Горе от ума, ум от горя. Притча

Притча «ГОРЕ – ОТ УМА, УМ – ОТ ГОРЯ».

Как-то Тень и Мрак гуляли среди людей.
Люди их не видели, ведь они были невидимы.
«Горе – от ума», – сказала Тень.
«Ум – от горя», – ответил Мрак.
Солнце светило, листья падали, и дожди не шли, но в Москве было тихо и темно.
В какой Москве? В Москве забытой, забытой всеми.
Бог закрыл глаза людям, и они спали, спали непробудным сном.
«Люди – зомби», – сказала Тень.
«Люди – грешны», – ответил Мрак.
«Чем грешны?», – спросила Тень.
«Умом», – ответил Мрак.
«Умом, ум дан им Богом. В чём их грех?», – спросила Тень.
«Грех – в уме», – ответил Мрак.
«В уме… Они же спят, а когда спишь, ум – не разум», – сказала Тень.
«Не разум, но сон – не спасение», – ответил Мрак.
«А ты откуда знаешь?», – спросила Тень.
«Видел…», – ответил Мрак.
«Что видел?», – спросила Тень.
«Всё видел… Виден как Бог от горя людям ум дал», – ответил Мрак.
«Как от горя… Разве Бог может горевать?», – спросила Тень.
«Может», – ответил Мрак, – «Он ещё не то может…».
«Может…, а я думала Бог всесилен», – сказала Тень.
«Всесилен, но даже Бог иногда ошибается», – ответил Мрак.
«Как ошибается, ведь Бог всемогущ», – сказала Тень.
«Всемогущ, и в этом его горе», – ответил Мрак.
«Горе… А разве Бог познал горе?», – спросила Тень.
«Познал…, когда создал человека», – ответил Мрак.
«Человека… Почему?», – спросила Тень.
«Горе – от ума, ибо у человека ум – от горя», – ответил Мрак.
«Как же так, ум – от горя», – спросила Тень.
«Бог создал человека, а он стал тварью.
И потом от горя Бог наделил человека умом.
Вот секрет ума человека», – сказал Мрак.
«А ты откуда знаешь», – спросила Тень.
«Видел», – ответил Мрак, – «Видел, когда Бог создавал».
«Как же ты мог видеть, ведь ты ночью бродишь», – спросила Тень.
«Бог создал человека – днём, а умом наделил его – ночью.
С тех пор человек бродит во мраке и душа его потёмки», – ответил Мрак.
«Да…, а я не видела», – сказала Тень.
«Как же ты могла видеть, тебя тогда не было», – сказал Мрак.
«Не было…, а как так, что ты был?», – спросила Тень.
«Я – первичен, ты – вторична, а солнце – бренно», – ответил Мрак.
«Повезло тебе видеть такое…
Люди даже не догадываются, что ум у них – от горя», – сказала Тень.
«Люди – слепы, а сон – это ширма», – сказал Мрак.
Настало утро, туман рассеялся, и люди стали людьми.
Горе больше не ходило по земле, но жило в умах.
Зерно притчи таково:
Горе – от ума, а ум – от горя, но душа – от Бога.
Есть душа, есть и разум.
Нет души, нет разума.
И мрак – не помеха, и тень – не стена.
Бог – всему голова, а человек – творенье Бога.
Цени ум, ум дан тебе – от горя, и горе это – сердечное.
Люби Бога, как он любя, наделил тебя умом.
И любовь его – безгранична,
ибо только любя можно дать твари то, что она не заслуживает.
А в тот момент, человек не заслуживал ума, он заслуживал смерти.
Но Бог милостив, он не убил человека, он дал ему – ум.
Дал в надежде, что человек проснётся и станет ЧелоВеком, и не будет тварью.
Так не разочаровывай Бога своего, человек, ибо как сказано:
«Что дано, то и отнимется, что суждено, то и сбудется».
Горе – от ума, ум – от горя, но душа – от Бога.
Душа – царь, ум – слуга, горе – пёс цепной.
И пока пёс у ворот, нет душе покоя.
Поэтому люди бродят во мраке, и душа их потёмки.
Мрак и Тень – ушли в бездну, в бездну бытия, а Бог пошёл спать.
А человек? Человек возродился, и стал светилом всемирным.
И с тех пор в Москве – свет, тени не бродят среди людей, и мрак в головах исчез.
«А правда ли это?», – спросите вы. Правда, и тени сему свидетели.
Держи свой ум – в чистоте, а сердце – в теплоте, и никакой мрак тебе не страшен.
Ясность ума, ясность сердца – ясность рассудка.

