Грешница

«Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».Евангелие от Иоанна 8 глава.

Самым распространённым  местом в этой притчи по сей день остаётся фраза Христа: «кто из вас без греха, первый брось на неё камень». Особенно любят этой фразой оправдывать прелюбодеев, то есть изменников и развратников. Мол, все люди могут поддасться искушению, а значит, и судить никто никого не может, сказано же «не суди». Но если все согрешили, и никто не может никого судить, то это значит, что суды надо распустить и всех преступников оправдать! Ведь, если все грешники, следовательно, и наказывать никого нельзя. Так? Именно так и получается, если обезуметь! Не удивительно, что превратный ум, всё понимает превратно. Но это не повод следовать за ложью и слепо оправдывать всех, кто грешит.

Каждый здравомыслящий человек понимает, что даже несмотря на далёкую от совершенства систему правосудия, без законодательства и без судов не может существовать ни одно общество. Потому что тогда начнёт процветать преступность, вседозволенность и анархия, что неминуемо грозит уничтожением всего общества. Отказ от справедливой, но строгой системы правосудия всегда приводит к разорению и разрушению всего общества. Такова реальность. И Христос, говоря о милосердии, вовсе не призывает закрывать суды и отпускать преступников под честное слово, но и не призывает судить всех бездоказательно.

Люди, которые привели к Христу женщину, взятую в прелюбодеянии, не привели также мужчину, с которым она согрешила, а закон Моисея, по которому собирались судить, предписывает побивать камнями до смерти обоих. Более того, не привели ни одного свидетеля, а их должно быть не меньше двух, и именно они по закону должны первыми бросить камень в изменников. (Левит20:10; Втор17:7)

В итоге, люди взявшие на себя миссию судей, сами нарушили закон Моисея, по которому предписано судить преступников. А предложение Христа бросить камень первыми, означает признать себя  свидетелем преступления, а свидетелей они не привели, и сами не были свидетелями. Поэтому и разошлись.

Иоанн пишет, что книжники и фарисей через осуждение грешницы искушали Христа, видимо, чтобы спровоцировать на действия, за которые Его можно было бы публично осудить. Но сплоховали. Возможно, это дело всё было сфабриковано, и женщина лишь согласилась играть роль грешницы за вознаграждение, а может её заставили, ведь не было ни свидетелей, ни второго участника греха. Само судилище выглядело нелепо и попытка на скорую руку обвинить Христа в нарушении закона с треском провалилась.
 
Но следует заметить, что искусить многих будущих последователей Христа, фарисеем всё-таки удалась. Ныне ни мало тех, кто до сих пор готов оправдывать преступников, только бы казаться таким же милосердным, как Христос, отпускающий грешницу. Воистину, заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт!  Не для того ли Бог и создал суды, чтобы судить преступников? Но судить надо по всем правилам законодательства, чтобы доказывать вину и устанавливать истину, а не для того, чтобы отпускать преступников. И цель любого общества, как и всякого человека в частности, это научиться жить соответственно законам, как моральным, так и общественным. А в случае возникновения противоречий, полагаться на совесть и здравый смысл.

Фарисеи и книжники, будучи обличаемы совестью,  две тысячи лет назад были честнее многих современных судей, у которых этой совести уже нет, не говоря уже о тех, кто готов лгать  на ближнего даже бескорыстно, ради собственного удовольствия. Если бы сейчас к Христу привели грешницу, то постарались бы всё оформить так, чтобы и свидетели, и преступники были, как положено, и казнь состоялась по всем правилам. К сожалению, использовать закон против правды легче, чем устанавливать правду по закону.

Всё упирается в совесть. Судя по тексту Евангелия, раньше в людях совести было больше. Деградация общества, причём, повсеместно, налицо. Но разве не об этом предупреждает Сам Христос? Именно об этом. Но несмотря на страшные нынешние времена, которые грядут ещё хуже, всегда были, есть и остаются те, кто не станет свидетельствовать ложно, но и не станет молчать, если окажется свидетелем страшного преступления.

Христос не запрещает обличать грехи, свидетельствовать в суде, карать преступников и воевать в войнах. Христос запрещает всё это делать с лукавством, то есть против чести и совести.

Спаситель отпускает грешницу не осуждая, прежде потому, что независимо от её прегрешений, суть была не в ней, а в желании фарисеев опорочить Христа, заставить Его осудить грешницу вопреки закону тогдашних властей, запрещающих казнить за прелюбодеяния. Но Христос не нарушил закон Моисея, именно потому, что согласился казнить грешницу, следуя закону Моисея. Расчёт был на совесть фарисеев, и она у них оказалась. Сейчас такой номер уже не пройдёт, сейчас могут оболгать так, что и комар носа не подточит, потому и не приходят сейчас пророки и уже не придут. А этой грешнице Спаситель на прощание говорит то, что говорит всегда и всем: «Иди и впредь не греши».


