Письма из прошлого
События, о которых я хочу поведать, произошли много лет назад…
В один из праздничных дней, на нашу Воскресную гостиную (название мероприятию дал настоятель Михайловского храма), зашли две молоденькие девушки.
Как всегда на этих встречах, пили мой знаменитый, травяной чай, и слушали рассказы - откровения наших прихожан на заранее анонсированную тему: «Кто стал для меня примером православного христианина?».
А в следующий раз, на еженедельную встречу в Гостиной, пришла только одна из тех двух «захожанок», и попросила уделить ей время для частной беседы.
В этот вечер просидели мы с ней до поздна. Благо, что священник нас не торопил.
Мне, как приходскому психологу, часто приходилось выслушивать драматические и не очень, - жизненные истории.
- Семья, из которой вышла девушка, была православной. Но имела лишь обрядовый характер: веточки и крашенные яйца.
Почему она пришла в храм?
Искать Бога, или решить психологические нестроения?
-«Временами нападает на меня такая ужасная тоска и безнадежие...», - плача говорила она.
Уныние на фоне, - с виду вполне благополучной жизни?
Она, по ее словам, с этой проблемой обошла уже нескольких специалистов.
- Рисовали кружочки, треугольнички, «выписывали» успокаивающие…
А один, и очень дорогой «психолог», к которому обратилась за помощью эта девушка, посоветовала ей – … найти любовника и не одного.
Выслушав несчастную, я дала ей совет из опыта святых отцов:
«Уныние есть скрытый ропот. Когда тебя будут бороть уныние, тоска, то понуждай себя мысленно говорить: «Слава Тебе, Боже, Слава Тебе, Боже! Достойное по делам моим приемлю (см. Лк.: 23:41). Благодарю Тебя, Господи, что послал мне болезнь для спасения души моей. Слава Тебе, Господи, слава Тебе».
Расстались мы по-доброму.
А настоятелю объяснила, что сестре во Христе нужно было выговориться.
И так мы с ней разговаривали месяц за месяцем, а подвижек в духовном становлении не было.
Ведь задача психолога – катехизатора на приходе привести и подготовить ищущего человека к покаянию.
Но прошло полгода, а наши беседы ни на шаг не продвинулись.
И тогда я предложила девушке излагать свои переживания на бумаге, - вести дневник, и анализировать свое настроение после каждого посещения храма и встреч с прихожанами.
И милая девушка стала писать письма… - мне.
Удивительные это были откровения:
-«Честность и неотрывная от нее предельная серьезность, - в смысле ответственности за себя и свое состояние, ответственности перед Богом…, и постоянные душевные терзания с плачем».
В письмах она изливала свои переживания, искала ответы на болевые точки своей душевной тоски…
Через год - два она «оттаяла» и стала понемногу приоткрывать завесу своих бед, которые оказались мне… - неподъемными.
Никакой психолог не может заменить врача духовного, так как:
- «Существуют свои духовные законы духовного роста, которые установлены совершенной Премудростью Божией, учитывающей психологию каждого человека»
И так, как моя подопечная не могла решиться на исповедь у нашего священника, то я предложила ей поехать со мной в рязанский храм, где служил знакомый мне батюшка, - бессеребренник.
В этом деревенском храме с девушкой происходили многие странности…
И после разговора с мудрым и строгим православным священником, моя сестра во Христе стала меняться.
Тогда то, она и подарила мне книгу игумена Никона (Воробьева) «Внимай себе», - письма о духовной жизни.
Жил этот ученый подвижник совсем недавно, и советы, которые он давал своим духовным чадам, - подкреплены собственным опытом духовного делания…
Поездка оказалась полезной для моей сестры во Христе: - она первый раз исповедовалась в нашем храме…
Продолжение истории…
Белова О.В.
2022 год.
PS:
«Мира и спасения желаю тебе, дорогая девочка!
- Одна подвижница лет двадцати двух мне пишет: «Мне очень трудно; кроме рассеянности, одолевают нехорошие мысли и ничего не хочется делать, в душе нечувствие ко всему духовному. Стала вспоминаться прошлая жизнь...»
Дальше она, к счастью, пишет: «Очень боюсь, не хочу вернуться назад в бездуховную жизнь»
- Существуют свои духовные законы духовного роста, которые установлены совершенной Премудростью Божией, учитывающей психологию человека.
Именно в силу особенности человека он должен подвергнуться длительному искушению от своих страстей, людей, разных обстоятельств, от демонов, чтобы познать свое падение, свои недостатки, бессилие, увидеть на опыте помощь и милосердие Божие, научиться смирению и терпению недостатков других людей, приобрести из опыта доверие к Богу, научиться предаться всецело воле Божией, отказаться от себя, то есть от своей воли, чтобы стать чистым бриллиантом, отражающим Солнце Правды Господа без искажений».
( письма игумена Никона Воробьёва духовным чадам)
Свидетельство о публикации №223011201808