Павка Корчагин

Я уже немало пожил на этом свете, дольше, чем средне-статистический российский мужчина. Мне 75 лет, т. е. я родился хоть и в суровые послевоенные годы, но все же для большинства моих соотечественников мирные годы.  При мне прошумели годы войны в Корее, затем вьетнамской, афганской, чеченской, войны с Грузией, получившей название 8.8.8., и вот сейчас идет военная спецоперация на Украине, которая затронула намного больше российских семей, чем предыдущие. Поэтому  я решил написать не о ней, не о тех солдатах, офицерах, генералах, которые сейчас участвуют в боевых действиях, а о их родных и близких, которые переживают за них и надеются, что те вернутся с войны живыми и победителями.

Много раз за эти 11 месяцев, что идет спецоперация, мы с женой обсуждали вопрос, что нашей нынешней власти намного труднее привлекать к ней личный состав подразделений нашей армии и флота, и не только потому, что предшествующие нынешнему министру обороны Шойгу прежние — Иванов и Сердюков, до такой численности «секвестрировали» армию, что ей стало очень трудно вести наступательные действия на территории Украины. Но еще и потому, что все идеологические скрепы в нашей стране были порушены во времена правления Ельцина и до сих пор эта важнейшая сторона патриотического воспитания находится в загоне.  И требуется немало сил, чтобы все повернуть на правильный курс.

А вот у нашего противника (не будем скрывать, ныне украинцы наши враги) с этим все обстояло хорошо. Но не сами украинцы начали воспитывать молодежь в духе ненависти к «москалям», т. е. русским, братьям-славянам, а с подсказки тех зарубежных партнетбыми врагами России. И за 30 лет им немало удалось сделать. Посмотрите, как рассуждают молодые украинцы, которым в голову вбили бандеровские лозунги.  Ведь Бандера бился за самостийную Украину, воевал против Красной армии, и его нынешние последователи именно на этом и строят свою идеологию. Напридумывали историю Украины, хотя даже при создании этого государства в 20-е годы к ней волею Ленина были прирезаны чисто русские территории на левом берегу Днепра и в Причерноморье.  Никогда историческая Украина не имела выхода к Черному морю, это были российские Новороссия и Таврия.

Давая с барского плеча новые территории братской Украине, никто из уже советских руководителей не представлял, что через сто лет там развернется настоящая война. Война на уничтожение людей с обеих сторон, которая сродни той жестокой Гражданской войне в послереволюционные годы. Которая, как многие считают, закончилась не в 1922 году, как нам говорят официальные документы, а продолжалась еще лет 30 минимум. Ведь и так называемые «сталинские репрессии», и борьба с бандеровцами и «лесными братьями» в 40-50-е годы, это тоже продолжение Гражданской войны 20-х годов.

И вот тут я хочу вернуться к идеологии и патриотическому воспитанию. Важность этой работы понимали руководители страны-большевики.  Ведь не зря у тогда  немногочисленной партии большевиков-ленинцев появился надежный резерв — комсомольцы. Она хорошо проявили себя на полях Гражданской войны, но еще лучше — на трудовом фронте, при проведении индустриализации и коллективизации, в культурной революции. А ведь тогда правильное поведение молодежи приходилось воспитывать лишь голосом, на митингах, ведь многие молодые люди не знали грамоты. Они постигали её вместе со своими учениками на полях борьбы с неграмотностью, которая велась повсеместно в молодой советской республике.  Появились в большом количестве новые школы — вначале начальные, затем семилетние, а затем и средние, дающие своим выпускникам знания, чтобы не только знать и уметь правильно жить, но и получать высшее образование. Ведь страна Советов остро нуждалась в инженерах, учителях, врачах.

