Непутёвые заметки Для души Братишка

«Сделай один шаг по направлению к Богу
и Бог сделает десять шагов навстречу тебе».
Суфийская пословица


Благодаря моему преподавателю представилась уникальная возможность не только подержать в руках, но и перечитать адресованное ей письмо, которое родилось после поездки к отцу, в две тысячи первом году. Оно переполнено еле сдерживаемыми эмоциями и яркими впечатлениями.
Действительно встряска была очень высокой амплитуды! За две недели пребывания на сибирской земле я написал сразу несколько памятных стихотворений. Такого короткого временного промежутка хватило с лихвой, для возникшего чувства искренней любви к этому затерянному обособленному таёжному миру. Уезжать не хотелось…


***



Осенью во всех школах страны дети традиционно пишут сочинение на тему: «Как я провёл лето». И хотя давным-давно уже не подхожу под категорию ни учащегося, ни студента, всё же хочется поделиться своими воспоминаниями и впечатлениями об очередном и столь необычном отпуске.
В первых числах августа решил отправиться в самостоятельную дальнюю поездку по Сибири и навестить отца. Здесь требуется маленькое уточнение. До сегодняшнего дня я не поддерживал с ним никаких отношений, ввиду очень давнего развода родителей. В памяти сохранились лишь смутные детские картинки о присутствии в доме главы семьи.
Забегая вперёд, скажу –  получил массу положительных эмоций от тёплой встречи на сибирской земле, увидел много интересного и познавательного, познакомился с родственниками.
А главное – мне посчастливилось впервые лично пообщаться со своим младшим братом, по линии отца, о котором хочу поведать далее.
Если кратко охарактеризовать всю поездку, то можно ограничиться следующей фразой. Это было как на одном из федеральных каналов, в передаче «Жди меня». И я благодарен судьбе, что моё путешествие сложилось именно так, а не иначе, но теперь – обо всём по порядку.
Изначально вопрос о предстоящем отъезде путешественника-одиночки казался нерешаемым, а поставленная цель попросту несбыточной.
Во-первых, камнем преткновения значились финансовые трудности. Где взять лишние деньги? Ведь на ежемесячное «латание дыр» в бюджете молодой семьи и без того наличности не хватало.
Во-вторых, не имел ни малейшего представления о маршруте дальнего путешествия, так как ранее не доводилось бывать в гостях у отца. Да и примут ли они у себя человека из другой семьи?
А в-третьих, и, пожалуй, самое главное – незадолго до отъезда, в районе и области случилось очередное наводнение, которое парализовало движение транспортных средств и лишило местных жителей привычного ритма жизни. Во всём  регионе ввели режим «ЧС». Тогда как одни лишились крыши над головой, другие безвозвратно потеряли урожай в своих огородах, домашний скот и готовящиеся запасы на зиму. Некоторые, не дожидаясь помощи от государства, покидали затопленные частные подворья и уезжали с насиженных мест, в поисках лучшей жизни.
Я молил Бога, чтобы он дал сибирякам сил выстоять перед натиском разбушевавшейся стихии, а так же об осуществлении возможности для своей дальней поездки, находящейся на грани срыва, взывал о помощи в поиске адреса проживания отца, об успокоении родных, оставшихся дома, в ожидании моего возвращения.
Не скрою, просил много – но молитвы были всецело услышаны. Незадолго до предполагаемой даты отъезда, в кассе предприятия, вдобавок к отпускной сумме, выдали неплохую премию и бесплатные проездные документы, к месту проведения отдыха и обратно.
Немного позднее, в почтовом ящике, увидел письмо от отца, в котором описывался подробный маршрут проезда, со всеми возможными пересадками на железнодорожном и автобусном транспорте. Им же была изображена схема движения от районного центра, через паромную переправу, до самой избы, в глухом таёжном посёлке, где меня уже ждут с любовью и нетерпением.
Отец пояснял, что с последствиями наводнения односельчане справились и теперь возвращаются к обычному укладу жизни. После заверений, прозвучавших из первых уст, в моей семье, наконец-то, воцарились тишина и покой, а дорожная сумка стала быстро наполняться личными вещами, купленными продуктами и припасёнными по такому случаю гостинцами.
В назначенный час скорый поезд подал сигнал отправления, и я поспешил навстречу судьбе…
Но, как бы тщательно ты не готовился к путешествию – всего не предусмотришь. Так и в моём случае произошла одна непредвиденная ситуация. Из-за значительного опоздания поезда дальнего следования остался в ночь в незнакомом сибирском городе, с названием Нижнеудинск. Справедливости ради надо отметить – бесцельное, на первый взгляд, времяпровождение таковым не стало. Близость предстоящей встречи не давала покоя. Сказывалось волнение. Уснуть не удалось, и я сел за небольшой письменный стол гостиничного номера, с листком в руках. Вот так, в предрассветный час, родились нижеприведённые строки, посвящённые моему родному отцу…

