Рожденные в СССР. Глава 5. До свиданья, школа

         В старшем школьном возрасте я заметила, что стала нравиться парням. Но как это часто бывает, те, кто нравился мне, меня не замечали и наоборот. В ту пору брат Гена и его друг Коля уже отслужили в армии. Так вот этот Николай и стал оказывать мне знаки внимания: то покатает на мотоцикле, то пригласит в кино, то подарит полевые цветы. Я совсем не придавала этому значения и  иногда считала его назойливым. Однажды Коля привез меня на обрыв реки и там сделал подарок. Это были шоколадные конфеты,  я их очень любила. Что тогда на меня нашло, не знаю. Я взяла этот кулек и бросила  в реку. До сих пор  становится стыдно при упоминании этого случая. А тогда я даже не извинилась. Ну а что Коля? Он все равно продолжал оказывать мне внимание. Я же потихоньку страдала по парню из нашего класса. Его звали Саша. И он совершенно не обращал на меня никакого внимания.

        В теплые летние вечера длинная лавочка возле палисадника в центре села становилась местом встречи молодежи. Здесь знакомились, слушали магнитофонные записи, учились играть на гитаре, обсуждали фильмы, демонстрировали свои обновки. В эту пору стала очень популярной игра «в бутылочку». Правила были просты: ведущий раскручивал обыкновенную пустую бутылку; один из участников игры с закрытыми глазами придумывал задания. Тот, на кого указывало горлышко бутылки, должен был это задание выполнить. Чего здесь только не придумывали: прочитать стихи, спеть песню, рассказать анекдот, сплясать, прокричать, подражая животным, отгадать игрока по описанию и даже поцеловаться. Эту игру любили,  всем было смешно и интересно. Однажды, придя сюда с опозданием, я услышала звуки гитары. Кто-то, перебирая ее струны, приятным низким голосом пел. В темноте было не видно, кто это, но позже поняла, - друг Юрки. Тогда мы не познакомились, но в памяти почему-то остался тембр голоса.

   Еще одним местом встреч и знакомств был сельский клуб. Здесь, по субботам и воскресеньям организовывали танцы, каждый день демонстрировали фильмы, в библиотеке брали книги, проводили занятия кружков. Нас всегда интересовали сеансы для взрослых, хотелось посмотреть их хоть одним глазком. Запомнился случай, когда весь наш десятый класс сбежал с дополнительного занятия по истории. Причиной этого стал показ американского фильма «Генералы песчаных карьеров». Вел историю директор школы. Он  обнаружил нас в клубе и велел покинуть зал. Скандал был грандиозный. А впечатление от фильма осталось на долгие годы.
     В памяти каждого человека живет первая любовь. Это романтическое чувство многолико и замечательно. Его, конечно, все ждут, но, как правило, приходит оно неожиданно. В моей жизни оно оставило значительный след. Вспоминая о нем, я всякий раз, как будто вновь, погружаюсь в  волнение и восторг, которым была охвачена тогда…..

   …..Через открытые окна и двери клуба рвется и исчезает в темноте ночи  музыка, танцы в   самом разгаре. В помещении многолюдно и душно. Я с подругой Любкой время от времени выхожу подышать свежим воздухом на широкое крыльцо. Оно освещено одной тусклой лампочкой и здесь постоянно кто-нибудь есть. Вот и сейчас мы увидели сидевшего на перилах Юрку. Рядом с ним примостился какой-то парень, в темноте было не различить его лицо. Подвыпивший Юрка был зол, и его тянуло с кем-нибудь поругаться.
-Ты смелая Танюха,- с иронией обратился он ко мне. А вот сможешь ночью искупаться в озере, что в сосновом бору?
Озеро это в селе не любили. Дно его было сплошь в корягах, а вода очень холодная.
-Что молчишь, уже испугалась, - продолжил Юрка, - хочешь, познакомлю с другом, вместе и пойдете, все веселее будет.
-Серега,- обратился он к парню, что сидел рядом с ним, - спорим, что вы не искупаетесь в этом озере?
-Ну что ж, давай поспорим, - отозвался Сергей и мне его голос показался знакомым.
-Тань, неужели ты пойдешь? – заворчала Любка. Она не желала ввязываться в авантюру.
-Придется,- сказала я, - ты же меня знаешь.
-Что ж, пойдем,- сказал Сергей, он спрыгнул с перил и стал спускаться по ступенькам крыльца. Со смутной тревогой в груди я отправилась вслед за ним.

