Двойка по ботанике

Посмотрела на днях в Одноклассниках заметку о давно снесенной школе №9 в Бугуруслане, вспомнила одну свою историю.
В этой старенькой школе, наполовину деревянной проучилась четыре года. Старое здание, до военной постройки, но какое уютное, добрые учителя. Остались от этой школы только фотографии, сохранённые в центральной библиотеке. Память учеников, с нежностью вспоминающих учёбу.

И вот в 1977 году, в сентябре мы дружно переходим в другое здание, объединяют три школы в одну, школа №1, восьмилетка. Из этого здания переехала в новое школа им. М. И. Калинина, единственная в городе с полным средним образованием.

Новый учебный год, новая школа, светлая, просторная. Светлые большие классы, удобства, в старой не было. Столовая шикарная, большая, просторная. Как вкусно кормили, разнообразное питание. Для меня было очень актуально, потому что после школы надо бежать в музыкалку, после уроков оставалось время спокойно поесть горяченького и снова на уроки в музыкальную школу.
Мама давала на день пятьдесят копеек, их хватало объесться в столовой, по пути  из музыкальной школы выпить стакан персикового сока в Первом гастрономе, ещё оставалось в копилку.

Вообщем учебный год начался радостно. Добавились новые ученики в класс. Жизнь пошла своим чередом.
Как всегда радость и грусть идут рядом.

Как то дождливой, хмурой осенью, сидела я на уроке ботаники около окна, смотрела на дождь, не слыша учителя, все мысли были о вчерашнем вечере.

Отец работал командиром звена в Летном училище (БЛУГА). Приехал в этот город по распределению.
Родственников не было рядом, были хорошие знакомые, семья военного, которые жили раньше в нашей квартире.

Поздняя осень, полёты в летних лагерях закончились, курсанты приступили к теоритическим занятиям. А у командиров и пилотов начались перелёты в Актюбинск (Казахстан), отправляли самолёты в ремонт, на плановое обслуживание, обратно возвращались все вместе на одном самолёте.

Я всегда ждала отца из этой командировки, которая длилась два-три дня. Привозил он всегда конфеты "Птичье молоко" и икру, у нас в городе такого не купить.

Вечер, темнеет уже рано, делаю быстрее уроки, сегодня приедет отец, уже успела соскучиться, да ещё вкуснятинку привезёт.

Заходит отец, его всего трясёт, лица как говорится нет, бледный, о чем то с мамой говорят. Смотрю мама убежала. Притихла в своей комнате, понимаю что то не то происходит. Через несколько минут мама приносит бутылку водки, оказывается бегала в тот самый Первый гастроном.
Сижу и не понимаю, что такое произошло, что мама сломя голову побежала за водкой.
Оказалось, что когда отец возвращался с товарищами, их самолёт задел линию электропередач, чудом остались живы. С тех пор отец поклялся пассажиром больше не полетит, только за штурвалом.

Вот сижу я, смотрю в окно, мысли сплелись в кучу, вчера я могла потерять отца навсегда.  Мне это было очень тяжело даже представить. Гораздо позже, когда мне было тридцать пять лет, смерть отца было трудно осазнать, а тут в одиннадцать лет?.

Так затянуло меня вчерашнее событие, что я не сразу услышала голос учителя. Когда поняла, что обращаются ко мне, соседка локтем толкнула, встала машинально не понимая, что происходит, только услышала :"Садись два."
Это потом уже, после урока, я подумала, что надо было объяснить, но тогда было не до этого.

Казалось ну двойка, подумаешь. Я училась на отлично, для меня это было не очень приятно. Самое обидное было, что даже заядлым двоечникам ставили сначала точку, а потом на следующем уроке вызывали, а тут сразу на тебе в журнал, за то что не слушала на уроке учителя.
Так мне было обидно, учительница уже предпенсионного возраста, с большим опытом, наверняка у меня в этот момент на лице было страдание, а не смех и нежелание слушать. Этот день я помню как сейчас.
Хотела подойти оправдаться, подумала :"Провались ты со своими пестиками и тычинками, мой отец остался жив, остальное ерунда."  То что произошло с отцом, это не просто неприятность, это огромный стресс. Для него оказаться на краю гибели, для меня в один миг потерять любимого папу.
Сейчас, спустя сорок пять лет, пишу эти строки, а сердце сжимается от боли, слезы льются, представь дорогой читатель, что пришлось испытать тогда.

Да двойку можно исправить, но не у нашей учительницы ботаники.
Фамилию её не помню, звали Алевтина, отчество тоже не помню, вроде бы Петровна.
Страдали от неё многие.
Дело в том, что какую она первый раз оценку поставила, то и будет ставить. Выучила параграф наизусть, ответила на все дополнительные вопросы, все равно четыре. Перед тобой журнал, посмотри везде одни пятёрки, изредка четыре, неужели не понятно, что не просто так тебя ребёнок не слушал.
Не любили её все дружно.
Из всей школьной жизни, слава Богу это единственное отрицательное воспоминание.

Спасибо классному руководителю, Татьяне Петровне, она всегда за нас заступалась. Не помню рассказала я ей почему не ответила или нет, но договорилась она сама с учителем в конце четверти подойти и исправить оценку, чтобы выйти отличницей.
Я конечно пошла, что увидела, толпа учеников из разных классов, у кого одна четвёрка выходит, у кого одна тройка в четверти. И все учителя шли к ней на поклон за своих учеников.

Наверное такое происходит, чтобы ценить больше хороших людей. К хорошим учителям привыкаем сразу, нам кажется, так и должно быть. Но в жизни добро и зло всегда рядом, постоянный выбор как поступить, что можно сказать, что нет.

Когда мы перешли в восьмой класс, с радостью узнали, что ботаничка ушла на пенсию, это было ликование, вздох облегчения. А ещё большой радостью было узнать, что Анатомию будет вести молодая учительница Химии, которую мы уже успели полюбить всей душой.

Прошло не так уж много лет, сейчас двойки ставят направо и налево. Внуку всему классу поставили двойки, за то что принесли форму для лыж, а не для зала. Это в начальной школе, дети не посмотрели температуру. Убрали эти двойки, когда мать отличника устроила скандал.

Времена меняются.
Я ничего не помню из школьной программы по ботанике и зоологии, которые вела Алевтина вроде бы Петровна.
А прекрасные уроки анатомии пригодились через много лет на кинологических курсах, изучать строение собак, принимать роды, выращивать щенков.
Без знаний о пестиках, выращиваю каждый год хороший урожай, не смотрю лунный календарь, закатываю по пятьсот банок.

Злюсь я на учителя, нет. Выживший отец выше этого негатива.
Это был жизненный урок. Познать что в жизни главное, научил расставлять приоритеты.
Научил не оценивать людей с первого взгляда, а присмотреться к человеку.
Меня всегда удивляет и возмущает, когда люди быстро дают кому то оценку, не зная человека, порой не успев даже поговорить.
Вспоминаю часто наставника по судейству собак Поливанова М., он при входе в ринг видел уже каждую собаку как рентген, описывал быстро, а когда дело доходило до расстановки по местам, выбырал долго и тщательно, иногда задерживая ринг, всегда объясняя владельцам причину своей расстановки, чтобы владельцам было не обидно за проигрыш. Человек высочайшего уровня, к которому едут выставлять собак не за место, а за описанием, потому что он сразу видит все достоинства и недостатки телосложения.

А мы умудряемся делать выводы с первого взгляда о человеке по его одежде, мимике, не зная порой что  может быть всего пять минут назад произошло что-то страшное.

М. Волохина
Январь 2023г.


Рецензии