Не беда! Пусть годы пролетают,
Каждый день не прожит нами зря.
Сыновья судьбой своей шагают,
Внуки подрастают у тебя.
Нас воспитали не таить в душе обиду,
Мы не испортились соблазнами в конец.
Дорогу в жизни сами проложили,
Гордимся тем, что мать жива и есть у нас отец!

проездом г. Нижнеудинск
гостиница «УДА»
комната № 55
06.08.2001 год
С.А.

Когда же долгожданная встреча, через годы, и расстояния всё-таки состоялась, я вслух прочёл рифмованные строки за накрытым столом, перед всей собравшейся роднёй. Отец не смог сдержать слёз от волнения и нахлынувших воспоминаний, а новообретённый младший брат ловил каждое сказанное слово, и, слегка раскачивая в такт головой, тихонько нашёптывал озвученный мною стих, предугадывая ключевые рифмы. Этот трогательный момент и явился отправной точкой наших доверительных с ним отношений.
В первый же вечер он увёл меня к себе в дом и с гордостью стал показывать житьё-бытьё молодого женатого парня. Затем сыграл на гитаре и баяне несколько незнакомых мне песен. Уже в конце совместного пребывания, как бы невзначай, тихонько сказал, мол, у него тоже есть стихи собственного сочинения. До меня их никому не показывал, но сейчас хочет поделиться творческим секретом. Я с благодарностью принял его рукописи и унёс в свою комнату, для прочтения.
Следующая встреча за разговорами растянулась до пяти часов утра. Братишка живо интересовался моей жизнью, насущными проблемами, долго беседовали на разные темы. Оказалось – у нас очень много общего. Мы неоднократно пытались высказать одну и ту же мысль, причём одновременно. Наш внутренний мир оказался весьма схож.
Я умышленно не называл имени своего брата, до тех пор, пока не дошёл до обнародования рукописей. Теперь могу сказать – его зовут Романом. Данное родителями имя, на мой взгляд, полностью соответствует романтичности, и способности свободно излагать свои мысли, изъясняясь стихами.
Не скрою, следующие две ночи подряд запоем читал исписанные мелким почерком страницы. От постоянного недосыпания слезились воспалённые глаза. Но чем-то надо было жертвовать?! И жертва того стоила! Передо мной действительно предстал Роман – в своих стихах. Его биография, с яркими взлётами и стремительными падениями, простыми радостями и печалями просматривалась как на ладони.
За короткий промежуток времени я узнал о своём братишке столько, что соответствует десяти прожитым годам. Для этого пришлось проследить даты написания произведений. У меня возникло такое чувство, как будто я попал каким-то чудом в деревню к молодому Сергею Есенину и читаю его рукописные строки.
Оказывается – у нас с Романом не только общее мышление, но и одна на двоих судьба. Его жизнь в точности повторяет мою, лишь с небольшими отступлениями. В свои двадцать пять лет он успел познать любовь и предательство, полное отчаяние и разочарование в жизни. Духом не упал, и, вскоре, отправился на активные поиски потерянного счастья.
С большой любовью описывает отношения со своей женой, восторгается ею, проявляет чувства нежности к родившемуся ребёнку. Братишка очень чуток. Он тонко подмечает особенности характера своих односельчан, повествует о размеренной жизни в деревне. А с какой заботой он относится к природе и животным, населяющим местные леса! Всё вышеперечисленное прослеживалось мною при прочтении рукописей, от страницы к странице, от корки до корки.
Я был поражён способностью Романа быстро набросать несколько четверостиший, как от своего имени, так и от имени женщины, выражая её чувства и мысли. Он даже обратился в стихах к своему другу, преждевременно покинувшему наш мир. Немного погодя, набравшись смелости, спросил о подробностях произошедших событий. Ведь я тоже потерял единственного друга, и меня неоднократно посещали подобные идеи написания рифмованных строк, но не хватило сил выразить эмоции на бумаге.
Братишка охотно поведал печальную историю о парне, служившем в Чечне, которого тяжело ранили в бою, и теперь умирал в муках, на руках своей матери, в одном из военных госпиталей. Под воздействием эмоционального рассказа несчастной женщины и родилось столь необычное стихотворение.
По этическим соображениям я не стал уговаривать Романа переписать скорбный рассказ себе, поскольку считаю данный текст сугубо личным. Вместо этого осмелился спросить разрешения скопировать на память малую часть других творческих работ, которые очень чётко характеризуют братишку как личность. В знак согласия он подписал каждый выбранный стих своей подписью.

