путь паломника-3. большой круг

Каждому человеку создающему тексты знакомы периоды, когда творчество "встаёт на паузу". И лампа не горит, и врут календари... И так далее, и тому подобное... И у каждого автора свои способы проживать подобное "писательское межсезонье".

В такие дни я мысленно отправляюсь в Оптину пустынь. А когда есть свободные три дня и тыщ десять рублей, то    путешествие в Оптину происходит  в трехмерной обьективной реальности.

В Оптиной пустыни в свое время неоднократно бывали Достоевский, Гоголь, Толстой, Тургенев, Есенин. Это только из самых известных. Улавливаете логику? Вот-вот.

Вообще навигатор всегда пишет время в пути в зависимости от скорости движения и дорожной обстановки. Это значит в этот раз мне предстоит тринадцать незабываемых часов и 920 километров маршрута.

Словно километраж  и время в пути двух предыдущих поездок кем-то приплюсовались на вселеннских счетах.
То же самое с погодой. К снегу с дождём добавляется сильный боковой ветер. Это особенно чувствуется на прямых участках - автомобиль едва заметно переваливается с боку-на-бок. Словно кто-то баюкает, то ли утешая, то ли стараясь  сбить с толку, снизить концентрацию внимания.

Мне одному не скучно. За приборной панелью словно поселился сверчек из сказки про Буратино. Это моторчик вентилятора печки. Брюзжит сердито, разжевывает мне за жизнь, особенно на "двоечке" и "троечке" - положениях регулятора подачи воздуха в салон.

Длительные поездки это сочетание сидячей и динамической медитаций. Вроде бы и сидишь неподвижно, и одновременно пространство накатывает  под колеса, вираж за виражом. Знай не зевай.

Фоново наблюдаю поток своих мыслей. Многие из них лягут в сюжетную линию рассказа. Чуть позже. Дальние путешествия для меня  словно "охота" за интересными мыслями...

Если бы трасса М7 фигурировала в русских народных сказках, то медведи бы трудились : Михайло Потапыч - крупным чиновником в партии имени себя самого, Настасья Петровна - в министерстве дорог, которое бы лоббировал супруг, а Мишутка бы держал все точки парковок, кафе и заправки по всей  протяжённости федералки. Догадайтесь почему так? Даже одной М7 хватало бы и на мед, и на пергу, и на прополис. А с Машеньки, владелицы  сети  компаний- грузоперевозчиков, регулярно бы спрашивали кто разбил асфальт на трассе? И кто помял разделительный отбойник по факту каждого свежего эпизода?

Или вот такая мысль. Зачем нужно много раз ездить в одни и те же паломнические места? Это ж дважды два! Вот, следите за размышлениями.

Первая поездка это связь. Словно нить между святыней и человеком. Опять же клубок бабы Яги из сказок вспоминается. Нить Ариадны в лабиринте Минотавра. Во многих эпосах  есть подобный образ. Каждая следующая поездка ещё одна нить сплетенная с первой. Больше нитей - устойчивей связь. Поездки в разные сезоны - связь с местами силы вне зависимости от погоды, 24/7/365 без выходных.

А тем временем трасса мигает аварийками, как елка новогодними гирляндами. Кого-то тащат на буксире, кто-то меняет запаску. Если зимой на обочине вы видите, как человек вытаскивает сумки из багажника - к гадалке не ходи по какому поводу остановка.

Я путешествую без магнитолы. Так повелось изначально. Лучшая музыка в пути - это ровное монотонное гудение мотора, звук бензонасоса на колонке автозаправки  и щелчек фиксатора рукоятки "пистолета", когда топливный бак полон.

С Володей мы встречаемся как в кино, через 8 лет после знакомства в Непале, почти как в Гималаях, на заснеженной дороге, возле града Козельска , вблизи поворота на Оптину.

