Прибавка к зарплате

ПРИБАВКА К ЗАРПЛАТЕ

Наш маленький уютный городишко Дозер вмещал в себя три тысячи жителей, пятьсот двадцать одну собаку, не поддающееся учету количество кошек, шесть ресторанчиков, восемнадцать лавочек, заправку и супермаркет. Правда, собиравшиеся по вечерам у месье Шеронне в "Идеальной пицце" старики, после второй бутылочки домашнего вина вечно спорили, считать или нет заправку и супермаркет частью городка. Построены эти монстры  были пять лет назад прямо у шоссе "Солей" Е15, пролегавшем в километре от нас. Этот километр был главным аргументом против. Аргументами "за" были неумолимые факты. Жители городка работали и там, и там. Заправляли свои колымаги и делали покупки тоже у шоссе Е15. После третьей бутылки все вспоминали , что с появлением  супермаркета в городке исчезли продуктовые лавки и спор мгновенно обрывался траурной тишиной, смешанной с кряхтением и покашливаниями.

Я был типичным жителем Дозера в шестом поколении. С той лишь разницей, что мне пришлось закрыть свою сырную лавку и демонстрировать трудолюбие, работая грузчиком в супермаркете  и подрабатывая по ночам заправщиком.

Полгода назад меня вызвал к себе управляющий:
- Месье Молле, хотел бы Вам предложить ещё одну подработку. Она не потребует от Вас больших усилий, а вот зарплата вырастет вдвое.
Я согласился, не раздумывая:
- Где ставить подпись?

Работа и впрямь оказалась совсем несложной. Просто болтать с жителями городка в моё рабочее время и на заправке, и в супермаркете.
Каждый понедельник я получал из рук управляющего список тем и имён тех, с кем мне предстояло болтать. Поначалу  я со свойственным мне трудолюбием принялся за дело так рьяно, что по средам приходилось заходить в офис за новым заданием. Потом дело пошло всё труднее и труднее. Меня начали избегать, некоторые прекращали здороваться, а то и переходить на другую сторону улицы.  И вот сегодня, подводя итоги, я обнаружил, что за прошедшую неделю мне не удалось перекинуться словечком ни с одним из жителей городка. Зато мне 6 раз плюнули вслед, 14 раз я услышал у себя  за спиной слово "дерьмо"  и 8 раз совсем уж непотребные ругательства. Причем из этих восьми семь были произнесены женскими голосами. Стало понятно, что над моими  четырьмя тысячами евро в месяц нависла смертельная опасность. Я отправился в офис управляющего  месье Лебюза, но секретарь, не поднимая головы и стараясь не разговаривать, лишь буркнула: "Он на совещании" и отвернулась.

На совещании управляющих супермаркетами всем ставили в пример месье Лебюза  из Дозера. Он, единственный из всех, понял, как с прибылью использовать, на первый взгляд бессмысленные, данные о покупателях, собираемые интернетом. Казалось бы... Ну что с того, что какая-то мадам наставляет рога мужу, или что какой- то месье лечится от гонореи.. Что неизвестный Шерроне подливает капельку  воды в вино своих посетителей у себя в пиццери? Зачем супермаркету подобная информация?
В перерыве совещания самодовольный месье Лебюз щедро делился успехом с коллегами.
- Я провел исследования: кто покупает больше всего. Выяснил, что опечаленные, в плохом настроении люди - лучшие покупатели. В попытках поднять себе настроение они покупают не только необходимое, но и очевидно ненужное им. Тогда я подобрал из существующего персонала очень разговорчивого господина и снабдил его подробной информацией из собранных интернетом данных о жителях городка. С одной единственной задачей - рассказывать им правду о других. С тех пор продажи  возросли на 87, 3%. Покупателей заметно прибавилось. Конечно, наверняка  жители Дозера пересрались между собой, несчастные бедолаги. Но мне нужны продажи, продажи и ещё раз продажи! А они растут. Ведь это только счастливым людям ничего не надо, кроме улыбки.

______________________
©Алан Пьер Мюллер.
Из сборника рассказов "Коротеньки""
Перевод А. Никаноров


Рецензии