Почему растение мышиный горошек так называется

23+

НАУЧНАЯ РАБОТА

         "О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель."
       А.С. Пушкин.

"Платон мне друг, но истина дороже."
    Сервантес, роман "Дон Кихот".

  Вот сижу я вчера - дурака валяю. Иногда надо. Например, когда ноги уже не ходят. А тут она. Средь бела дня. Да ладно бы во дворе, а то в доме. Идёт не спеша, дородная такая, носом крутит, шубка на ней дымчатая, с отливом. Совсем обнаглели.

   Мышей на даче я встречаю чаще, чем хотелось бы. Даже иногда мерещатся. И дух их.

   А сегодня с утра пораньше пошла я в огород: не зацвела ли там, возле мышиного горошка, розочка чайная, чтобы её в чай. Смотрю - батюшки! - и тут они. Весь куст облепили! Аж дыханье спёрло. Какая страсть, значит, этот горошек для них и впрямь. Глаза зажмурила, головой потрясла, очки сняла, протёрла, снова надела, поближе на цыпочках крадусь, присматриваюсь: слава Богу! Не мыши это, - не шевелятся. Это гроздья семян такие. А надо же, как на мышей похоже! Особенно издалека, - и шубки дымчатые, и с отливом, - совсем как на той, вчерашней.
    Интересно! Зафиксировала я своё наблюдение - сфотографировала, и  отправилась за справкой, в телефонный интернет, - куда же ещё идти дачнику, когда он на даче? Не в библиотеку же научную, в таком виде, тут-то уж привыкли все.   
   Читаю: "...из-за этого миниатюрного размера горошин, кушать которые удобно только мышкам, но не человеку, растение и получило своё название."
    Удобно, не удобно... Да человеку всё удобно! Пишут, вон, что скоро опарышей есть начнём. А может, и уже едим... давно...

  - Позвольте с вами не согласиться, уважаемые господа учёные! Моё, конечно, вам почтение, но не в размере дело! - это я им насчёт горошка, как очевидец, мысленно, - Сейчас я вам всё докажу! Аргументами и фактами!
 
   Историческая справка. Человечество с мышами - нравится, не нравится, а идут сквозь века плечом к плечу одной дорогой. И подслеповатые вроде меня тоже всегда были, хоть и не сплошь и рядом,  как сейчас. А вот очков не было долго. И кому чего только сослепу не казалось! А если спьяну - так вообще.
   Или одна я, что ли, особенная такая? Никому, кроме меня, что ли, за века на кустах мыши не мерещились?Мерещились и отражались в живой устной народной речи. Вот мой козёл Бяша - в нём, думаю, килограммов под сто точно будет, - когда мне копытом на ногу наступит, в моей речи это отражается мгновенно. Надо бы, наверно, чтобы так отражалось: "Извини, Бяша, подвинься, пожалуйста", но на практике так не получается, хотя насчёт культуры речевого общения я всегда только "за". Или вот ещё: сидишь козу доишь, жара, ноги голые и мухи кусают, а руки-то заняты... да хоть бы и в штанах - прокусывали бы и через них... Так такие бляхи-мухи, прости Господи,  отражаются от этого в моей устной речи, что приходится про них отцу Сергию докладывать на исповеди, - что греха таить-то?..      
    Конечно, были и слабонервные, которые, завидя издали в огороде на кустах грозди мышей, дар речи теряли вовсе и даже падали в обморок, но большинство, думаю, сначала визжали, а потом уносились сломя голову с криком  "А-а-а..!!! Мыши!!!" А уж какую фольклорную характеристику выдавали этим кустам мужички, пробуждаясь и ползая в них с похмелья!... Ну, а в официальном названии закрепилось, конечно, то, что поприличнее: "мышиный горошек".
    Вывод: название "мышиный горошек" обусловлено не размерами горошка, а сходством растения с мышами и многовековой народной впечатлительностью, что подтвеждено личным опытом автора данной научной работы.
   А у современных учёных - пусть уж не обижаются - такого опыта быть не может, при всей их одержимости святым духом просвещения. Одними допусками к архивам тут явно не обойдёшься. И даже научные экспедиции во всеоружии - с аудио- , фото- ,  видео- и прочей техникой - не прольют света на тайну мышиного горошка, потому как, согласитесь: вряд-ли кому из членов экспедиции выпадет такой счастливый случай, чтобы вчера на сон грядущий в мышиной норе сидеть, - ведь в том-то вся и наглость, что мышь ходила передо мной так, будто это не она у меня в комнате, а я у неё в норе сижу в углу и трясусь от страха , - а сегодня с утра, на трезвую голову, увидеть вдруг  мышиный горошек именно в той фазе развития, когда он как бы весь облеплен мышами. Да я сама за свои шестьдесят лет его впервые таким увидела, хотя он всегда на моём огороде растёт! Звёзды должны были для такого совпадения  сойтись. Вот вам и случай - бог-изобретатель. 
   "Ну, если на то пошло, чтобы уж как по Пушкину, то должен быть тут ещё и гений - парадоксов друг. Может, ещё скажете, автор, что Вы гений?" - съязвит оппонент.
Ну, гений не гений, а нормальный дачник ни на какую научную работу отвлекаться не станет, когда у него огород такой неполотый, что весь мышиным горошком порос.
   Так что, уважаемые ономасты*, (извините за выражение, читатель, но я не обзываюсь: ономаст - это учёный, изучающий всякие названия) попрошу моё открытие признать действительным, и отметить его честь по чести, как в таких случаях полагается. Можно прямо у меня на даче - на месте событий, пока главные аргументы и факты - семена с кустов мышиного горошка - не осыпались. Правда, из удобств смогу предложить только самое необходимое  по нынешним временам - дистанцию**, ну а уж маски попрошу иметь свои.
   А у меня даже один близкий родственник - ономаст есть, откуда я и слово-то это знаю. Но только близкородственный ономаст сюда ни ногой, потому как в своих научных диалектологических экспедициях по деревням привык он налегке: диктофон, фотоаппарат, блокнот. Бабули- диалектоносители и напоют ему с три короба в диктофон, и стол накроют по доброте душевной, а как закончится, так небось, подмигнут друг другу - "Ну что, ушли филолухи-то?" - понёвы, платки да лапти поснимают, в сундуки засунут, в кроссовки-джинсы-футболки переоденутся, и давай на Ютуб: чего там про них учёные выложили?   
   А у нас тут что? Лопата, вилы, тачка есть... Огурцов, пожалуйста, можешь себе нарвать или, вон, кабачков сколько хочешь - да хоть... три или даже четыре, - жалко что ли? Крапивы ещё - очень полезно... Зову, зову - не едет. Ну, а сами мы с огородом уже не справляемся, потому огород наш - непаханое поле всяких научных открытий. Добро пожаловать за открытиями!
   