А правильно научить грамоте, математике, физике и другим наукам в рамках школьного образования недостаточно, чтобы молодое поколение было бойцами за новую жизнь в стране.  Поэтому и появилась пионерская организация, через которую прошли почти все советские школьники. Там тоже проводилась огромная воспитательная работа. Я не буду вдаваться в особенности работы пионерской организации в предвоенные годы, где были свои особенности и движения, например, «тимуровцев», которые помогали взрослым, чьи мужья служили в Красной армии, а семьи остались без надежной мужской силы.  «Тимуровцы» были и у нас в послевоенные годы. Нам поручалось пилить двора в тех семьях, где мужья вернулись с войны инвалидами и не могли выполнять часть мужских обязанностей. Именно пионеры собирали макулатуру и металлолом, что позволяло сокращать вырубку леса для бумаги, тратить средства и силы на выплавку из руды металла.  И мы знали, почему и для чего нам все это поручают.

Старались растить здоровое поколение. В наше время не было «ворошиловских стрелков», как в 30-е годы, но зато были комплексы БГТО и ГТО разных ступеней, куда входила и стрельба по мишеням вместе в развитием физических качеств. Значки о том, что юноша ли девушка сдали нормы ГТО, носили на груди рядом с комсомольскими значками, и этим все гордились.

Да, нас в таком духе воспитывать было проще, чем сейчас. Еще были живы участники Великой Отечественной войны и немногочисленные участники Гражданской, которые в беседах с подрастающим поколением расставляли акценты. Услышать живое слово о истории родной страны было не только приятно, но и полезно.

На давайте не будем забывать и о слове печатном. Сколько замечательных романов патриотического направление тогда писалось. «Тихий Дон» и «Поднятая целина» Михаила Шолохова, «Как закалялась сталь» Николая Островского,  «Живые и мертвые» Константина Симонова, «Молодая гвардия» Александра Фадеева и другие. Эти произведения входили в школьную программу и рассказывали о исторических событиях в стране через призму отношений к ним обычного человека. Но не только печатное слово воспитывала нашу молодежь. Не зря народная мудрость гласит, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Все вышеназванные произведения экранизировались настоящими режиссерами, такими же патриотами страны, как и сами герои этих фильмов. А сколько других фильмов, о которых мы с ностальгией вспоминаем. «Чистое небо», «Добровольцы», «Судьба человека», сериал «Вечный зов». И много других фильмов, заставляющих человека переживать и думать о том сложном, многотрудном пути, который прошли наши предки.

Наши родители, бабушки с дедушками успели хлебнуть всех трудностей Гражданской войны, индустриализации, коллективизации и культурной революции, войны на уничтожение с гитлеровской Германией и её союзниками. Поняли, что для того, чтобы их потомки были счастливы, их надо воспитывать в духе преданности своим идеалам, быть стойкими, мужественными, уметь защитить себя и своих близких. И нас именно так воспитывали, как будущих строителей коммунизма.  Поэтому в годы войны спокойно отпускали воевать с фашизмом, а после неё ехать на комсомольские стройки в Сибирь и на Дальний Восток. В те годы в армии и на флоте было престижно служить, и лишь самые немощные или хитрые «косили» от военной службы. 

Увы, с тех пор многое в нашей стране и в мире изменилось. Ошибки, допущенные руководителями СССР и других стран социалистического лагеря, позволили нашим врагам из-за кордона разложить нашу молодежь, для которое личное стало дороже общественного, а своя рубашка ближе к телу.  Поэтому и рванули за границу почти полмиллиона молодых людей, испугавшихся мобилизации в армию и на флот.  Причем их родители в этом молодежь поддержали. С таким настроением в обществе нам будет трудно победить с врагом, которого за последние 30 лет воспитали в духе ненависти ко всему русскому.

Недавно совершенно незаметно для официальной власти и государственных СМИ прошло столетие образования СССР. Но я, как и многие мои сверстники, хорошо помним эту дату.  И не только помним, но и пересматриваем те фильмы, о которых я написал выше. Благо сейчас интернет дает такую возможность.  Как человек в солидном возрасте и к тому же со склерозом, я весьма чувствительно воспринимаю их, на глазах часто сами собой появляются слезы как признак этого самого склероза. Поэтому смотрю дозировано, мне  нельзя волноваться из-за проблем с сердцем.  Но зато какой это бальзам для души.

