Пушкин и наше Наше Всё table-talk 1

В оригинале цитата  фрагмента с мемом НВ:
«А Пушкин — наше всё: Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами.»

Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина = две статьи: впервые: "Русское слово", 1859, NoNo 2 и 3.

В Статье первой «Пушкин - Грибоедов - Гоголь - Лермонтов« (в которой АСП стоит впереди Грибоедова, хотя тот и опередил  его на вираже конкурентного цеха поэтов  своим «Горем») полный фрагмент со всем его целомудренным неистраченным блогерами пушкиноводства смыслом:

«А Пушкин-- наше всё: Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин -- пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, все то, что принять следует, отбрасывавший все, что отбросить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, образ, который мы долго еще будем оттенять красками. Сфера душевных сочувствий Пушкина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после него было и будет правильного и органически нашего.
Сочувствия ломоносовские, державинские, новиковские, карамзинские, сочувствия старой русской жизни и стремления новой, -- все вошло в его полную натуру в той стройной мере, в какой бытие послепотопное является сравнительно с бытием допотопным, в той мере, которая определяется русскою душою. Когда мы говорим здесь о русской сущности, о русской душе, мы разумеем не сущность народную допетровскую, и не сущность послепетровскую, а органическую целость: мы верим в Русь, какова она есть, какою она оказалась или оказывается после столкновений с другими жизнями, с другими народными организмами, после того, как она, воспринимая в себя различные элементы, - одни брала и берет как родственные, другие отрицала и отрицает как чуждые и враждебные...
 
Пушкин-то и есть наша такая, на первый раз очерком, но полно и цельно обозначившаяся душевная физиономия, физиономия, выделившаяся, вырезавшаяся уже ясно из круга других народных, типовых физиономий, - обособившаяся сознательно именно вследствие того, что уже вступила в круг их. Это - наш самобытный тип, уже мерявшийся с другими, европейскими типами, проходивший сознанием те фазисы развития, которые они проходили, но боровшийся с ними сознанием, но вынесший из этого процесса свою физиологическую, типовую самостоятельность.»

***
Итак, выписываем члены множества «ВСЁ» (только наше) и толкуем в стиле табль-талк или тэйбл-толк:

- представитель всего нашего душевного, особенного (такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами)  = т.е. выразитель доминанты душевного строя  или ментальности

- единственный полный очерк нашей народной личности = народная личность – это нечто не имеющее дефиниций = попробуйте скомпоновать эту н.р. из Николай 1, Натали, Фон Визина, Ивана Баркова, Лерманта, Льва Толстого, ФМД и Сержа Есенина и Иешуа Бродского  … экий винегрет,если в него впрыснуть уксус  и не пущать дам типа Зин. Гиппиус, Брик, Цветаеву унт Ахматову с Б.Ахмадулиной …

- самородок  принимающий все наше что следует нам  и отвергающий отталкивающий все что нам не пристало  = т.е. эдакий  фильтр-детокс «Барьер Pro», распознающий *** (не народное, поганое , инородное)

- полный и цельный образ народной нашей сущности … исключительно органически нашего  (попробуйте себе четко ясно кратко и честно сформулировать формулу этой сущности – можете использовать пособия – труды Гоголя ( Ревизор и Мертвые души )особо том 2), ФМД о русском психопатстве и разбое души, трилогию «Мужики» А.П Чехова (злого и едкого в быту)  и эссе о русском крестьянстве буревестника  русского бунта-революции М. Пешкова (Горького до самой отравительной горчи)

Прим. сам А.Г. понял, что его понесло и занесло и он  тут же стал пытаться определить эту «сущность», ибо скажи он такое мужику на базарной площади, так услышал бы в ответ: Так, слышь, болезный и нетрезвый (в это время А.Г. уже сильно пил…), сучность она ж, сучтя, только у баб … А у мужика обитает только сволочь»
- образ народной русской души, которая как мембрана клетки эукариота фильтрует два мира: принимает родственной и отвергает чуждое и потому враждебное

***

Вариант интерпретации вырванной из контекста и затертой до агитки величия фразы Аполлона Григорьева  «Пушкин – наше всё»
Наше всё = это:
-  предел наших мечтаний
- верхняя планка достижений ума и сердца
- вершина достижений всех 200 народностей и большей им не дано
- это всё , на что мы способны в естественном отборе Царства живой Природы
- это шлагбаум у горла вымирания и выживания

***

Итак, толк 1:
= Наше Всё – это формула русской души или задушевности , идеалом которой в ранге математ предела совершенства  является А.С.  Пушкин

= Наше Всё – это и формула цехового поэтического  гения,  который в своих творениях дал образцы душевности,  достигнув совершенства гармонизации стиха, его гладкописи, сладкозвучия и неотразимой неповторимой напевности 

= Наше Всё – это формула идентификации и  фильтрации (защиты доступа, очистки) русскости от чужого, поганого  и потому враждебного

***
Актуалитэ:
В 1999 г праздновалось двухсотлетие Пушкина. Тогда фразу совсем истрепали и затаскали с экранов СМИ. После чего она стала звучать с ироническим оттенком,  став мемом наряду с "Хотели как лучше, а получилось как всегда.", реанимированным тугодумным, но открытым таким нашим всем Черномырдиным

***

С тропы ПипИ:

Наше Всё - это формула вклада русскости в мировую цивилизацию


Рецензии