        Лунная ночь обволакивала своим светом все вокруг, но здесь, в сосновом бору, было темно. Шуршание опавших сосновых иголок под нашими ногами, нарушало какую-то особую тишину мрачного леса.
-А ты знаешь, что в этом озере давно никто не купается? – спросила я.
-Знаю,- ответил Сергей. Голос прозвучал спокойно и уверенно.
-Но нам придется это сделать, ведь мы поспорили.
-Можно и не купаться, - сказала я, - ведь никто об этом не узнает.
-Ну, уж нет, если поспорили, то надо выполнять, - сказал Сергей. И снова тишина сомкнулась вокруг нас. Я, обычно очень общительная, сейчас испытывала необъяснимую робость перед этим парнем. А он, похоже, не тяготился молчанием. Наконец, мы остановились у кромки озера. Кое-где на поверхности просматривались лунные блики, но, в общем, масса воды выглядела как-то зловеще. Сергей снял одежду и осторожно ступил в воду.
-Там коряги, - шепотом предупредила я.
-Все нормально, иди сюда, вода теплая,-  проговорил Сергей и окунулся с головой.
- Просто зайду в воду, - сказала я и с опаской шагнула вперед.
-Не бойся, здесь хорошо, - Сергей плыл по озеру и его голос гулко пронесся над водой.
-Все, хватит, пойдем назад, - я стояла по колено в воде, и мне казалось, что-то касается моих ног.
-Давай я тебя оболью, для убедительности, - Сергей, выбравшись на берег с полными пригоршнями воды, тут же плеснул ее мне на платье.
     Назад  возвращались той же дорогой. Но что-то изменилось: исчезла моя робость и его молчаливость,  мы говорили и говорили, узнавая друг друга поближе. Тот факт, что мы почти не видели лиц друг друга, придавал знакомству своеобразие и таинственность. Мы доверились своим голосам. Оказалось, что Сергей учился в нашей школе, правда, совсем недолго. Ему пришлось пойти работать, чтобы помогать семье. С Юркой они трудились в одной бригаде на железной дороге.

        К тому времени, как мы подошли к клубу, он уже был закрыт. Сергей сказал, что проводит меня домой, и я согласилась. Подходя к мостику через ручей, мы увидели Юрку. Он шел в противоположную сторону и очень удивился, увидев нас.
-А вы что, идете с озера?
-Да, - разом ответили мы.
Казалось, он совершенно забыл о споре, так как с грустью посмотрел на нас и, ничего больше не сказав, двинулся дальше. А мы медленно пошли по дороге. Тишину ночи нарушали звуки спящего села: изредка доносился лай собак, скрип калитки, рев мотоцикла или звук гитары. Молодежь не спешила домой. Я с восторгом смотрела на звездное небо, и мне казалось, что все вокруг стало другим.  Возле калитки моего дома мы попрощались. В ту ночь я долго не могла уснуть, и, как оказалось, Сергей тоже.