Недавно пересмотрел старый, 1956 года выпуска фильм «Павка Корчагин», поставленный по роману Николая Островского «Как закалялась сталь. В нем роли главных героев сыграли совсем еще молодые Василий Лановой и Элла Леждей. Первый сыграл роль Павки, а Леждей роль Риты Устинович, его комсомольской подруги.  Смотрел фильм и  думал о том, какими наивными были первые комсомольцы 19-20-х годов, мечтали о мировой революции и освобождении трудящихся всего мира. Но не только мечтали, но и воевали за эту мечту, строили гиганты отечественной индустрии, Магнитку и ДнепроГЭС, Комсомольск-на-Амуре, узкоколейку от Боярки до заготовленных в 7 км от станции дров, чтобы не замерзали суровой зимой жители Киева. Строили в неимоверно трудных условиях, в холоде и голоде, где из орудий труда были лишь лопаты и кирки.  Умирали от голода и тифа, Строили для жителей Киева, который сейчас ополчился на Россию, забывая свою истинную историю.

Вообще роман и фильм сыграли в моей жизни важную роль, хотя я долгие годы об этом не подозревал. Судите сами, уважаемые читатели.  Я на всю жизнь запомнил слова, произнесенные Павкой Корчагиным, который, зная, что его ждет неподвижность и слепота, решил застрелиться, чтобы не мучиться и не стал обузой для близких. Вот тогда он подумал, и авторы фильма это показали, слова об этом прозвучали рефреном всему фильму:

«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать её».

Когда Николай Островский писал эти слова, он точно знал, что имеет в виду, так как он прожил всего 32 года, из которых 9 лет был прикован к постели болезнью. Он написал всего один роман: «Как закалялась сталь», сделавший его знаменитым. Он действительно торопился жить. Островский окончил школу в 9 лет с похвальным листом, глубоко верующий в детстве, посвятил свою жизнь делу комсомола. И слова его правильные и жизнь прожита искренне и без оглядки.

Сейчас я уже не помню, что впервые случилось — я прочитал роман Островского или увидел фильм. Но хорошо помню, что эти события произошли еще до окончания мной средней школы, после которой я решил поступать в Хабаровский медицинский институт.  Сдав два первых экзамена по физике и химии на «отлично», я пошел на последний экзамен писать сочинение.  Как обычно на вступительных экзаменам абитуриентам предложили три темы на выбор. Одно по произведениям классиков XIX века. Вторая тема по произведениям советского периода, а третья — свободная.  Я выбрал роман «Как закалялась сталь». Как обычно при  написании последних сочинений в школе, я писал сразу на чистовик, лишь составив подробный план, поэтому у меня оставалось много времени на проверку готовой работы.  На сочинение давалось 3 часа. Я уложился в 2, но на стандартных для сочинения листах оставалось место еще для пары-тройки предложений,  которые я никак не смог сформулировать. Я сдав листы экзаменатору, вышел на улицу, походил, подумал, мысли пришли, и я вернулся в аудиторию. Дописал сочинение, проверил и сдал за полчаса до окончания отпущенного для этого времени. И единственный из всех сдававший в тот 1965 год юношей, получил за сочинение тоже «отлично».  Так я стал студентом института, хотя и не мечтал стать врачом. И не испугался самого большого из всех вузов Хабаровска на лечебный факультет конкурса.

А после окончания медицинского института я не испугался службы в военно-морском флоте, хотя шла война во Вьетнаме, и Тихоокеанский флот был в повышенной готовности. Хотя я при желании мог бы «отмазаться» - есть ребенок и  жена беременная вторым. Но счел такое решение недостойным. Нет, я не рассуждал,  как Павка Корчагин, но чисто интуитивно знал, что поступаю правильно. За плечами три года службы на субмарине в должности начальника медицинской службы и одна боевая служба, или «автономка». Моряки, особенно подводники, знают, что это такое, какой это стресс для человека. Но зато я могу смотреть в глаза любому, и никто не бросит мне упрек, что я спрятался за женскую юбку.

