Вечерние посиделки

   Приближался вечер и конец рабочего дня, но так как вопрос с жильём не был решён, пришлось устраиваться на ночлег в своём рабочем кабинете. Супруги Суворовы привезли раскладушку, бухгалтер – постельные принадлежности. Так и началось моё житьё в Судиславле: день и ночь без отрыва от рабочего места.
   Восемь месяцев не расставался с раскладушкой и так привык к ней, что, когда получил квартиру и перевёз семью, какое-то время ещё продолжал спать на ней.
   До ночи засиживался за рабочим столом, что-то писал, вычитывал материалы сотрудников, готовил к печати письма авторов. Никто не мешал работать. И вечера эти были очень плодотворными. Утром, поднявшись с раскладушки, садился за рабочий стол, но дел почему-то никак не убавлялось. Рождались новые интересные планы, появлялись увлекательные темы, намечались встречи...
   Необыкновенная, радостная, созидательная была тогда работа, и я отдавался ей полностью, ни с чем не считаясь.
   Как-то целый вечер читал очерки известного советского журналиста Ивана Рябова и удивлялся тому, как близко мне всё, что он пишет об особенностях журналистского труда, его увлекательности, о том, что журналистом надо быть и по складу ума, и по характеру, а не только по умению писать. В старом блокноте нашёл недавно свои выписки из очерков Рябова: «Газета берёт человека всего. Тот, кто познал атмосферу редакционного дома, познал муки слова и радость творчества, полюбил свежий, пахнущий типографской краской газетный лист, нашёл друга-читателя, тот человек станет газетчиком на всю жизнь».
   Вот и меня тогда, в Судиславле, газета взяла всего, весь мой ум, весь характер, все помыслы, все дела. Я ни на йоту не пожалел, что приехал сюда работать.
   Вечерами в одиночестве, однако, я находился недолго. То ли из-за солидарности со мной, то ли по каким-то другим причинам вскоре редакцию после работы стaли навещать ответственный секретарь Руслан Сергеевич Русов и корреспонденты Юрий Павлович Брусенин и Виктор Евгеньевич Лебедев. Зажигался в большом кабинете свет. Ребята усаживались за свои столы и начинали писать очередные заметки, корреспонденции, статьи. Делились со мной задумками, обсуждали опубликованное, рассказывали о людях и коллективах района, а то и просто болтали ни о чём. Руслан рисовал макеты отдельных номеров, что называется, впрок. Материaлов всегда хватало, частенько даже на неделю вперёд.
   После этого мы садились за шахматы или шашки. Попутно снова и снова возвращались к каким-то моментам нашей газетной работы. Шахматные и шашечные баталии длились до поздней ночи. За вечер выпивались два, а то и три огромных коллективных чайника кипятка с печением, конфетами или мёдом, который приносил Брусенин.
   Дружески прощаясь, расходились тогда, когда за окнами стояла сплошная темень и весь посёлок спал. И я чувствовал, что не только мне, но и всем моим посидельцам приятно наше вечернее общение.
   Из всех троих Руслан Сергеевич Русов мне казался самым оригинальным человеком. Он был коренным судиславцем. Жил в самом центре посёлка за автостанцией, перед рынком, в большом кирпичном двухэтажном доме. Имея высшее журналистское образование (окончил МГУ), Руслан был на удивление малоразговорчивым, вроде бы необщительным и скрытным. Заставить его разговориться могли только самые исключительные обстоятельства. Даже на летучках, сказав несколько весомых, уместных слов, он наклонял свою большую стриженую под «ноль» голову к  блокноту и замолкал, пока его о чём-нибудь не спросишь. Не видя выражения его лица, нельзя было понять, интересует его вопрос или нет. Но как ответственный секретарь это был незаменимый работник. Я доверял ему вычитку всех материалов, а уж о «лице» газеты можно было не беспокоиться. Все мои оформительские новшества он воспринимал с лёту. Совсем скоро наша газета засверкала новизной: отличного качества портретами передовиков, заставочками, отбивочками, линеечками. Нас порадовало, что это заметили и в области. Главный инженер управления печати В.Л.Назаренко, выступая с обзором печати в областной «Северной правде», приводила в пример всем районным газетам нашу «Сельскую жизнь», отмечая качество и новизну оформления каждого номера.
