Хочу на Ямал!

Смотрели сегодня вечером документальный фильм на канале Ямал Медиа.
Ямал, Россия. Тундра. Ямальская тундра. Ямало-ненецкий автономный округ, Россия.
Ненцы, вигвам, чум, юрты. олени.
На фото:северное сияние в тундре, ненецкий чум.

Как живут семьи оленеводов в тундре. Никогда такого не показывают и не видели по телевизору.
Да, конечно, изумительно интересно.
Но первое, что я сказала вслух, посмотрев фильм(фильм сам без комментариев, только кадры их житья-бытья)это:"В таких условиях нет места депрессиям".
И потому лучший метод исцелиться от всех видов депрессняка, неврозов, психосоматики и прочего с приставкой - пси- это поехать на время на Ямал! Там близко и Оймякон, - 73 градуса по Цельсию. Зачем доктора и психологи! Вот поживи с ними в таких условиях с месяц- от депрессий следа не останется.
В чуме, юрте. Показали, как живут внутри чума, все вместе в одной палатке. Топят печку-буржуйку, растапливают снег в котлах для воды, варят мясо и рыбу. Тут же снуют дети, новорожденный лежит в подвесной люльке, которую иногда раскачивают старшие дети, юрта то и дело открывается-закрывается, точнее приподымают полог и заходят-выходят, ибо это дубленные шкуры, коими покрывают временное сооружение из палок. При  этом никто не боится, что новорожденный простудится и заболеет.

Ну так естественно, что много детей раньше, а, может, и теперь, погибали в таких условиях, и это часть их бытия. Естественный отбор. Зато генетика сформировалась в условиях тундрового фенотипа такая, что только они и могут жить в таких условиях, а мы и пол-дня бы не терпели, рацию вызвали и запросились бы на большую землю!

Чумы(юрты) периодически перевозят с место на место, разбирая и собирая снова в новом месте, впечатляющие кадры каравана в снежной пустыне из запряженных оленей, собак, людей, везущих детей в санях... На новом месте снова всё то же:собирают чум, и поселяются с оленями и собаками посреди снежной тундры.

Я подумала:знакомо ли им чувство легкой ностальгии, какое бывает при переезде, я в детстве не раз поменяла место жительства и школы, и всякий раз было ощущение что что-то важное остается, частица души. Но чукчам и эвенкам, хантам и ненцам вряд ли это знакомо, они родились в племени кочевников. Их бы напротив стесняла осёдлая жизнь. Человеческая психика многоранна и пластична. И что русскому здорово, то немцу погибель, — учит поговорка.

Но теперь я знаю, о чем надо вспомнить, чтобы увидеть контраст, а также куда теоретически я бы поехала в отпуск. Не на Черное и иные теплые моря, а в тундру. На русский Ямал.
Правда, ямальцы(в ролике не было сказано, каких они наречий, чукчи или эвенки, ханты, мансы, и т.д.) по-русски в чуме не говорят. Но ведь можно в интернете найти словарь, он небогат, 100-200 слов от силы наверняка, соответсвующая их суровой жизни, в которой нет места многословию, и такая же простая грамматика.

Одно я не смогу ни при каких условиях:общаги.
Что ж, построю свой чум, попрошу местных помочь, они помогут.
Рядом люди и тундра.
Через несколько месяцев такой вахты вернусь домой преобразившаяся.
Впрочем, посмотрели и короткий ролик про работу на вахте в поселках газовиков на Ямале, это уже цивилизация. Но туда я не хочу, там и интернет есть, и всё как везде.
А вот хочется в дикую природу, к первобытным племенам Севера, как Миклухо-Маклай или Карлос Кастанеда, или(другие этнографы).

Ближе к природе.
А что бы я там делала? То же, что другие:колка дров, растапливание снега, варка в чанах.
Да, но мне сразу стало бы скуууучно. Ну, может быть, учить их детей? А они ответят:а зачем? Как в повести Чингиза Айтматова "Первый учитель" киргизские крестьяне не поняли пламенных речей их соплеменника, вернувшегося с декретом Ленина:учиться, учиться и учиться. Ответ крестьян был:а зачем нашим детям учиться? Чему?
Вся повесть - это яростное противостояние идейного фанатика и косного народа, не понимающего, что им принесли свет цивилизации. А теперь подумаешь:а, может быть, не такого уж и косного народа?... Всем и вправду зачем учиться? Практика показала, что умения читать/писать и 4-х действий арифметики — почти достаточно для большинства. Хорошо это или не очень, судить не берусь, но, наверное, просто надо создать равные условия для всех, но никого не заставлять насильно проходить всю довольно сложную школьную программу.

Есть еще старый советский худ. фильм, 30-х гг.20в., в нем русские учителя в первые годы Советской власти, приехали в тундру учить детей чукчей, и тоже преодолевая сопротивление местных стариков. А как назывался фильм, не помню, или не знала.
Хочу пересмотреть, видели в детстве.

Другая дополнительная цель, может быть:сбор этнографического материала. Думаете, уже давно всё собрали? И что у нынешних племен, живущих традиционно,"вдали от цивилизации", уже не осталось никакой культурно-философской самобытности? А вот я недавно в интернете с удивлением прочла книжку, совершенно научную, написанную недавно, в 2000-гг., исследовательницей из местного народа, кандидата наук, на тему:представления о реинкарнации у народов Крайнего Севера. Поразительный материал. Еще напишу об этом.

А, может быть, это мы должны у них учиться?
Умению жить в таких условиях природы, умению сосуществовать в гармонии с природой. Умеем ли мы это, разучились?

12 января 2023г.
22ч.01м.

http://proza.ru/2023/01/06/92
О старинном методе чтения. Из опыта Макаренко.

Можно учить и вот так, как в эссе:чтением по кругу книг, идеально для школы, затерянной в тундре. Как на картине из хрестоматии:"Меньшиков в Березове". Помните, на картине дети сидят в деревенской избе при лучине и читают.

Ещё замечательный х/ф "Сельская учительница", героиня-молодая учительница поехала в Сибирь учить детей. Время - до революции.

http://proza.ru/2018/05/02/1120
О медицине, здравоохранении и образовании на Кубе


12.01.2023 22:45

https://zera-cherkesov.livejournal.com/387224.html


Рецензии