Перечитывая Честертона
Книга английского писателя Гилберта Честертона «Вечный Человек» – «сундучок» остроумных и парадоксальных рассуждений о Церкви и христианстве. В своем предисловии автор признавался: «Я понял, что повесть о Боге неповторима, – и сразу вслед за этим понял, что неповторима и повесть о человеке, которая вела к ней».
Вторая часть книги под названием «О Человеке, который зовется Христом» открывается главой «Бог в пещере». Перечитывая ее накануне Рождества, я вновь и вновь удивлялась простоте и ясности авторского слова, когда он рассуждает о Рождестве Христовом. Приведу несколько «остановивших» меня фраз, чтобы напомнить о сути и величии Рождества Христова, которое мы празднуем в эти святые дни (святки) вплоть до Крещения Господня.
«Именно с пещерой связывают ученые жизнь первобытного человека. Вторая половина человеческой истории тоже начиналась в пещере... Пещера служила стойлом для животных у горных жителей у Вифлеема... Именно здесь, под землей, приютились двое бездомных, когда хозяева переполненных гостиниц захлопнули перед ними двери. Здесь, под самыми ногами прохожих, в погребе мира, родился Иисус Христос… Именно пещера говорит о том, что Бог наш был бездомным изгоем...
Как парадоксально, что «Руки, создавшие солнце и звезды, всемогущество и детская беспомощность – эти противоположности сошлись в Вифлееме».
«...Новая Вселенная оказалась вместительнее старой. В этом смысле возникновение христианства шире сотворения мира – того мира, что был до Христа. Христианский мир включает и то, что уже было,
и то, чего не было раньше…»
«Наверное, это самая тайная из тайн рождественской пещеры. Люди ищут под землею ад, здесь под землею – небо. Мир перевернулся; с этих пор все великое может действовать только снизу… Олимп неподвижным облаком стоял в небе, мудрость восседала на престоле, когда Христос родился в пещере, а христианство – в катакомбах».
«Для нас Рождество едино и по-детски просто. Однако, как и всё в христианстве, оно и очень сложно. В нем есть и смирение, и веселье, и благодарность, и мистический трепет, и, кроме всего этого, бдение и беда...» (Под «бедой» имеется в виду событие, вспоминаемое сегодня Церковью: как Ирод, встревоженный слухами о новом Царе, приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев двух лет и моложе. – Прим. О.Р.).
«По самой своей природе радость в пещере подобна ликованию в крепости или в тайном пристанище изгоя... Здесь прятались от врага, а враг уже ступал по каменным складкам, нависшим над ними, как небо; копыта Иродовых коней уже гремели над головой Спасителя».
ОльгаРОЛИЧ/ЗАРЯ
СП-11.01.23г.
Свидетельство о публикации №223011100541
Пусть сбываются, Оля, все мечты и начинания!!
:-))
Сергей Белый 15.01.2023 21:08 Заявить о нарушении
Ольга Ролич 23.01.2023 10:58 Заявить о нарушении