Дерево добрых дел

- Деда, а мы сегодня будем делать доброе дело?
- Кашу всю доела? Тогда будем. Видишь, у нашей соседки бабки Дарьи забор в одном
месте завалился - надо поправить.
Мы сидим на крылечке с внучатой племянницей Стешкой и планируем сегодняшний день.
Стешке пять лет. Как-то я придумал одну историю о большом и одиноком дереве, растущем на острове где-то на самом краю земли, куда даже не заглядывает солнце.
И людей спасают только огоньки, которые вспыхивают на ветках этого дерева.
От них идут свет и тепло. Но людей на острове становится всё больше и больше, и огоньки уже не могут справиться со своей задачей. А новый огонёк загорается лишь тогда, когда кто-то на острове сделает доброе дело. И хоть люди там работают изо всех сил и делают много полезного, всё равно у них, порой, бывает темно и холодно. И тогда дерево стало откликаться на добрые дела других людей, не живущих на острове. Сделал человек что-то хорошее хоть где - и сразу на дереве вспыхнул огонёк! А значит, стало теплее и светлее на острове. Люди радостно смеются, а дети водят хороводы вокруг сияющего дерева.

Забор мы поправили быстро, Стешка помогала мне утаптывать землю вокруг нового столбика, а ещё подавала гвозди, когда я прибивал штакетник. Потом мы, как всегда, исполнили придуманный мной ритуал - взялись за руки и, закрыв глаза, три раза повторили:
"Мы трудились, мы трудились, чтобы дерево светилось!"
Это для того, чтобы весть о нашем добром деле дошла до острова.
- Ну, вот, какие мы молодцы! - сказал я Стешке, - помогли и бабке Дарье и ещё
далёким-предалёким островитянам. Через некоторое время я уже "читал" смс-ку якобы пришедшую с острова:
- Загорелись два самых ярких огонька! Спасибо!
- Деда, а почему два огонька - мы же только одно доброе дело сделали?
- Так нас же двое!

                ***

ДЕРЕВО-ПИРАТ


- Деда, ну где этот твой Листоед? – шестилетняя внучатая племянница Стешка без конца теребит меня за рукав.
- Не торопи, скоро появится!
Мы гуляем с ней по южному склону сопки, поросшему молодым березняком . Конец сентября. В лесу – сказка! Под ногами невесомые ворохи разноцветной листвы с зелёными островками кедрового стланика. Между белых стволов молодых берёз проглядывается синь Амурского залива, и слышен шум прибоя. Край земли.

- Стеша, вот он, Листоед! Спрятался, как Йети какой-нибудь!
Это странное дерево я приметил ещё в начале лета, когда пошёл в грибную разведку. Непонятной породы, с обломанными чёрными ветками без единого листочка, оно буквально вцепилось оголёнными корнями в землю. Некоторые корни переплелись так, что напоминали огромный язык, вывалившийся из дупла, как изо рта. В глубоких бороздах коры угадывались черты какого-то страшного лесного чудовища. К тому же, у дерева не было вершины, отчего внутри полого ствола образовалась тяга. Особенно, когда дул ветерок. Помню, как потоком воздуха, словно пылесосом, затянуло в дупло несколько листьев, которые я разворошил ногой у корневища.
"Ух, ты, листоед какой!" - удивился я тогда чудо-дереву и решил при случае показать Стешке.

- Это и есть Листоед? – Стешка, задрав голову, разглядывает деревянного монстра, - почему его так называешь? А ещё. дед, ты говорил, что знаешь его историю, - напоминает мне давнишний разговор пытливая подружка. Чувствую – не отвертеться. Ну, что, фантазёр, давай, сочиняй!
Обдумывая версию происхождения человека-дерева, беру охапку опавших листьев и бросаю ближе к дуплу. Этот ворох моментально подхватывает какая-то неведомая для Стешки сила, и листва рыжей стаей исчезает в чреве дупла!
Девочка с минуту стоит с открытым ртом, а потом сама принимается подкидывать к дуплу разноцветные листья.

- Хватит кормить обжору и злодея! – Я присаживаюсь на пенёк с чувством, что сюжет для байки в голове уже созрел, - иди, расскажу историю об одном пирате.
Давно это было. Лет триста назад. Промышлял один корабль разбоем и однажды с награбленным золотом возвращался домой. Один из пиратов, замыслив недоброе, добавил в ром какое-то снадобье и когда вся команда уснула мёртвым сном, тайком погрузил сундук с золотом в лодку и ночью отплыл от корабля. Но только он несколько раз махнул веслом, как неожиданно поднялся шторм и огромные волны обрушились на лодку. Берег был не так далеко, но пирату не удалось справиться со стихией и он пошёл на дно вместе с награбленным золотом.
Бог морей Посейдон не захотел принимать к себе злодея. Он превратил его в корявое дерево и оставил на берегу. С тех пор каждую осень, когда землю устилает багрянец опавших листьев, пират, превращённый в корявое дерево, думает, что это море выбрасывает на берег его украденное золото. Вначале он ещё мог перемещаться по лесу и некоторые люди с ужасом рассказывали, что видели в лесу ожившее чёрное дерево, которое металось по полянам и, жадно сгребая кривыми ветвями опавшие листья, запихивало их в своё дупло. Но ветви с годами обломались, сил передвигаться не стало, и оборотню осталось только стоять и ждать, когда ветер подгонит к его дуплу несколько листьев.