Рецензии
Я процитирую вас, и заранее прошу простить за длинную цитату:

"Люди, которые привели к Христу женщину, взятую в прелюбодеянии, не привели также мужчину, с которым она согрешила, а закон Моисея, по которому собирались судить, предписывает побивать камнями до смерти обоих. Более того, не привели ни одного свидетеля, а их должно быть не меньше двух, и именно они по закону должны первыми бросить камень в изменников. (Левит20:10; Втор17:7)

В итоге, люди взявшие на себя миссию судей, сами нарушили закон Моисея, по которому предписано судить преступников".

Таким образом, если бы они привели свидетелей, и вообще, соблюли бы все формальные процедуры, надо полагать, Христос спокойно согласился бы на побитие прелюбодейки камнями?

Извините, но для меня это абсолютно дикое понимание притчи. Дело ведь не в отрицании Христом мирского правосудия. Никто об этом не говорит. Но в данном случае речь совершенно очевидно идет о другом, о том, что никто не имеет права в сердце своем выносить приговор кому бы то ни было. Потому что никто не безгрешен, и никто не обладает способностью заглянуть, так сказать, "в душу" другого, чтобы правильно судить.

А то, что кесарю - кесарево, и власть должна поддерживать элементарный порядок и наказывать за проступки - с этим никто не спорит.

Я вам, конечно, поставил плюс, потому что, в любом случае, каждый имеет право на мнение.

Леонтий Варфоломеев   12.01.2023 10:26     Заявить о нарушении
Спасибо за мнение и за плюс. Согласна, что кесарю-кесарево, и что все люди грешники, но в данном моменте по кесареву то, что казнить нельзя.

Все люди грешники, но это не значит, что нельзя никого судить, это также не означает, что судить может каждый. Закон, по которому прелюбодеев следует побивать камнями до смерти, установил Бог. Христос нигде не говорит, что этот закон следует отменить, как и другие правовые законы, установленные Богом, и регулирующие отношения между людьми. Кроме того, Бог не только установил законы, но и порядок, по которому следует судить. Следовательно, человеческий суд – это повеление Всевышнего! Но судить должны судьи, а не толпа на улице и не учителя, ходившие в то время по городам со своими учениками, как это делал и Христос.

Очевидно, целью фарисеев было не правосудие, а стремление устроить суд Линча и обвинить во всём Христа. Казнить прелюбодеев римские власти запрещали, а значит, за казнь осудили бы самих судей. Этого и добивались. Но книжники и фарисеи не ожидали, что Христос предложит им самим начать казнь, как свидетелям. А совесть их обсуждала именно за то, что хотели невинного Христа подставить, поэтому и не смогли первыми бросить камень. К тому же за убийство на улице им пришлось бы ещё и ответить перед римскими властями. Очевидно, что никто убивать грешницу не собирался, не факт вообще что она согрешила, поскольку не было ни второго грешника, ни свидетелей. А судить без суда и следствия во все времена являлось и является преступлением. По сути об этом и говорит Спаситель, когда говорит, "Не судите, да не судимы будете,
2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить". Евангелие от Матфея 7 глава "Не судите по наружности, но судите судом праведным".Евангелие от Иоанна 7 глава.

Праведный суд это суд по всем правилам закона. А предложение фарисеев судить вне судебного разбирательства, без свидетелей и второго обвиняемого, уже нарушет закон.

По правде, не существует наверное большего лицемерия, чем призывать к порядку и одновременно многозначительно заявлять, что все мы грешны и брось первым камень… Грешники и что? Это ничего не меняет. Если человек не судья, то не может выносить приговор, но если работает судьёй, то не может не выносить приговор. Всему своё место и время, а главное, всё требует рассмотрения и доказательств. Этой грешнице хотели устроить публичную казнь вопреки местному законодательству, а потом обвинить во всем Христа. Не вышло.

Но зато потом, лукавые и лицемерные умы, используя эту притчу, придумали самое лживое и отвратительное оправдание разврату на том лишь основании, что все не без греха.

Христос не был лицемером и никогда не призывал оправдывать грешников без покаяния и наказания, только на том основании, что все другие люди в чём-то виноваты. Конечно, каждый в чем-то виноват, но осуждается и наказывается судом только тот, чья вина доказана в суде. Фарисеи не доказали вину грешницы, потому что доказывают вину в суде, а не хотят всем судебным заседанием по улицам в поисках бродячих учителей, чтобы спросить у них совет. Как если бы сейчас федеральный судья отправился с обвиняемым бродить по улицам в поисках нищего учителя, чтобы спросить у него совет. Явно подвох. Вот, и Христос понял, что подвох.

Спаситель не осуждает и отпускает женщину не потому, что все грешники, а потому что обвинители разошлись, а не зная суть, да, дело - судить не может даже Христос, в отличие от всех тех, кто берется судить лишь слыша звон и даже не понимая, где он.

Римма Ромашич   12.01.2023 16:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.