Белорусская легенда флота российского
(Газета “Одесский вестник”, 1829г.)
В мае 1829 года 18 пушечный бриг "Меркурий", которым командовал уроженец белорусского городка Дубровно, что на Витебщине, капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский, патрулировал вход в пролив Босфор.
14 мая бриг обнаружили — на его перехват отправил два турецких линейных корабля "Селимие" и "Реал-бей". На одном из этих кораблей находился адмирал турецкого флота (капудан-паша). И бывший командир брига "Меркурий" капитан 2 ранга Стройников. Который всего за несколько дней до этого боя сдал туркам фрегат "Рафаил".
По воспоминаниям одного из турецких офицеров, Стройников предупреждал, что капитан "Меркурия" сдаваться не будет.
Турецкий офицер с «Реал-бея» писал дословно следующее:
"В продолжение сражения командир русского фрегата говорил мне, что капитан сего брига никогда не сдастся, и если он потеряет всю надежду, то тогда взорвёт бриг свой на воздух. Ежели в великих деяниях древних и наших времён находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми литерами на храме Славы: он называется капитан-лейтенант Казарский, а бриг — «Меркурий»".
Капитан лейтенант Казарский имел отличное образование и большой боевой опыт. В 1828 году Казарский командовал малым транспортным судном «Соперник». Судно участвовало в высадке войск и доставке вооружений при осаде крепости Анапа. По распоряжению командования "Соперник" был оборудован «единорогом», что перевело транспортное судно в разряд бомбардирских кораблей. В то время, как основной флот не мог подойти к Анапской крепости из за мелководья, «Соперник» под командованием Казарского в течение трёх недель, маневрируя под огнем крепостных пушек, обстреливал её укрепления. За время осады Анапы «Соперник» получил шесть пробоин корпуса и два повреждения рангоута, но до последнего дня осады продолжал атаковать крепость. За участие во взятии Анапы Александр Казарский был произведён в капитан-лейтенанты. В сентябре того же года по схожему сценарию была взята Варна, и за проявленную при этом храбрость Казарский был награждён золотой саблей.
Капитан-лейтенант Казарский и его команда вовсе не были самоубийцами чтобы кинуться в бой против двух турецких линейных кораблей на борту которых находилось около двухсот орудий, однако отличная выучка экипажа, уверенность в своем корабле и боевой опыт капитана сыграли решающую роль в том легендарном бою.
Оторваться от погони российский бриг не мог из-за слабого ветра. Казарский принял решение занять позицию между двумя кораблями противника, взяв их что называется "за пояс", так как пушки линейных кораблей стрелять вниз не могли.
Возле входа в крюйт-камеру, где хранился порох, он положил заряженный пистолет. Офицерам Казарский отдал приказ — взорвать порох выстрелом из пистолета тому из них, кто последним останется в живых. Корабельный флаг был прибит к флагштоку, чтобы его нельзя было спустить…
Бой продолжался два часа (один из его эпизодов запечатлен на картине Ивана Айвазовского,). Сначала огнем с "Меркурия" была перебита одна из мачт "Реал-бея", который в результате потерял возможность маневрировать. Затем точно таким же образом из строя вывели "Селимие".
"Меркурий" тоже был серьезно поврежден, капитан был ранен в голову, но оставался на своем боевом посту, корабль своим ходом, потеряв четырех человек убитыми прибыл в Севастополь.
За свой подвиг Казарский был произведён в капитаны второго ранга, награждён орденом Святого Георгия и назначен флигель-адъютантом. Также в герб Казарского, как символ готовности пожертвовать собой, было внесено изображение тульского пистолета, который Александр Иванович перед боем положил у входа в крюйт-камеру для того, чтобы последний из оставшихся в живых офицеров выстрелом взорвал корабль.
В 1831 году за отличную службу он был произведён в капитаны 1-го ранга, после чего поступил в свиту императора Николая I. Состоя в свите, был командирован в Казань для определения целесообразности дальнейшего существования Казанского адмиралтейства. После командировки прошёл по рекам и озёрам из Белого моря до Онеги в поисках нового водного пути.
В 1833 году Казарский был направлен для проведения ревизии и проверки тыловых служб в черноморских портах, но через короткое время после прибытия в Николаев внезапно скончался от отравления. По мнению историка флота Владимира Шигина причиной отравления была деятельность Казарского как ревизора Черноморского флота и вскрытие им фактов злоупотребления и коррупции высоких флотских начальников
Что бы там не говорили разного рода "эксперты", судьба России определяется не столько ее территорией и природными богатствами, сколько наличем в ней героев, подобных белорусу, Александру Ивановичу Казарскому.
Свидетельство о публикации №223011100979
Александр Смирнов 83 12.01.2023 14:43 Заявить о нарушении
На самом же деле все совсем не так и судьба Александра Казарского тому пример.
Если же копнуть поглубже историю войны, то белорусские партизаны были настоящим фронтом и при этом они были на полном самообеспечении, именно благодаря им советская власть в Беларуси сохранялась даже в условиях оккупации...
Андрей Бухаров 12.01.2023 15:46 Заявить о нарушении
Александр Смирнов 83 12.01.2023 16:26 Заявить о нарушении
Военком, добрая душа, отпустил гомельчан до утра по домам. Утром пришли все, а после погрузки в вагон, "поделились впечатлениями" с остальными, пересадка в Киеве происходила бегом, так как поезд опоздал, некоторых пришлось тащить под руки, но при этом никто не отстал и не "потерялся"....
Молодцы белорусы!....
Андрей Бухаров 12.01.2023 17:05 Заявить о нарушении