Доезжаем до паломнической парковки. И беседуем обо всем на свете, до начала утренней службы в монастыре. С жаром, перебивая друг друга, чтобы рассказать что-то очень важное, пока мысль мелькнула, словно крупная рыба, , а внимание зацепилось за неё. Словно городские мальчишки, одноклассники сидящие за одной партой, которые наперебой делятся  в первый учебный день в школе, кто как провел лето в деревне. Хотя одному уже полтос, а другому шесть десятков скоро....

- По моему, Серёга московский, больше йог, чем те, кто по два-три раз в неделю гнётся в залах на ковриках, - размышляю я вслух.

С Володей и Серёгой мы ходили к "южному лицу" Кайлаша - на "точку Шивы", которое старт и финиш внутренней коры, возможной после десяти внешних обхождений горы - места жительства покровителя йогов.

 - Хотя, Серёга не гибкий не разу, после десятка обхождений Кайлаша у него сознание как у будлистского монаха. Потому что десять лет каждый год он копил деньги не чтобы на море поехать, а чтобы, ключевое слово - добровольно, топать в условиях высокогорья, при дефиците кислорода, полста километров. Ради чего? Вооот, - развивает мою мысль Володя.

- Христианские монахи, индусские йоги в ходе своих практик стремились к одному и тому же состоянию. Посещение православного  монастыря таким образом даёт возможность испытать такое же воодушевление ищущему , как  индийский ашрам, - приходим мы к общему выводу.

Главное потом не расплескать благость в мирской суете. Это ещё одна причина приезжать в такие места снова. Трудно не расплескать, время от времени требуется восполнять уровень.

Володю крестили в Оптине, плюс он живёт рядом в Калуге, поэтому знает монастырь и окрестности лучше любого экскурсовода. Заходим во все храмы, выполняем все надлежащие паломникам действия. Володя открывает мне здешние секреты:

-Слушай, я летом обратил внимание гостевые  дома сделаны как деревенская улица!
- А это и была деревня вблизи обители. Монастырь выкупил землю и дома и сделал ремонт в одном стиле.

Вот так.

А потом мы идём совершать окунание в источник, который называется "Крест". Такое название не случайно, потому вода проходит через конструкцию из нержавеющих труб, имеющих форму символа христианства и льётся с двух концов длинной поперечной перекладины - сверху вниз под сильным напором. Даже летом, чтобы встать под "Крест" нужно собраться с духом, а уж зимой...

Далее я с нимаю видос с комментариями и готовлюсь к окунанию. Последующие мои телодвижений не вошли в кинохронику. Ступая осторожно по облеленевшим ступеням я все-таки подскальзываюсь и наворачиваюсь в источник не по-тихоньку, а с размаху одномоментно. После чего встать под струю холодной воды проще.

- С любовью, с благодарностью, с благословением! Аминь!

Потом мы едем ещё в один монастырь. Под густыми хлопьями снега, автомобиль рыскает из стороны в сторону на обледенвшей дороге. Ухабы и неровности снежных наносов словно стиральная доска  вытряхивают весь накопленный на клеточном уровне негатив. Так было по дороге в степях Калмыкии, так было на острове Ольхон. Русские дороги - уникальны по своим психотерапевтическим свойствам. Это своего рода чистка перед посещением кельи иеромонахини Сепфоры.

Если бы не Володя я бы и не узнал про это место. Нам показывают предметы которыми пользовалась матушка Сепфора. Личные вещи. В том числе фрагмент посошка. И вдруг я понимаю почему посох не целый. Склонность к иронизирования предлагает свою версию. Возможно матушка прикладывалась посошком по нерадивым работникам. Потому что добрым словом и посошком вдохновляется эффективнее, чем просто добрым словом.

Потом я, конечно же, мысленно прошу прощения у матушки Сепфоры за дерзость и набираю конфет из вазы стоящей в её комнате. И мне приходит ещё один образ...

Благодать, похожа на конфеты, которые ты привозишь из путешествий по святым местам и раздаешь тем, у кого нет возможности самим съездить в паломничество  по разным причинам.

