Остафьево

(сумасбродные мысли об одном маленьком путешествии)

3-го декабря с семьёй побывали в усадьбе Остафьево, что под Подольском, которую называют Русским Парнасом (кто не в курсе ... простите, я всё-таки вузовский препод... гора Парнас считалась греками средоточием земли, и на этой горе обитали музы). Усадьба Остафьево связана с именами П.А. Вяземского, который владел усадьбой, Н.М. Карамзина, который был женат на дочери А.И Вяземского, отца П.А. Вяземского.

Здесь ещё при Андрее Вяземском бывал поэт Василий Жуковский. При сыне же его Петре Андреевиче происходили заседания литературного общества "Арзамас", членами которого были Пушкин, Батюшков, Денис Давыдов. Здесь Грибоедов читал свою комедию "Горе от ума"...

В Остафьево совершенно чудный парковый ансамбль, передвигаться по которому из-за гололёда было практически невозможно, а жаль... А впрочем... Была бы возможность гулять по парку, не отдали бы должного музею.

Карамзин. Один из самых блестящих умов России XVIII-XIX вв. Поэт, прозаик, реформатор русского языка... Ну да, "создателем" русского литературного языка почитают Александра Сергеевича Пушкина, но не с карамзинской ли "Бедной Лизы" ЭТО (под названием русская проза) стало возможно читать? Вы давно заглядывали в хрестоматийные тексты Фонвизина и Сумарокова? Полюбопытствуйте... Это некий словесный гомункул, где на почти церковнославянское тело надет узкий немецкий кафтан. Возможно, что русская проза началась именно с Карамзина. Тянет на хулиганство. Сказать, что на Пушкине и завершилась, хотя это глубоко не так.

Но ценим мы Николая Михайловича даже не за это. Да-с... "История государства Российского". Карамзин открыл русскую историю для образованной публики. Вот как отзывается об исторических работах Карамзина Александр Сергеевич Пушкин: "Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом".

Писана "История" здесь, в том самом Остафьеве, в абсолютно спартанской обстановке. Жаль, что нельзя приложить фотографию убранства флигеля, где это таинство происходило.

И никак невозможно обойти высказывания Карамзина о роли истории в становлении человека и (не побоюсь этого слова) гражданина. Сегодня, когда на теле российской истории оттаптываются все, кому не лень, звучит более, чем актуально.

"...простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках"

"Я не верю той любви к Отечеству, которая презирает его летописи и не занимается ими: надобно знать, что любишь"

"Настоящее бывает следствие прошедшего. Чтобы судить о первом, надлежит вспомнить последнее".

Прохаживаясь по кажущейся бесконечной анфиладе комнат, остановился у портрета одного из владельцев. Князь Андрей Вяземский. При нём усадьба приобрела свой более или менее современный вид.

Интерьеры говорят о том, что хозяева, если и не роскошествовали, то уж, как минимум, не бедствовали. На другом полюсе - вековая дремучая крестьянская нищета. Богатство, правда, совершенно особого толка. Очень много картин и книг. Обитатели усадьбы зачастую слыли вольнодумцами и любили читать. Сколько, должно быть, было сказано здесь слов о порабощённом русском народе и о его грядущем освобождении!

Не могу отделаться от советского образования. Цитаты из Ленина так и лезут: "Узок круг этих людей (в ленинском оригинале - революционеров). Страшно далеки они от народа" (статья "Памяти Герцена").

И вот для многих просвещённых либералов-россиян стало совершенным открытием преображение русского крестьянина... Вчера он тебе - "барин" и шапку ломает, а назавтра - "красного петуха". Эта метаморфоза чудесно описана в воспоминаниях Михаила Пришвина "Революция. Месть за мечту": "На правой стороне ангел плачет, а на левой - шут пляшет"

Печально, что во все века мы, "свободолюбивые интеллектуалы" оказываемся абсолютно неспособны понять русского мужика, которому, увы, все наши умствования и эстетствования глубоко чужды, и каждый раз мужик этот удивляет нас высоколобых глубиной своего нравственного падения.

А вот последний владелец Остафьево граф Павел Шереметьев пытался всю эту остафьевскую культуру для народа России сохранить. Музей организовал. При нём хранителем оставался. Не дали. Выселили графа в 1929-м. А в 1930-м и музей закрыли. Нефиг, дескать.

Вернулся  музей в Остафьево лишь в 1988-м. В Перестройку. А ценные экспонаты... Что-то нашли, наскребли очередные энтузиасты, а остальное... Издержки, господа.

Вот так-с!

#остафьево #усадьбаостафьево #музейусадьбаостафьево #русскийпарнас


Рецензии