- Вот такая печальная история вышла, - закончил я свою фантазию.
- А остальные пираты уплыли? – Стешка посмотрела в сторону моря и поёжилась.
- Да, на тот раз им повезло, но рано или поздно морской царь учиняет шторм и топит их пиратские корабли, а самих разбойников превращает в осьминогов и отправляет на самое дно.
Когда мы собрались уходить, и я нагнулся зашнуровать развязавшийся кроссовок, то краем глаза увидел, как Стешка подошла к дереву и бросила несколько листочков в дупло. Затем, стараясь незаметно, ласково погладила его по корявому стволу. Я сразу промолчал, но потом, уже по дороге домой, спросил:
- А зачем ты гладила этого гадкого пирата? Он же злодей!
Стешка помолчала, а потом виновато подняла глаза и тихо сказала:
- Но он же когда-то был маленьким... Как я…

                ***

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЛЮДИ

Люблю я приезжать сюда, в родительский дом, что неподалёку от райцентра в деревне, утопающей в садах и опоясанной тихой речкой. Здесь мне удивительно легко думается и пишется. Правда, не всегда...
На этот раз я приехал на выходные с намерением написать сказку для детского журнала, о которой редактор уже напомнил мне несколько раз.
Уже темнело, когда я уединившись на веранде, напечатал первую строчку:

«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…»

Так, кого же поселить мне в нём? Ага, пусть в нём живёт жадная-прежадная старуха у которой три сына – богатыря. Один рыбой промышляет, другой охотой, а третий – дерева валит. И всё на продажу. А деньги, все до копейки, несут матери в кубышку. И вот однажды, когда сыновья были на дальних промыслах, захворала мать-старуха. Лежит одна-одинёшенька – ковш воды некому подать. А как сыновей кликнуть – ума не приложит.

Я тоже не приложу. Ступор какой-то. Тупо уставился на лампу. На веранду выбегает моя шестилетняя внучатая племянница Стешка – она с мамой тоже отдыхает в родительском доме.

- Стеш, тут я сказку затеял, да сразу проблемка. Короче, дело было так – читаю ей начало и, дойдя до безвыходной ситуации, вопросительно смотрю на племянницу:
- Как позвать сыновей на помощь?
Стешка, облокотившись на стол, и подперев ладошками коротко стриженную голову, с минуту смотрит на меня каким-то жалостливым взглядом и, наконец, укоризненно произносит:
- Э-эх, дядя Гоша, дядя Гоша… А мобильник на что? Или они все такие бедные, что купить себе телефоны не могут?
- Да нет, денег у старухи очень даже много – на сто мобильников хватит, да только дело в том, - объясняю я девочке, - не было тогда ещё телефонов. Как не было телевизоров и всяких компьютеров.
Стешка недоверчиво спрашивает: «Что, и холодильников не было? И даже настольной лампы?»
- И даже лампы. Ну, так, что? Пусть бабка помирает? А? Она всё равно вредная и жадная. Или как-нибудь поможем?

- Конечно, надо помочь! Мы же человеческие люди. А вдруг у неё аппендицит или гланды?
Я, кажется, придумала! Дядя Гоша, а давай ты меня в эту сказку отправь и я сбегаю за братьями!

- А вдруг в лесу волка встретишь или крокодила какого - не забоишься?

Стешка зябко ёжится: « А пусть тогда волк будет в наморднике, а крокодил с гармошкой – как Гена. Крокодил Гена ведь добрый!

- Стеша! Хватит уже надоедать дядь Гоше и, вообще, спать пора! – вошедшая племянница взяла дочку за руку, - пошли уже!

Мой маленький соавтор помахал мне ручкой и, пожелав спокойной ночи, потопал с мамой в дом.
А я вышел на улицу, вдохнул цветочного аромата, улыбнулся этому чудесному вечеру, тихой деревне, звёздному небу и пошёл дописывать сказку. Я уже знал, о чём буду писать…

                ***


Рецензии
Побольше бы нам таких воспитателей..... Глядишь и сердца людей не злобой полнились бы, а добротой. и не знали бы люди ненависти, злобы, войны. С уважением... Аля. Жму на зелёный огонёк, чтобы далеко там.... зажглась красненькая лампочка.

Аля Хатько   04.06.2023 19:57     Заявить о нарушении
Спасибо, Аля! Зажглась! Яркая!

Анатолий Енин   04.08.2023 02:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.