Я не художник, не поэт,
Я не философ и не гений,
Я не Икар, ни Архимед
И не учитель ваших пений.

Я человек, такой как все.
Такой же тёплый и холодный.
Приятна осень, рад весне,
Мне нравится весь мир природный.

Отсюда я пишу стихи,
А иногда пишу картины.
Есть у меня свои грехи.
Они болотной пахнут тиной.

12.09.1997 год
Р.А.

Эти строки как нельзя точно передают словесный портрет автора. Читая, ясно представлял лицо своего брата, без фотографии. Ещё раз, забегая вперёд, скажу – Роман действительно прекрасно рисует! Очередной повод для гордости – на некоторые его стихи была положена музыка. Родившиеся песни неоднократно звучали в поселковом клубе, во время танцев. К сожалению, мне так и не довелось их услышать.
Прочтя следующее стихотворение, долго не мог прийти в себя. Позже Роман скажет, что действительно стоял у крайней черты. И это был его сугубо личный взгляд на происходящее. Но, больше всего меня поразило послесловие, которое никак не рифмовалось, но чётко передавало весь трагизм создавшейся ситуации.

Никто не видит и точно не знает
Куда этот парень идёт,
Ведь дальше от жизни парнишка шагает,
Он смело шагает вперёд.

Утренний дождь и воющий ветер
Тихую песню поют.
От жизни парнишки остался лишь пепел,
Сгорели любовь и уют.

Устал от любви, от слепой, бесполезной,
Пропало желание жить!
Рукою затвор передёрнул железный,
Иначе не смог поступить.

У белой берёзки вдруг выстрел раздался –
Несчастному больше не жить.
Вот так молодой парень с жизнью расстался,
Иначе не смог поступить.

Вслед за нажатием пальца на курок последовал резкий выстрел. Он упал у старой берёзы, лицом вверх. Тугие губы парнишки растягивались в слабой посмертной улыбке. Глаза были широко открыты, а взгляд устремлён в небо. Его ещё тёплое, но уже безжизненное лицо заливал холодный дождь, смывая загустевшую кровь с правого виска. А ветер продолжал петь грустную песню…
Р.А.

К написанному тексту добавить нечего. К сожалению, дата создания не указана, но, судя по хронологии предыдущих и последующих записей, это мог быть тысяча девятьсот девяносто восьмой год. Уйти из жизни действительно тяжело, и под силу лишь отчаявшимся, но, на мой взгляд, намного сложнее перебороть себя, мобилизовать скрытые резервы и жить дальше, смотреть прямо людям в глаза, не потупив взгляд и не отводя его в сторону.
Позже у Романа появились другие, позитивные строки, навеянные поисками нового счастья. В следующей творческой работе меня привлекло описание внутренней борьбы, собственных переживаний, осознание того, что парнишку никто не хочет понять, и он в одиночку пытается найти единственно верный путь.