11.01.2023г.
Автор: Галина Жолонковская (Белая Волчица).
___________________________________________
В притчу «Горе – от ума, ум – от горя» заложена глубокая философия.

Картинка из интернета.

***
преподобный Исаак Сирин Ниневийский
"Симфония по творениям преп. Исаака Сирина".

Чистота ума
Вопрос. Что такое чистота ума?

Ответ. Чист умом не тот, кто не знает зла (ибо такой будет скотоподобным), не тот, кто по естеству находится в состоянии младенческом, не тот, кто принимает на себя вид чистоты. Но вот чистота ума – просветление Божественным, по деятельном упражнении в добродетелях. И не смеем сказать, чтобы приобрел сие кто без искушения помыслами, потому что иначе он был бы необлеченным телом. Ибо не отваживаемся говорить, чтобы наше естество до самой смерти не было боримо, и не терпело вреда. Искушением же помыслов называю не то, чтобы подчиняться им, но чтобы положить начало борьбе с ними.

(Слово 4).

Вопрос. Чем разнствует чистота ума от чистоты сердца?

Ответ. Иное есть чистота ума, а иное – чистота сердца. Ибо ум есть одно из душевных чувств, а сердце обнимает в себе и держит в своей власти внутренние чувства. Оно есть корень, а если корень свят, то и ветви святы, т.е. если сердце доводится до чистоты, то ясно, что очищаются и все чувства. Если ум приложит старание к чтению Божественных Писаний или потрудится несколько в постах, в бдениях, в безмолвиях, то забудет прежний свой образ мыслей, и достигнет чистоты, как скоро удалится от скверного жития; однакоже не будет иметь постоянной чистоты; потому что как скоро он очищается, так же скоро и оскверняется. Сердце же достигает чистоты многими скорбями, лишениями, удалением от общения со всем, что в мире мирского, и умерщвлением себя для всего этого. Если же достигло оно чистоты, то чистота его не сквернится чем-либо малым, не боится великих, явных браней, разумею брани страшные; потому что приобрело себе крепкий желудок, который может скоро переварить всякую пищу, несваримую в людях немощных. Ибо врачи говорят, что всякая мясная пища неудобоварима, но много силы сообщает телам здоровым, когда приемлет ее крепкий желудок. Так, всякая чистота, приобретенная скоро, в короткое время и с малым трудом, скоро теряется и оскверняется. Чистота же, достигнутая многими скорбями и приобретенная продолжительным временем, не страшится какого-либо не превышающего меру приражения в которой-либо из частей души, потому что укрепляет душу Бог. Ему слава во веки веков! Аминь.

(Слово 4).

Чувства целомудренные и собранные воедино порождают в душе мир и не попускают ей входить (увлекаться) в испытание вещей. А когда душа не приемлет в себя ощущения вещей, тогда победа совершается без борьбы. Если же человек вознерадит, и дозволит, чтобы имели к нему доступ приражения (помыслов), то принужден тогда бывает выдерживать брань. Возмущается же и первоначальная чистота, которая бывает весьма проста и ровна. Ибо по сему нерадению большая часть людей, или и целый мир, выходит из естественного и чистого состояния. Поэтому, живущие в мире, в тесных связях с мирскими людьми, не могут очистить ума, по той причине, что много познали зла. Немногие же в состоянии возвратиться к первоначальной чистоте ума. Потому, всякому человеку надлежит с осторожностью соблюдать всегда чувства свои и ум от приражений. Ибо много потребно трезвенности, неусыпности, предусмотрительности. Великая простота прекрасна.

(Слово 5).
***


Рецензии
Отзывы от читателей из соцсети ВКонтакт:
1. Надежда Сухая
Благодарю Галочка, за интересный философский диалог ...
2. Тамара Пугачёва
Интересная притча , есть над чем поразмыслить.

Галина Жолонковская   18.01.2023 15:53     Заявить о нарушении