Словно бог раздаёт конфеты через  паломников. Не нам решать - кому отдать или не отдать конфету.  Наша задача доставить
И если благодать это вода, живитнльная влага, то паломники и просто верующие люди это  русло реки.

Потом мы едем в Калугу, где я останавливаюсь на ночлег в гостях у Володи и Галины, его жены. На аскетично накрытом столе горит монастырская свеча. Я пою йоговские песни под гитару , перепевки известных шлягеров, выполняю йоговские асаны, потом опять пою песни, под которые неожиданно для себя  плачу.

После того как эмоции вышли, мгновенно приходит сон...

Я впервые ночую в доме построенном на месте разрушенного при большевиках храма.
Утром в дорогу мне заправляют термос колумбийским молотым кофе с мёдом, дают пакет липового цвета, стопку пресных лепешек с изюмом,  упаковку свечей, которыми один из знакомых Володи снабжает окрестные монастыри. А ещё Галина презентует мне два круглых коврика связанных вручную крючком. Кропотливая работа. Щедрые  дары.

Прогреваю автомобиль, пока Володя расчищает от снега  площадку перед выездными воротами, и набираю в навигаторе пункт назначения. Папа просил привезти зимние наконечники для скандинавских палок из Ашана. Ближайший в Калуге, но он откроется только через полтора часа, поэтому пишу адрес в Подольске. Обнимаемся на дорожку и стартую. С Богом!

По дорогам областного значения, под обильным снегопадам продвигаюсь по маршруту. В одном месте рискованно обгоняю вереницу авто едва плетущихся  за снегоуборочной машиной. Причем ощущение такое, словно не я рулю, словно мной рулят...

По обочинам дороги ожидаемо торчат в сугробах особо нетерпеливые участники дорожного движения на авто премиальных марок. Нууу, по заслугам и честь, пацаны! Ничего личного.

В Подольске искомого товара не нашлось, погуглил я ещё ашанов по Москве. А между тем,  время уже к обеду и карта Москвы в навигаторе предсказуемо  разукрашивается в желто-красные цвета.  Здравая мысль, что зимние наконечники для скандинавских палок  продаются и в Чебоксарах, помогает выстроить новый маршрут. В Серпуховский Высоцкий мужской монастырь, где главная святыня "Неупиваемая чаша". Где молятся об исцеление от алкогольной и наркотической зависимости. Весьма посещаемое место, хотя в топ десять паломнических мест не значится.

"С чего бы это?" - напрашивается вопрос сам собой. Да потому что накануне, Володя, наблюдая, как я энергично осушаю бутыль, любезно предложенного красного вина, словно невзначай роняет:

- Очень сильное место есть. Многим помогает.

И рассказывает, как добраться в Серпухов. Называет ориентиры, даёт  привязки к карте. Без нажима, мягко так, а намёк я сразу просек. Вот и еду теперь...

Батюшка, читающий молебен, проговариавает оконцовки фраз по слогам. Раздельно. Как в школе. Какой контингент, такой и подход. Это одновременно раздражает и забавляет меня. Однако выдерживаю всю службу на ногах, не присаживаясь на имеющиеся в наличии скамьи. Замечаю, что этот монастырь посещают крупные армейские чины. Ну да, ну да....

Позже напишу какой получился результат. Скептик внутри меня мусолит леденцы от матушки Сепфоры и ухмыляется. Набираю освященной воды в храме, покупаю горький шоколад с логитипом монастыря и продолжаю путь.

Объезжаю желто-красную Москву по широкой дуге:  Подольск-Серпухов-Бронницы. Выхожу на МКАД в сумерках, через Люберцы в обход "платников" и все равно на минут сорок встаю в пробку.

И уже на М7 выжимаю педаль в полик. В воздухе висит водяная взвесь от множества колёс фур. Щётки дворников пляшут по лобовухе рок-н-ролл. Ямы на асфальте скрыты грязным снегом, поэтому автомобиль несколько раз чувствительно встряхивает.  Вытаскиваю поверх свитера нательный медальон с образом Сергия Радонежского, вдетый на сандаловые йоговские четки. Перед особенно рискованными обгонами прикладываю оберёг к губам и шепчу "Ом намо Шивая!Господи помилуй!"