        На другой день мы с Любкой пошли позагорать на нашу любимую речную косу. Подставив спины жарким лучам солнца, обсуждали прошедший вечер. Где-то вдали  раздался рев мотоцикла и стих. И вскоре мы увидели двух парней, они плыли к нам. Это были Юрка и Сергей, приехали искупаться в свой обеденный перерыв. Поздоровавшись, они упали на песок рядом с нами. Юрка сразу стал рассказывать анекдоты, а Сергей молчал, греясь на солнце. В свете дня я потихоньку его рассматривала. Бросилась в глаза великолепная, спортивная фигура и удивило наличие густых черных кудрей и голубых глаз. То, что увидела, мне определенно понравилось. Минут через двадцать ребята ушли, при этом Юрка сказал, что вечером на лавочке соберется много молодежи. А у меня осталось такое ощущение, что, не произнеся ни слова, мы с Сергеем разговаривали. Его глаза сказали, что он рад встрече, а я не могла скрыть, что он мне понравился. Любка потом допытывалась, отчего я такая молчаливая.
     Вечером, на лавочке, играли в «бутылочку». Когда наступил Юркин черед придумывать задания, то мне выпало целоваться с Сергеем, причем надо было уйти за угол палисадника. Я поняла, что Юрка специально все подстроил, и не знала, как быть. Но, оказавшись вдвоем, чтобы выполнить «задание», Сергей мне сказал:
-Давай сбежим,- и я согласилась.
В ту ночь, у нас появилось место, куда мы потом постоянно приходили. Это был сквер возле школы, где росли яблони и черемуха. Мы сидели на лавочке, и говорили обо всем, и нам хорошо было вместе. Сергей держал мою руку в своих ладонях, и их тепло передавалось мне.


   В эту летнюю пору мы виделись практически каждый день. Удивительное дело, не назначая друг другу свиданий, обязательно встречались. Конечно, маленькое село этому способствовало. Но, Сергей жил в километре от него, на станции. После работы он всегда меня находил, где бы я ни была. Позднее, когда Сергей купил мотоцикл, то увозил меня далеко и показывал очень красивые места, о существовании которых я и не подозревала. От этой красоты захватывало дух: розовые от цветущего багульника сопки, маленькие лесные озера, березовые рощицы и сосновые боры, черемуховые заросли в пьянящем белом цвету и целые поляны ромашек. И очень часто  мой друг брал с собой гитару. Ведь именно его голос я раньше слышала, когда мы собирались на лавочке. И этот голос меня завораживал. У Сергея были красивые сильные руки с длинными пальцами. И какими же они были нежными,  когда он меня обнимал. Первый наш поцелуй был абсолютно неумелым с обеих сторон. В этом романтическом чувстве все было впервые.

        Школьный выпускной вечер остался в памяти просто изумительным. Мы, как-то вдруг повзрослевшие,  в белых платьях, и наши мальчики, в строгих костюмах с галстуками, были в центре внимания. После вручения аттестатов, праздник продолжился на открытой площадке. Играл вокально-инструментальный ансамбль, который пригласили из города; все танцевали до изнеможения. Были доверительные разговоры с учителями: они советовали куда поступать, рассказывали, какие сложности поджидают впереди. Но в наших головах была одна мысль: учеба и экзамены позади, а впереди взрослая жизнь. Мы прощались со своим детством, встречая рассвет на берегу родной реки. Мальчишки развели костер и полезли купаться. Юношеский кураж, энергия молодости, школьный багаж знаний: все это стало нашим пропуском во взрослую жизнь. Мы с Сергеем  стояли на обрыве и любовались первыми лучами солнца, которые начали пробиваться через легкий утренний туман, устилавший реку. И это рождение нового дня, и букет полевых ромашек в моих руках, и надежное плечо друга, наполняли сердце радостью и верой в свои силы.

     Лето набирало свою силу: нещадно пекло солнце, прогрелась вода в реках и озерах и ребятня  целыми днями пропадала на песчаных пляжах.

Маленькая речка, пышный островок.
На воде, как свечка, красный поплавок.
Ребятня на пляже, солнце высоко.
И загар, как сажа, дышится легко.
Нависает круча над изгибом вод.
А мальки, как туча, заполняют брод.
Заводи и плесы, «золото» в воде.
Это детства грезы, где ты речка, где?

    А нам, выпускникам, было не до отдыха. Мы готовились к вступительным экзаменам в институты. Я хотела стать геологом: манили лесные дали,  пламя костров, жизнь в палатках и переборы гитарных струн. Одним словом, романтика!  Но мама запретила даже думать об этой профессии, сказав, что она не для женщин. И вообще, разрешили ехать поступать не дальше, чем в областной центр. Алла, приехавшая погостить, отговаривала поступать в пединститут, а учителя, наоборот, все, как один, советовали поступать именно туда. В результате, решила поступать на естественно-географический факультет, отделение биологии-географии, думая, что хотя бы так буду связана со своей мечтой.



   


Рецензии