Белорусская легенда флота российского

"Подвиг сей таков, что не находим другого ему подобного в истории мореплавания: он столь удивителен, что едва можно оному поверить”.
(Газета “Одесский вестник”, 1829г.)

В мае 1829 года 18 пушечный бриг "Меркурий", которым командовал уроженец белорусского городка Дубровно, что на Витебщине, капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский, патрулировал вход в пролив Босфор.

14 мая бриг обнаружили — на его перехват отправил два турецких линейных  корабля "Селимие" и "Реал-бей". На одном из этих кораблей находился адмирал турецкого флота (капудан-паша). И бывший командир брига "Меркурий" капитан 2 ранга Стройников. Который всего за несколько дней до этого боя сдал туркам фрегат "Рафаил".

По воспоминаниям одного из турецких офицеров, Стройников предупреждал, что капитан "Меркурия" сдаваться не будет.

Турецкий офицер с «Реал-бея» писал дословно следующее:

"В продолжение сражения командир русского фрегата говорил мне, что капитан сего брига никогда не сдастся, и если он потеряет всю надежду, то тогда взорвёт бриг свой на воздух. Ежели в великих деяниях древних и наших времён находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми литерами на храме Славы: он называется капитан-лейтенант Казарский, а бриг — «Меркурий»".

Капитан лейтенант Казарский имел отличное образование и большой боевой опыт. В 1828 году Казарский командовал малым транспортным судном «Соперник». Судно участвовало в высадке войск  и доставке вооружений при осаде крепости Анапа. По распоряжению командования "Соперник" был оборудован  «единорогом», что перевело транспортное судно в разряд бомбардирских кораблей. В то время, как основной флот не мог подойти к Анапской крепости из за  мелководья, «Соперник» под командованием Казарского в течение трёх недель, маневрируя под огнем крепостных пушек, обстреливал её укрепления. За время осады Анапы «Соперник» получил шесть пробоин корпуса и два повреждения рангоута, но до последнего дня осады продолжал атаковать крепость. За участие во взятии Анапы Александр Казарский был произведён в капитан-лейтенанты. В сентябре того же года по схожему сценарию была взята Варна, и за проявленную при этом храбрость Казарский был награждён золотой саблей.

Капитан-лейтенант Казарский и его команда вовсе не были самоубийцами чтобы  кинуться в бой против двух турецких линейных кораблей на борту которых находилось около двухсот орудий, однако отличная выучка экипажа, уверенность в своем корабле и боевой опыт капитана сыграли решающую роль в том легендарном бою.

Оторваться от погони российский бриг не мог из-за слабого ветра. Казарский принял решение занять позицию между двумя кораблями противника, взяв их что называется "за пояс", так как пушки линейных кораблей стрелять вниз не могли.
 Возле входа в крюйт-камеру, где хранился порох, он положил заряженный пистолет. Офицерам Казарский отдал приказ — взорвать порох выстрелом из пистолета тому из них, кто последним останется в живых. Корабельный флаг был прибит к флагштоку, чтобы его нельзя было спустить…

Бой продолжался два часа (один из его эпизодов запечатлен на картине Ивана Айвазовского,). Сначала огнем с "Меркурия" была перебита одна из мачт "Реал-бея", который в результате потерял возможность маневрировать. Затем точно таким же образом из строя вывели "Селимие".

"Меркурий" тоже был серьезно поврежден, капитан был ранен в голову, но оставался на своем боевом посту, корабль своим ходом, потеряв четырех человек убитыми прибыл в Севастополь.

За свой подвиг Казарский был произведён в капитаны второго ранга, награждён орденом Святого Георгия  и назначен флигель-адъютантом. Также в герб Казарского, как символ готовности пожертвовать собой, было внесено изображение тульского пистолета, который Александр Иванович перед боем положил  у входа в крюйт-камеру для того, чтобы последний из оставшихся в живых офицеров выстрелом взорвал корабль.

В 1831 году за отличную службу он был произведён в капитаны 1-го ранга, после чего  поступил в свиту императора Николая I. Состоя в свите, был командирован в Казань для определения целесообразности дальнейшего существования Казанского адмиралтейства. После командировки прошёл по рекам и озёрам из Белого моря до Онеги в поисках нового водного пути.

В 1833 году Казарский был направлен для проведения ревизии и проверки тыловых служб в черноморских портах, но через короткое время после прибытия в Николаев внезапно скончался от отравления. По мнению историка флота Владимира Шигина  причиной отравления была деятельность Казарского как ревизора Черноморского флота  и вскрытие им фактов злоупотребления и коррупции высоких флотских начальников

Что бы там не говорили разного рода "эксперты", судьба России определяется не столько ее территорией и природными богатствами, сколько наличем в ней героев, подобных белорусу, Александру Ивановичу Казарскому.


Рецензии
Андрей, у российского флота богатая история побед и героических свершений. В их ряду и подвиг капитана Казарского, о котором Вы так впечатляюще рассказали. С уважением,

Александр Смирнов 83   12.01.2023 14:43     Заявить о нарушении
Некоторые "деятели" любят высказывться в том духе, что белорусы вроде как нахлебники, они сидят на иждивении у россиян....
На самом же деле все совсем не так и судьба Александра Казарского тому пример.
Если же копнуть поглубже историю войны, то белорусские партизаны были настоящим фронтом и при этом они были на полном самообеспечении, именно благодаря им советская власть в Беларуси сохранялась даже в условиях оккупации...

Андрей Бухаров   12.01.2023 15:46   Заявить о нарушении
Это так, партизанское движение в Белоруссии было самым активным и результативным. Репрессии немцев были неслыханными, вспомним, например, Катынь. А людские потери были самыми большими среди союзных республик - 20% от общей численности. И вообще, я считаю белорусов самыми трудолюбивыми, и говорить о каком-то иждивенчестве могут только провокаторы. Республика имеет неплохие результаты, несмотря на почти полное отсутствие ископаемых природных ресурсов, за исключением калийных солей.

Александр Смирнов 83   12.01.2023 16:26   Заявить о нарушении
В 1981 году я прибыл в Гомельский облвоенкомат, где получил по доверенности 89 призывников для 66 гвардейской Полтавской учебной мотострелковой дивизии.
Военком, добрая душа, отпустил гомельчан до утра по домам. Утром пришли все, а после погрузки в вагон, "поделились впечатлениями" с остальными, пересадка в Киеве происходила бегом, так как поезд опоздал, некоторых пришлось тащить под руки, но при этом никто не отстал и не "потерялся"....
Молодцы белорусы!....

Андрей Бухаров   12.01.2023 17:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.