, богатство - это подарок Небес. Так написано в Устной Торе. Раз тебе подарили свыше богатство - пользуйся и наслаждайся. А на Гитлера плевать - не он первый, не он последний. Раньше откупались - и сейчас откупимся.
Немцы - цивилизованные люди.
   И эти цивилизованные люди цивилизованно сожгли праведников и неправедников вместе с женами и детьми в печах Освенцима.
   Так погиб мой народ, по потом другие праведники на другой земле сказали, что антисемитизм - вещь иррациональная. Никто не виноват, что не предвидел очевидное.
   Великий праведник, предыдущий Любавичевский ребе тоже был не виноват, когда в 26-ом году изо всех сил в Ростове пытался достроить свой дворец. Наверное, он думал, что, если достроит " грубо,
зримо ", то Всев-шний отменит все суды и вернёт благодать.
   В результате он, конечно, сумел с помощью больших денег и международных связей выбраться из западни, а вот его приверженцам не повезло. Они остались умирать. Так погиб мой народ. Из-за иррационального антисемитизма, конечно.
   Теперь вы знаете, как действуют и на что ориентируются явные праведники.
   Тайные действуют по-другому. Тайные - не простые пользователи, тайные - программисты.
    Тайные праведники постоянно ищут Б-га до самой смерти. Они постоянно перепроверяют правильность своего служения, своих действий. Они постоянно ставят перед собой Всев-шнего, чтобы не согрешить. Но, ставя перед собой Всев-шнего, часто в глазах людей выглядят как законченные грешники. При этом, несмотря на всю свою мудрость и даже вопреки ей, они самым непостижимым для самих себя образом берут ответственность не только за себя и свои поступки, но и за весь народ, за всё человечество. Их служение не поддаётся внятному описанию; их служение зачастую настолько парадоксально, что выглядит как преступление.
    Например, Пинхас прекращает мор в Израиле тем, что без суда и следствия убивает Зимри - главу колена Шимона, когда тот совокупляется с мидьянской принцессой.
   Никто не знал, что делать: мор косит людей, 24 тысячи человек погибло; одни по примеру Моисея и Аарона разодрали свою одежду, упали на землю и горестно воют, а другие продолжают развратничать и заниматься идолопоклонничеством. И вот приходит Пинхас в лагерь колена Шимона, заходит в шатёр предводителя и накалывает Зимри вместе с любовницей на копьё. Евреи потом долго искали закон, которым можно было бы оправдать это убийство.
   Но факт остаётся фактом: Пинхас получил от Б-га не только защиту, но и благословение на вечное священнослужение. И опять-таки, казалось, что вопреки закону: священник не может служить, если убил еврея.
   А как вам история с Йоной, который готов покончить жизнь самоубийством в изощрённой форме, но повеление Б-га не выполнить?
   А, если б вам Б-г сказал идти проповедовать в Ниневию?.. Чтоб сделали бы вы: побежали проповедовать, или наняли бы корабль, чтоб во время шторма с чувством выполненного долга спуститься в трюм и спокойно заснуть?
   А много ли вы видели людей, которым бы Б-г объяснял свои поступки? Йона вот сподобился.
   А, скажите, пожалуйста, Моисей никогда не спорил с Б-гом и людей не убивал? А Илья-пророк? А другие праведники?
   Короче говоря, когда смотришь на тайных праведников, то чувствам всё понятно, а вот разуму ничего непонятно.
   Чтобы что-то понимать, надо учить язык программирования.
   Вернёмся к Пинхасу. То, что он использовал копьё - дело случая. Пинхас искал причину, а не ковырялся в следствиях. Причина была в наглом, прилюдном предательстве Б-га главою колена Шимона. Пинхас уничтожил причину
зримо, грубо, прилюдно ( мера за меру ) - так, чтоб всех вокруг проняло - и мор прекратился.
   А теперь переходим к рассказу о Йоне.
   Йона знал, что Ниневия раскается, а евреи не раскаются. Неевреи в Ниневии вместе с царём и всеми приближенными раскаются, а евреи в Израиле не раскаются. И зачем тогда Б-гу такие евреи? ( Мера за меру ).