И я не делал карьеры никогда. Просто старался делать добросовестно порученное дело в рамках своих должностных обязанностей. Но оказалось, что этого вполне достаточно, чтобы тебя замечали и предлагали перейти на более высокую должность. И если я чувствовал, что созрел для неё, не отказывался, считая, что если кому-то она по плечу, то почему не может быть по силам мне. И не ошибался. Единственный раз, когда стал отказываться, то при приглашении стать чиновником здравоохранения на краевом уровне. Но оказалось, что человек, который приглашал меня на эту должность, лучше меня знал, на что я способен. И мы оба не разочаровали друг друга. Но зато это позволила мне всю жизнь с желанием ходить на работу, где мне приходилось решать все более сложные задачи и проблемы.

Даже свою первую школьную любовь я чисто интуитивно выбрал по имени главной героини романа Николая Островского.  Когда эта девочка по имени Рита появилась в нашем  9 классе после переезда с родителями из другого поселка, я сразу обратил на неё внимание.  Не скажу, что у ученика 9 класса школы не было до этого симпатии. Ею была красивая девочка Лиза из еврейской семьи, отличница, которой я симпатизировал аж со второго класса.  Рита была не такой красивой, просто симпатичной, и училась чуть похуже, но зато была большая общественница, компанейская девушка  и не казалась такой недотрогой, как Лиза.  Но  мне, слишком увлеченного спортом, тратить время на свидания показалось неправильным. Ведь даже на стене в моей комнате висел лозунг, взятый из фильма «Небесный тихоход» и чуть переделанный - «Первым делом тренировки, ну а девушки потом».  К тому же Рите предложил свою дружбу мой одноклассник, а среди нашего поколения была популярна песня о друге из фильма «Путь к причалу», где пелось «А случится, что друг влюблен, а я на его пути, уйду с дороги, таков закон, третий должен уйти». И хотя одноклассник не был моим другом, я не стал на его пути.  И почти  совершил туже ошибку, что и Павка Корчагин, который не открыл своей любви к Рите, посчитав, что для комсомольца важнее не личное счастье, а благополучие всего человечества.

Но перед выпускными экзаменами между Ритой и её кавалером «пробежала черная кошка», и на выпускном вечере я предложил Рите погулять со мной, и она не отказалась. Но наша школьная любовь не выдержала испытание временем по вине обоих, и через год с небольшим мы расстались. Думаю, это не было настоящей любовью, так, юношеская влюбленность.
Через много лет снова встретились, стали общаться, потом я уехал, и мы изредка звонили друг другу. 

А когда я стал пенсионером, а потом инвалидом, правда, не таким тяжелым, как Николай Островский и герой его романа Павка Корчагин, и стал писать свои воспоминания, потом  короткие рассказы, и даже успел издать две книги, а потом и альманах с воспоминаниями своих земляков и моими, то послал их Рите. Она прислала мне большой буклет о дальневосточной тайге и в нем открытку, где написала такие слова: «Саша, хорошо, что бы был в моей жизни. Спасибо. Рита». К сожалению, 19 февраля 2019 года Рита скоропостижно умерла.

Теперь вы поняли, уважаемые читатели, какую роль сыграл знаменитый роман Николая Островского в моей жизни.  Нет, я не могу сказать, что не делал ошибок в своей жизни, но ни за одну мне не стыдно. Но у меня была полная семья,  есть трое детей и уже четверо внуков, я построил таунхаус, в котором живет семья моей дочери, и деревьев посадил за свою жизни пару десятков точно. И сейчас занимаюсь тем делом, которое мне по душе, и меня мои земляки и многие хабаровчане знают не как крупного чиновника от здравоохранения, а как человека, который честно пишет о прошлом, дает дельные советы, написал пять книг, которые нашли своего читателя. 

А вот люди, которые в свое время поступили со мной несправедливо, завершили свои карьеры не так, как рассчитывали. И бывший министр здравоохранения края Савкова, и губернатор края Ишаев, и главный врач Нефтеюганской больницы Лысак, и мэр города Нефтеюганска Буров. «Бог шельму метит», - не зря так гласит народная мудрость.


Рецензии
В свои 75 лет Щербаков так и не понял, что борьба Украины за
свою свободу и независимость совершенно легитимна и никак не дает
право лезть России на ЧУЖУЮ территорию.
И Бандера такой же герой Украины, как ,например, Котовский в России.

Володя Новозеландский   11.01.2023 13:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.