В какой то момент рядом идущая фура резко виляет, объезжая выбоину, так что из-под её колёс грязный снег шлейфом накрывает капот и лобовуху в момент обгона! Охренеть!!! Нехилая порцайка адреналина знакомо  впрыскивается в кровь. Как же без экстрима-то? Спасибо тебе, добрый человек на большой машине! На пару секунд, на скорости около сотки, картинка пропадает. Я только успеваю подумать, что слева минимум в метре  отбойник, справа бешено вращающиеся сдвоенные колеса прицепа, нужно просто держать руль прямо, исключив панику.
Щётки дворников заранее включённые в режим "буги-вуги" справляются с облепившей стекло "кашей" из склизского снега и реагентов в три-четыре такта. Уффф! Это я ещё только до Балашихи доехал.

Меняю тактику обгонов. Если раньше я осторожно "протискивался" мимо дорожных мастодонтов, то теперь стараюсь минимизировать время нахождения "между молотом и наковальней" - пролетаю опасный зазор стрелой.

Хотя раз на раз не приходится. Навигатор подсказывает что впереди ДТП в правом ряду. Справа по обочине прошел тягач техподдержки по глубокому снегу. Встаю в его колею и пробую объехать пробку, так многие делают. Еду по-тихонечку, а в это время фура с номерами заметенными снегом сдвигается вправо закрывая проезд. И я снова плетусь как все. Но мысль приходит свежая:
"Если дальнебойщик не даёт вам свободно проехать мимо себя на трассе, это не значит, что он мудак и вредный дядька. Просто парняга проехал уже не одну тысячу вёрст и ему скучно. Вот и развлекается в меру своих сил и возможностей."

Вновь ускоряюсь по левой полосе. Асфальт правой  полосы основательно  разкурочен и двигаться по нему желательно днем или, если ночью, то исключительно на гусеничной технике.

Приходит ещё один мыслеобраз:
" Мой автомобиль легче птичьего пера, поэтому он безопасно проходит над ямами, едва касаясь краев!"

Так и чередую настрои переменно, то про нитку и игольное ушко, то про подарок от  волшебной птицы.

Вблизи Вортынца в Нижегородской области ещё одна авария. Третья по счету за сутки на пути следования. Вижу встречка стоит. Выруливаю из своего ряда и еду пару километров до места ДТП. Фактически это нарушение, но меня словно кто-то ведёт.

Стоит машина скорой помощи с мигалкой , в которую кого-то загружают. Пара автомобилей ДПС, само-собой. Две сцепившиеся, как бультерьеры, разбитые, покореженные тачки перегородившие проезд . Полицейские, молодые ребята, машут жезлами, останавливая мой автомобиль, по их меркам моё поведение недопустимо. Опускаю стекло, разговор длится полминуты:
- Здравствуйте! Куда так торопитесь?
- Здравствуйте! Возвращаюсь домой из паломничества. Всю ночь за рулём!

Патрульные видят четки с медальном на котором образ Сергия Радонежского поверх свитера , видят седую бороду а-ля старик Хотабыч, feat  дед Мороз. По возрасту я им в отцы гожусь.

- Проезжайте! Счастливой дороги!

У меня даже не спрашивают документы для проверки. Ом намо Шивая! Господи помилуй!

Ещё час пути и финиширую в Чебоксарах наполненный эмоциями и впечатлениями. А на следующий день после возвращения  приходит идея написания цикла рассказов "путь_паломника".

Думаю что неслучайно. Ведь в Оптиной пустыни в свое время неоднократно бывали Достоевский, Гоголь, Толстой, Тургенев, Есенин. Это только из самых известных. Улавливаете логику? Вот-вот.


Рецензии