   Отступление. А дурака я вчера вечером, знаете, как валяла? План работ себе на завтра писала. Я его часто пишу. Сажусь и давай валять - как художник картину или поэт поэму пишет, или кто годовой отчёт для проверяющей инстанции: пункт номер один, пункт номер два... - так и отлетают. Иной раз полёт фантазии занесёт - хорошо, если потом за день хоть один пункт одолеешь, а в основном всё что-то отвлекает. Примерно с середины июня в моём плане первым пунктом всегда стоит - прополоть огород. А почему-то руки не доходят. Вот научное открытие же в план не входило, и пока я с ним провозилась - не помню, куда и план засунула, теперь вообще не знаю, что делать. Буду новый писать: с одной стороны - вроде как большое дело делаешь, а с другой -  сидишь, чаёк прихлёбываешь и, как сказал кто-то из знаменитых, "если говорить достаточно долго, делать вроде как ничего уже и не надо"...
 
    На этом можно было бы уже и закончить, но чувствую:
чего-то в моей работе недостаёт. Свидетелей!
   Беру мышеловку, - у меня они гуманные: мышка залезет в неё наполовину, хвать приманку, а дверка её по попе шлёп, в клеточку - толк, и захлопнется. Приманка - корочка хлеба с растительным маслом.
   Ну, вот и свидетель. И никакая она, оказывается, не наглая. Очень симпатичная даже, растерянная и грустная - в масле свою шубку вымазала, как мокрая теперь. Пойду её на лужок выпущу. Это ещё один мой родственник -  редкостная, вообще-то, вредина - так однажды придумал: "Слышь, там у тебя, я видел, мышь в мышеловке, ну, ты её это, кошкам не надо - пойди и в поле выпусти, поняла? А то я не буду к тебе ездить козлу копыта подрезать".
    
   Ну, вот теперь - всё.

Мораль: чтобы делать научные открытия, да и вообще, - надо стараться быть поближе к первоисточнику - к природе.

Август 2021г. - 11 января 2023г. Быль. С уважением к хранителям слова - филологам. Для того, чтобы быть филологом, нужно очень много знать, много уметь и иметь талант.


* ОНОМАСТИКА - наука об именах собственных всех типов, о закономерностях их развития и функционирования.
** - дело было в  пандемию коронавируса (август, 2021г.).


Рецензии