   Вот он и решил не идти в Ниневию, чтоб там не проповедовать. А как он мог не прийти в Ниневию? Никак не мог, разве только умерев. Вот он и пытался погибнуть на дне океана.
   В чём ошибка Йоны, ведь всё произошло так, как он предполагал? Для чего тогда Всев-шний объяснял ему своё милосердие?
Для чего Всев-шний, вместо того, чтобы утешать Илью-пророка, говорит ему, что чего жаловаться, если остались семьдесят праведников.
   Как это понимать? Явно проблема выходит за рамки видения пророков. Оказывается, пророки своими действиями спасали не только своё поколение, которое они не спасли. Пророки своими действиями спасали все последующие поколения, всех нас. И они нас спасли, выкупили тех, кто готов спасаться. Вот в чём Милосердие Б-жье.
      Но это Милосердие, как вы, наверное, заметили мы видим зачастую постфактум. Это Милосердие иногда разворачивается в течении столетий, а действовать надо сейчас.
    Легко было Ною: ходил он под Б-гом и скорее всего для остальных людей выглядел сумасшедшим ( Я знал такого. Постараюсь потом при случае о нём рассказать ) : скотоложством не занимается, никого не насилует, не ворует, не грабит и лихорадочно десятки лет что-то строит. Подходят люди, спрашивают: " Что строишь? "
   - Ковчег.
   - А для чего?
   - Чтобы спастись от наводнения. Скоро разверзнутся за грехи хляби небесные и всему живому каюк. Кайтесь.
    Покрутят люди пальцем у виска и уходят. Что с сумасшедшего взять? Даже убивать противно.
   Но, это мои домыслы про Ноя. А вот про Иосифа Тора подробно рассказывает. Жил себе семнадцатилетний парень и видел сны, в которых солнце, луна и одиннадцать звёздочек ему кланяются. И понятно сразу, что звёздочки - это братья, а солнце и луна -  отец и мать. Причём, мать то умерла уже. Что б вы сделали в такой ситуации, затаились бы?
   Но Иосиф уповает на Б-га и идёт напролом - рассказывает про сны отцу. А потом ещё следит за братьями и опять-таки докладывает отцу о всех их промахах.
   Выглядит всё это ужасно, братья ненавидят его тихой ненавистью, но Иосифу море по колено - у него миссия - он должен создать вместе с отцом еврейский народ. Создать еврейский народ со всеми братьями без исключения.  Надо объединить двенадцать братьев от четырех матерей в одно целое. Задача!
   Пока Иосиф уповал на Б-га, братья дошли до кондиции и решили его убить, но по концовке просто продали в Египет в рабство.
   Ну, как вам сюжет? Думаете, Иосиф перестал уповать на Б-га, морально опустился, пошёл на компромиссы?
   Нет, нет и нет. Иосиф отказывает в близости жене своего хозяина и его бросают в тюрьму. Но, и в тюрьме его внутренний мир не меняется: он ничего не делает от себя - он выполняет волю Всев-шнего.
   Единственная ошибка, которую он совершил: понадеялся на человека, на виночерпия: разгадал ему правильно сон и попросил об услуге.
   За эту просьбу Б-г ему тюремный срок прибавил.
   Как бы вы к этому отнеслись? А для Иосифа - всё, что от Б-га - благо.
   Потом Иосиф вышел из тюрьмы, разгадал сны фараону, стал правителем Египта, спас египтян от голода, но отцу весточку, что жив-здоров не послал - у него миссия. Не забыли?
   У Иосифа родной младший брат по матери, Биньямин, и десять старших братьев, которые его продали и обманули отца. Вы бы стали на месте Иосифа создавать единый народ из тех, кто вас продал?
   Вы бы не стали, но, ведь, Иосиф уповает на Б-га. Действия его странные: когда братья, спасаясь от голода приходят к нему покупать зерно, он подбрасывает к ним свой кубок и обвиняет в воровстве.
   Он должен был видеть их реакцию. И братья не подвели, они не стали искать виновного на стороне; они сразу сказали между собой, что вся эта беда произошла из-за того, что они виновны в том, что продали Иосифа.
   Думаете, что Иосиф на этой проверке остановился, пожалел отца, послал ему весточку, пригласил в гости?
   Нет, нет и нет. Иосиф исполняет не свои хотелки, а исключительно волю Всев-шнего.