   Однако не припомню, чтобы Русов в первое время моего редакторства  что-нибудь писал в газету. Пытался я подтолкнуть его к этому, посылая в командировки, но всё напрасно. На своём велосипеде он забирался в самые дальние деревни, за 20-30 километров от Судиславля, но не привозил ни строчки. Правда, пустым не приезжал
 - привозил снимки. Но и здесь у него была какая-то особенная страсть: снимал больше природу - семейку грибов , бабочек, муравьёв , животных, цветы , деревья и кустарники, лесные речушки и прочее. Но замечу, снимки эти были просто на загляденье.
И вдруг случилось невероятное. К Руслану Сергеевичу пришло такое творческое вдохновение, что мы просто захлебнулись в его материалах. Из номера в номер, один за другим стали публиковаться выполненные на высоком профессиональном уровне его очерки, рассказы о коммунистах, зарисовки, репортажи, стихи. Словно лебединую песню он исполнял перед увольнением из редакции, словно какие-то тормоза отпустил на ровной дороге.
   Как-то вместе с Брусениным зашли они ко мне в кабинет и, вывалив на стол кипу снимков, предложили:
   – Вы посмотрите, как красив наш район. Какие места! Какие пейзажи! Какие грибы, какие ягоды растут! Давайте дадим целую полосу снимков о красоте родного края. Валерий Николаевич и стихи напишет к этой полосе.
   Уговорили они меня тогда, заинтересовали своим предложением. В одном из номеров появилась целая полоса пейзажей и стихи В.Н.Соколова. Снимки были выполнены мастерски, в них легко узнавались знакомые всем уголочки судиславской земли. Номер вышел в субботу. А уже в понедельник мне давали разгон в райкоме партии «за бесполезное использование, растранжиривание газетной площади». Так было написано в специально принятом постановлении по этому поводу.
   Вскоре семья Русовыx уехала в Москву. Ответственным секретарём я назначил заведующую отделом писем Галину Константиновну Ипатову, женщину принципиальную, секретаря партийной организации редакции, имевшую опыт редакторства в газете упразднённого Игодовского района. Ипатова не только делала макеты полос, но и писала передовые статьи, корреспонденции, обрабатывала письма авторов. Но русовские приёмы оформления газеты долгие годы оставались незыблемыми.
   Русова с тех пор я не видел, но читал его статьи в журнале ВДНХ СССР, где он был редактором отдела экономики. А с недавних пор мы с ним стали перезваниваться. На пенсии Руслан занимается творчеством. Пишет сонеты на темы природы, жизни и смерти, любви и счастья. Даже все письма его ко мне – в стихах.
Меня в то время удивляла дружба Р.С. Русова с Ю.П.Брусениным, потому что они были совершенно разными людьми. Когда высокий, стройный красавец Русов и маленький, с палочкой инвалид детства Брусенин, неспешно перекидываясь словами, тихо брели по улицам посёлка, люди оглядывались на них и, думаю, тоже размышляли: что их сближает? На мой взгляд, сближала их любовь к природе, к родному посёлку, стремление к странствиям, а также общее увлечение – фотография. Позднее Юрий Павлович даже попросил перевести его в фотокорреспонденты, но писать о людях он не переставал.
   Виктор Евгеньевич Лебедев на наших вечерних посиделках блистал неиссякаемым остроумием и отличался глубокими энциклопедическими знаниями. Он и в самом деле был учёным – кандидатом философских наук. Появление его в Судиславле было покрыто тайной. Говорили, что за какую-то провинность его выслали из Москвы. Так это или нет – утверждать не берусь. Но в Судиславле ни в каких неблаговидных поступках он замешан не был: водкой не злоупотреблял, наркотики не принимал, ничего непристойного не делал. Сначала тоже, как и я, жил в редакции, потом стал снимать квартиру. Будучи молодым и неженатым, ухаживал за местной девушкой и даже собирался на ней жениться.
   А как писал! На летучках я расхваливал его очерки и по манере письма сравнивал с известным уже на всю область Володей Шпанченко, которого хорошо знал по совместной работе в «Волжской нови».
   Запомнился мне потрясающий по глубине очерк Виктора о директоре льнозавода Иване Константиновиче Аристове «Слово о директоре и русском льне». Он докопался до таких тайн характера и жизни директора, до которых иные районные газетчики никогда бы не дошли.
   Я понимал, что долго Виктор у нас не задержится. Он постоянно посылал документы в различные институты, участвуя в конкурсах на замещение должности преподавателя. Так оно и оказалось. В конце концов он выдержал конкурс в Арзамасском институте и уехал туда на работу. У нас в редакции Виктор Евгеньевич отработал почти четыре года. На прощанье одарил каждого работника редакции шутливыми стихотворными строчками.


Рецензии