Как ангел я свят
И грешён, как Иуда,
И жизнь моя – замкнутый круг.
За что же хотят
Более грешные люди
Выхватить счастье из рук?

Глаза я открыл –
Впереди что – не ясно,
В огонь кто-то масла подлил.
И как не старайся –
Всё к чёрту, напрасно
И просто свет белый не мил.

Хочу быть живым
И счастливым немного,
Любимым хочу быть всегда.
От поисков счастья
Болят мои ноги
И время отняло года.

Не слышат меня и не понимают,
Не ты, и не он, не она.
Меня любит мама,
С душой обнимает –
Она понимает одна!

Уйти в монастырь
И райскою птицей,
Простившись, лишь Богу служить?
От мира сего навсегда удалиться?
Порой мне не хочется жить…

И где моя цель?
И к чему мне стремиться?
Скорей бы сойти мне с ума.
Пустая постель…
Одному мне не спится,
Ты всё понимаешь сама.

На жизнь и на время
Я жадный и падкий,
Но это однажды пройдёт.
Когда от судьбы отгадаю загадку,
Где нужен и кто меня ждёт.

16.01.1998 год.
Р.А.

Возможно, в некоторых стихах проскальзывает плагиат. С другой стороны, что можно считать плагиатом, а что – нет? Мне, не специалисту, судить трудно. Но я в первую очередь, смотрю, насколько сильны эмоции самого автора, как тонко он чувствует и как точно может передать их потенциальному читателю.

Злая осень разлучила нас
Холодными дождями и ветрами.
И вот пробил тот нежеланный час
И всё прошло, что было между нами.

Осколки счастья ветер раздувает,
А осень прячет в грязь любовь.
И вера в мыслях молча умирает,
В надежде остывает кровь.

Холодный дождь смывает слёзы
И шепчет мне, что всё пройдёт.
Исчезли с летом солнечные грёзы –
Меня уже никто не ждёт.

17.09.1999 год.
Р.А.

По стилю это скорее что-то среднее, между Афанасием Фетом и Сергеем Есениным. Но я понимаю, написал мой братишка – это часть его биографии!
Больше не стал ничего копировать. Мне оказалось вполне достаточно имеющейся информации, дабы представить себе какого брата я приобрёл. Ему порой трудно жить и оставаться творческим человеком среди простых односельчан.
Две недели пролетели совершенно незаметно. Под впечатлением ярких встреч и постоянного общения, я тоже набросал несколько строк.

Братишке

Не ждал, не думал, не гадал,
Что будет родственная встреча.
Жалею, раньше, что не знал.
Боюсь, в дальнейшем, что не встречу.

Роман, послушай, ты мне – брат!
Об этом говорит так много…
Знакомству без притворства рад,
Но впереди опять дорога.

Горжусь тобой, характером, душою
И миром внутренним твоим.
Благодарю за многое, не скрою
И за стихи, что прикоснулся к ним.

В них первая любовь и радость встречи,
Судьбы нежданный поворот,
Морозный день и тихий вечер,
Весною – поцелуи у ворот.

Я буду долго помнить наши речи,
Вопросы, откровенья у реки.
«Брат, нас не поняли?!» – отвечу:
«Другие просто в чём-то далеки».

Какие б ни были по жизни передряги,
Пусть будут все они немного ниже нас.
Дарю монету брату я на счастье,
Хочу ещё в Сибирь вернуться раз.

16.08.2001 год.
С.А.