Поэтому, он арестовывает Шимона и отправляет остальных братьев домой, чтобы они в следующий раз привели Биньямина.
   Голод - не тётка - братья берут под поручительство Иегуды Биньямина и приводят к Иосифу. И Иосиф опять подкидывает кубок, но уже в мешок к Биньямину.
   Как вы думаете, что должен был испытывать его единокровный младший брат, когда у него в мешке находят кубок, обвиняют в воровстве и грозят продать в рабство?!
   Вы бы сжалились над братом, которого много лет не видели? Вы бы прекратили эксперимент?
   Но у Иосифа миссия, он идёт до конца.  И, только тогда, когда братья сплотились в одно целое и к нему подступает Иегуда, который предлагает продать в рабство себя вместо брата, Иосиф приказывает всем слугам выйти и при закрытых дверях начинает рыдать и говорит братьям: " Я Иосиф. Мой отец жив? "
  Так работает тайный праведник. Алгоритм его решений, действий до конца не понятен, но кое-что можно уловить...
   Интересно, что и братья мало что поняли в действиях Иосифа. Они после смерти отца испугались того, что тот начнет мстить.
   А Иосиф до конца жизни оставался Иосифом. Он перед смертью заклял братьев вынести его кости из Египта. И его кости вынес Моисей, когда выводил народ.
   Вот какое упование на Б-га у тайных праведников.
   Расскажу ещё об двух тайных праведниках: один - Рамбам, другой - Раши. Они проявили себя в годину тяжких испытаний еврейского народа.
   Из-за тяжёлых гонений грамотность и вера пошатнулись. Одних под угрозой смерти заставили креститься, других - перейти в мусульманство. Те, кто хотел оставаться евреями, зачастую не знали, как это сделать. Еврей не может быть безграмотным: он обязан сам себе быть и священником и прихожанином.
   Как дать знания людям, которые не говорят и не читают ни на иврите, ни на арамите, на которых написаны все святые книги?
   И Рамбам решил написать Вторую Устную Тору на арабском с конечными выводами по законодательству.
   Он не перевёл Устную  Тору, он  её полностью переформатировал, используя логику Аристотеля. Теперь любой мог узнать легко и просто, что ему делать, чтобы вернуться в иудаизм и как правильно жить, не обладая знаниями раввина.
   Это была революция. Книги Рамбама потом сжигали, законы устанавливали не по нему, упрекали его за то, что писал без ссылок на первоисточники и т.д. и т.п.
    Как бы с ним не спорили, но факт остаётся фактом - он спас свой народ и заслужил не только его уважение, но и любовь. Прошли века, сейчас ни один раввин не становится раввином, если не проштудировал Рамбама от корки до корки.
   Раши жил примерно на восемьдесят лет раньше Рамбама. Рамбам служил личным лекарем у султана в Египте. Раши работал виноделом на севере Франции. Раши не писал на арабском, он писал на иврите, лишь иногда в объяснения вставляя старофранцузские слова; он не делал никаких революций, ничего не переформатировал, он только объяснил всё, что непонятно в Торе, объяснил всё непонятное, что бросается в глаза.
   Раши ничего сложного не объяснял, только самые простые вещи, - простой смысл, но как-то так получается, что после прочтения объяснений Раши даже у нееврея становятся еврейские мозги.
   Как-то так получается, что Раши не программирует мозги на веру в Б-га, он напрямую через лингвистику работает с душой, и уже душа человека открывает ему глаза и говорит: " Посмотри, Б-г всегда рядом, всё знает и даёт каждому по заслугам: мера за меру.
   Вот вступился Иегуда за Тамар, когда её вели на казнь, сказал, что она права, а не он; вступился за Биньямина, предложив свою жизнь и свободу в обмен - и колено Иегуды стало коленом царей. Обманул Яков слепого отца - и его обманули сыновья. Поверил народ Б-гу, ушёл за ним в пустыню, и Б-г ушёл за народом в изгнание, в пустыню. Там, где евреи, там и Б-г в печали и радости; в радости и печали.
   И, ради Б-га, надо знать, как работают тайные праведники.На кого они уповают.На Того, кто всегда с тобой.
 


