Судьба куда нас не приводит

Мир удивляет
Все меня
Хотя седьмой
Десяток кончил

Но любопытен
Как всегда...
.....


По своему мировоззрению орочи были анимистами. Они одухотворяли окружающий мир, наделяя не только живых существ, но и природные объекты душой. Согласно космологическим представлениям народа вселенная состояла из трех миров – небесного буа, земного наа и подземного буни. Небесный мир был населен божествами и добрыми духами во главе с верховным божеством Эндури, который живет на небе со своей женой Эндури мамачи. Именно в небесный мир отправляется душа покойного из загробного мира буни, который появился по воле шамана. Верховное божество Эндури, управляя жизнью 3-х миров, опирается на своих помощников эдзэни – хозяев местности, природных явлений, животных, птиц, рыб и т.д. У орочей был распространен и культ медведя. Важную роль в жизни орочей играли шаманы, которые не только лечили людей, но и являлись хранителями родовых законов и традиций.
   Год у орочей делился на месяцы, соответствовавшие фенологическим (природным) явлениям и промысловым занятиям:
- гуси биани — «месяц прилёта орла»;
- туа — «месяц ворона»;
- зонка — «месяц, когда течёт с крыши»;
- илакта биани — «месяц цветов»;
- нада биани — «жаркий месяц» (7-й);
- омо хукканку ини — «первый месяц охоты с петлями»;
- амукин хукканкини — «последний период охоты с петлями»;
- мийэ — «месяц плеча»;
- ичэ — «новый месяц» — январь.
....
Датта - это «устье» в переводе с языка орочей. Село Датта расположено в устье Тумнина - реки, впадающей в Татарский пролив. В 1789 году здесь побывал французский мореплаватель Жан Лаперуз, исследовавший тихоокеанское побережье Евразии. Весной 1853 года в стойбище орочей в Датте устроил привал Николай Бошняк, участник экспедиции Геннадия Невельского, после чего продолжил путь с казаками к заливу Хаджи, переименованному им в Императорскую гавань (ныне Советская гавань).

    Сегодня в селе Датта более полутысячи жителей,  асфальт соединяет его с районным центром Ванино

В силу своей малочисленности орочи являются в настоящее время самой уязвимой этнической группой среди малочисленных народов Севера Хабаровского края. Практически утрачен родной язык. В 2002 году орочский язык назвали родным лишь 2,0 % орочей. Это очень низкий показатель среди малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Орочский язык – орочисэл до недавнего времени считался бесписьменным. Однако, вначале 2000 гг. на основе кириллицы  была создана орочская письменность


Рецензии