Перед отъездом, в довесок к созданному стихотворению, подарил Роману монету, достоинством три копейки тысяча девятьсот тринадцатого года выпуска, которую нашёл у себя в огороде, во время окучивания картошки.
Расставание с родственниками для меня было очень тяжёлым. Я не мог прямо смотреть в глаза брату. Вероятно, боясь появления слёз, братишка не пошёл меня провожать к автобусу, а лишь крепко обнял во дворе и, не оглядываясь, быстро зашагал к своему дому. Но я-то знал, я-то чувствовал, что сейчас творится у него на душе. Сам не мог уснуть в ночь перед отъездом, а, уже находясь дома, после возвращения, ходил как потерянный. Позже Роман в письме признался – с ним творилось тоже самое! В поезде на меня нахлынули чувства, и я сделал вот такие записи в своей тетради.

Дорога домой

На исходе тёплого летнего дня
Скорый поезд уносит меня.
За окном понеслись километры
И вагона ускорился ход.
Я стою, обдуваемый ветром,
А тоска мою душу гнетёт.

Серпантином вьётся дорога,
Меж покрытых зеленью гор.
Дивный пейзаж, прекрасного много.
В памяти я сохраню весь колор.
И как в песне поётся одной –
«Это всё, что возьму я с собой».

Прощаюсь с Сибирским закатом,
Что так по приезду пленил,
С деревней, отцом и Ромкою – братом.
Я крепко вас всех полюбил!
Уверен буду в мысли сей –
С разлукой чувства лишь сильней.

За пыльным окном деревья мелькают
И мысленно дни обратно листают.
А в сердце моём происходит раскол –
Теряю людей, что с трудом приобрёл.
В тайге наступит скоро вечер
И рвётся с уст – до новой встречи!

23.09.2001 год.
С.А.

Теперь, после возвращения, моя жизнь разделилась на «До» и «После». Она проходит параллельно сразу в двух измерениях. Что-то на подобии раздвоения личности. Чувствую, как моя вторая половина – то есть моё второе «Я» находится в Сибири. Там мой настоящий дом! А сюда, на Урал, я приехал лишь на время, чтобы вскоре вернуться обратно. И эту разлуку переношу очень плохо.
Я даже сажусь для написания писем и машинально вбиваю строку – «Здравствуйте, привет из Сибири!» Потом либо зачёркиваю, либо беру новый лист. Когда от братишки пришла первая весточка, то я сильно разволновался и намеренно медлил вскрывать конверт. Оказалось зря. Роман как был прекрасным собеседником, так и остался им после моего отъезда. Его искромётный юмор пронизывает каждое письмо от начала до конца. У нас нет запретных тем. Мы откровенно делимся тем, что наболело или тем, что радует.
Я благодарен судьбе за такой поворот, за удивительную возможность увидеть своего брата, пообщаться с ним. И пусть он сейчас за три тысячи километров от меня рубит лес, а затем грузит его в железнодорожные вагоны, для отправки. Но я знаю наверняка – в перерывах от основной работы он по-прежнему продолжает сочинять стихи и слагать песни, рисовать портреты и воспитывать прекрасных детей. И я уважаю его за это.
В заключительной части письма от Романа прочёл четверостишье, ставшее моим девизом и которым я хочу подвести некий промежуточный итог.

Пусть города и сёла разъединяют нас,
Озёра, реки, горы голубые.
И разные пусть матери у нас,
И, всё-таки – с тобою мы родные!

27.09.2001 год
Р.А.

Примечание автора

Каждое из созданных мною стихотворений и, в дальнейшем, опубликованных в рамках данного произведения, а именно: «Родному отцу», «Братишке», «Дорога домой» уже имеют свои свидетельства о публикации.
Обращаю ваше внимание, что на использованные в данном тексте следующие стихотворения: «Я не художник, не поэт», «Никто не видит и точно не знает», «Как ангел я свят», «Злая осень разлучила нас», «Пусть города и сёла разъединяют нас» авторские права на момент публикации не зарегистрированы, но эти произведения всецело принадлежат их создателю, моему брату  – Анисимову Роману Алексеевичу, являются его интеллектуальной собственностью.
Надеюсь, что вскоре он заведёт свою авторскую страничку и, наконец, решится обнародовать написанные им многочисленные стихи. И я непременно желаю братишке удачи и творческих успехов!


Рецензии