   

   
   


   
   
   
   

 
   


Рецензии
Пророки своими действиями спасали все последующие поколения, всех нас.
==================
Пророки говорят не о телах, а о сознаниях человеческих. Сознания "со-врЕменные" всегда остаются врЕменными, а пророки говорят о вечности. Потому всегда "актуальны".

////////////////////////////////
РАБАШ. "Разница между лишма и ло-лишма.":
"Людей, выполняющих Тору и заповеди, можно разделить на четыре типа:

Из сказанного выходит:
первый тип людей, выполняющих заповеди Творца, - причиной выполнения заповедей и занятия Торой являются окружающие люди;
второй тип - Творец вместе с окружающими людьми обязывают человека к Торе и заповедям;
третий тип - только Творец обязывает человека к выполнению заповедей и к занятиям Торой, и нет никого больше, кто бы обязывал человека к этому. Однако сам человек - он тоже является причиной их соблюдения;
четвертый тип - только Творец является причиной соблюдения Торы и заповедей. И нет больше никакого соучастника, который бы тоже обязывал человека к этому. И тогда "нет никого кроме Творца", и все желания человека включены в духовное."

Такова "эволюция" веры...

Об этом же говорят и православные: "Ибо, как говорят Василий Великий и преподобный авва Дорофей, трояким образом можем мы угодить Богу:
-или благоугождением Ему, боясь муки, и тогда находимся в состоянии раба;
-или, ища награды, исполняем повеления Божии ради собственной пользы, и посему уподобляемся наемникам,
-или делаем добро ради самого добра, и тогда мы находимся в состоянии сына."

Только состояние "Сына" недоступно иудаизму. А жаль.

Всё замечательно. Только праведник и еврей не являются синонимами:) Как это ни прискорбно. Праведник исполняет волю Б-га не примешивая к Ней свою.

Здоровья нам.

Ваня Сталкер   30.01.2023 16:48     Заявить о нарушении
Именно в иудаизме в " Перкей Авот " очень настоятельно советуют служить Б-гу " ле шма ", то есть, без ожидания какой-либо награды. Просто из любви к Б-гу. Очень часто христиане цитируют своих авторов, думая, что цитируют оригинал, а в действительности, повторяют догмы иудаизма. Даже слова Иисуса о правой и левой щеке - это творчески переработанная цитата из пророков.

Александр Машковский   31.01.2023 12:54   Заявить о нарушении
Религии, как разновидность идеологии основанной на Откровении, совершенно бесполезно сравнивать. Есть первоисточник и подменять причину следствиями будет неразумно. Как минимум:)
Моисей принёс новое Мировоззрение. Пророки детализировали и адаптировали его к пониманию со-врЕменников. Исус адаптировал Мировоззрение для полных идиотов.=Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.= Его понимают мытари и проститутки, рыбаки и воины. Главное для понимания Исуса-отсутствие лукавства, искреннее стремление к Истине. =Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,… Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине;=
Безусловно, Исус исходил из Мировоззрения Моисея. Никаких противоречий между "Ветхим" и "Новым" Заветами нет и быть не может.
=Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.=
Иудаизм-более древнее и устойчивое со-Знание, потому ему "не нужен" Исус. Но Исус сделал важнейший и громаднейший шаг к тому, чтобы:=Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Б-г.= Это же именно то, о чём Вы говорите, что всем нужно понимать, что не гонять иудеев надо, а посадить за парту, дать им Тору и поставить казака рядом, чтобы не отвлекались:)
Просто из любви к Б-гу.
Наверняка именно это понял Савл... и стал "апостолом Павлом".

Благословений нам.
Здоровья нам.

Ваня Сталкер   31.01.2023 15:45   Заявить о нарушении